Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Введение
Музы и науки продвигаются к северу
«Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую»
Из Летнего дворца в Кикины палаты
«В посещении музеев труда не жалел»
«Присылают все, достойное внимания и сохранения»
Кунсткамера и Библиотека в новом здании
«А чтоб Академия в потребных способах недостатку не имела...»
«…каталогус на российском диалекте напечатать»
Пожар 5 декабря 1747 г.
Восстановление музейных фондов
«…кроме России, случая найти невозможно»
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Посещение Петром Великим музеев и коллекций в Европе
Знакомство Петра Великого с европейскими учеными
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Учреждение Кунсткамеры с Библиотекой в 1714 г.
Летний дворец и Кикины палаты
Заведение Кунсткамеры. Из подлинных анекдотов о Петре
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Приобретение коллекций в Европе
Приобретение собрания Я. Брюса
Даниил Готлиб Мессершмидт (1685–1735) и Кунсткамера
Экспедиция Д.Г. Мессершмидта (1719-1726)
Тератологическая коллекция Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Каталоги и нарисованный музей
Каталоги Кунсткамеры, изучение коллекций
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Вторая Камчатская экспедиция
Поездка Ф.-Л. Елачича в Китай
Физические экспедиции 1760-1770-х гг.
Исследования Северо-востока Сибири и Пассифики
Кругосветные путешествия и коллекции Кунсткамеры
Пожар в Кунсткамере в 1747 г.
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Выбор места для строительства здания Кунсткамеры
Архитекторы Кунсткамеры, строительство здания
Башня знаний
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Реконструкция экспозиционных шкафов Кунсткамеры XVIII в.
Коллекции Кунсткамеры
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Роберт Карлович Арескин
Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост
Иоганн Даниил Шумахер
Иван Иванович Тауберт
Петр Симон Паллас
Семен Кириллович Котельников
Иван Фомич Буссе
Николай Яковлевич Озерецковский
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Воспоминания и записки иностранцев
«Письмовник» Н.Г. Курганова
Кунсткамера в «Описании Санктпетербурга» А.И. Богданова
Басня И.А. Крылова «Любопытный»
Заключение
«Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую»
Страница 4

Гуайява, паук-птицеед, паук-крестовик, паук-волк, американский таракан, муравей-листорез,

муравей-портной, колибри.

Пергамен. Акварель, кроющие краски.

40,9 х 31,6  см.

СПФ АРАН. Р. IX. Оп. 8. Д. 32. Л. 1.

Гибискус [?] и неизвестные бабочки,

гусеницы и куколки.

Пергамен. Акварель, кроющие краски. 39,8 х 29  см. СПФ АРАН. Р.  IX. Оп.  8. Д.  51. Л.  1.

собрать в ящик и надлежит их кормить свежими листами, на которых они живут. И тако мочно видеть, как они переменяются по немногие дни повращаются в бабочки. Сию бабочку, аще булавкою проткнешь и укрепишь, дабы она висела, потом ящик засмолить, дабы их никакая гадина не испортила…Таким же подобием мочно и иных больших червяков убрати. Мы не сумняемся, на Москве многия такия удивительныя бабочки и иные всякие гадины изобильно обретаются»  [6]. Это очень интересное письмо. Во-первых, мы узнаем, что русский царь посылает амстердамским коллегам по собирательству российские препараты; во-вторых, что интересует профессора Рюйша; в-третьих, как амстердамский анатом инструктирует Петра Великого; наконец, письмо свидетельствует, что Петр знал, а, может, по просьбе Рюйша, и наблюдал метаморфозы насекомых. В 1717  г. он и Р.  Арескин купят в Амстердаме акварели знаменитой Марии Сибиллы Мериан, на которых эти превращения изображены столь искусно и со знанием дела, что явили Петру великолепное соединение науки и искусства. Акварели на пергаментных листах до сих пор, почти через 300 лет после их создания, поражают каждого, даже далекого от науки или искусства, человека. Эти купленные в Амстердаме акварели также поступили в Кунсткамеру.

Маниок, ложнображник  сфинкс (гусеница  и куколка), сельский  бражник, горбатка, удав.

Пергамен. Акварель, кроющие краски. 41,5 х 30,4 см.

СПФ  АРАН. Р.  IX. Оп.  8. Д.  33. Л.  1.

 

Хлопчатник, геликопсис  купидо, неопределимые  гусеница  и  куколка  и  прибрежная  медведица.

Пергамен. Акварель, кроющие краски. 40 х 30,3 см.

СПФ АРАН. Р.  IX. Оп.  8. Д.  34. Л.  1.

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд