Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Введение
Музы и науки продвигаются к северу
«Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую»
Из Летнего дворца в Кикины палаты
«В посещении музеев труда не жалел»
«Присылают все, достойное внимания и сохранения»
Кунсткамера и Библиотека в новом здании
«А чтоб Академия в потребных способах недостатку не имела...»
«…каталогус на российском диалекте напечатать»
Пожар 5 декабря 1747 г.
Восстановление музейных фондов
«…кроме России, случая найти невозможно»
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Посещение Петром Великим музеев и коллекций в Европе
Знакомство Петра Великого с европейскими учеными
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Учреждение Кунсткамеры с Библиотекой в 1714 г.
Летний дворец и Кикины палаты
Заведение Кунсткамеры. Из подлинных анекдотов о Петре
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Приобретение коллекций в Европе
Приобретение собрания Я. Брюса
Даниил Готлиб Мессершмидт (1685–1735) и Кунсткамера
Экспедиция Д.Г. Мессершмидта (1719-1726)
Тератологическая коллекция Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Каталоги и нарисованный музей
Каталоги Кунсткамеры, изучение коллекций
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Вторая Камчатская экспедиция
Поездка Ф.-Л. Елачича в Китай
Физические экспедиции 1760-1770-х гг.
Исследования Северо-востока Сибири и Пассифики
Кругосветные путешествия и коллекции Кунсткамеры
Пожар в Кунсткамере в 1747 г.
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Выбор места для строительства здания Кунсткамеры
Архитекторы Кунсткамеры, строительство здания
Башня знаний
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Реконструкция экспозиционных шкафов Кунсткамеры XVIII в.
Коллекции Кунсткамеры
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Роберт Карлович Арескин
Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост
Иоганн Даниил Шумахер
Иван Иванович Тауберт
Петр Симон Паллас
Семен Кириллович Котельников
Иван Фомич Буссе
Николай Яковлевич Озерецковский
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Воспоминания и записки иностранцев
«Письмовник» Н.Г. Курганова
Кунсткамера в «Описании Санктпетербурга» А.И. Богданова
Басня И.А. Крылова «Любопытный»
Заключение
Страница 21

 

Донесение И.Д. Шумахера

в Адмиралтейскую коллегию с просьбой

о выделке пергамена на адмиралтейских мельницах для рисования

курьезных вещей.

Отпуск рукой писца с подписью-автографом И.Д. Шумахера. 4 марта 1724  г.

СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1. Л. 80.

Вспомним, что в контракте, заключенном с Шумахером в 1724 г., оговаривалась его обязанность составлять каталоги. Один из первых рукописных каталогов, составленный Шумахером частично на немецком, частично на латыни «при первом устройстве Кунсткамеры и распределением предметов на классы», сохранился в Архиве РАН в Санкт-Петербурге  [40]. В ноябре 1727 года, когда еще не все коллекции были собраны вместе, а хранились в разных местах, по повелению императора Петра II была начата работа над созданием каталога на русском языке: «Велено Ея императорским величеством кунст-каморы каталогус на российском диалекте напечатать, а самые куриозные вещи выгрыдоровать»  [41]. К 1727 году в Кунсткамере уже велась работа по зарисовке хранящихся и вновь поступающих предметов. Это работа велась на протяжении всего XVIII века художниками Петербургской Академии наук.

Уникальная коллекция акварельных рисунков предметов Кунсткамеры сохранилась, к сожалению, не полностью. Однако и то, что сохранилось (около 2000 рисунков), позволяет судить о грандиозности созданного при Кунсткамере «Музея на бумаге». Идея издания каталога в 1727  г. не была осуществлена, поскольку политическая обстановка в России изменилась, а положение и Академии наук, и Кунсткамеры, несмотря на государственный статус, напрямую зависело от воли императорского двора. В этом, кстати, также одна из особенностей Петербургской Кунсткамеры. Архивные документы свидетельствуют о том, что экспонаты музея могли

быть, например, то затребованы для маскарада, то «казенные» глобус серебряный и 48 листов акварелей Марии Сибиллы Мериан взяты в кабинет Ее Императорского величества. Даже о повышении оплаты работы учеников и подмастерьев необходимо было обращаться непосредственно к первому лицу государства.

В 1727  г. на трон был возведен Петр II, внук Петра Великого, который переехал, а с ним, конечно, и весь царский двор в Москву. В Петербурге прекратилось строительство, новая столица опустела, но с приходом к власти в 1730  г. племянницы Петра I Анны Иоанновны, которая предпочла Москве Петербург, ожила. Энергичнее стала и деятельность Академии наук и Кунсткамеры. В 1730  г. был составлен Реестр вещей, книг и инструментов Петра Великого, поступившие в Кунсткамеру и Библиотеку  [42]. В 1730-е–40-е  гг. активно зарисовываются предметы Кунсткамеры. Готовятся к изданию

«…каталогус на российском диалекте напечатать»
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд