Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Введение
Музы и науки продвигаются к северу
«Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую»
Из Летнего дворца в Кикины палаты
«В посещении музеев труда не жалел»
«Присылают все, достойное внимания и сохранения»
Кунсткамера и Библиотека в новом здании
«А чтоб Академия в потребных способах недостатку не имела...»
«…каталогус на российском диалекте напечатать»
Пожар 5 декабря 1747 г.
Восстановление музейных фондов
«…кроме России, случая найти невозможно»
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Посещение Петром Великим музеев и коллекций в Европе
Знакомство Петра Великого с европейскими учеными
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Учреждение Кунсткамеры с Библиотекой в 1714 г.
Летний дворец и Кикины палаты
Заведение Кунсткамеры. Из подлинных анекдотов о Петре
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Приобретение коллекций в Европе
Приобретение собрания Я. Брюса
Даниил Готлиб Мессершмидт (1685–1735) и Кунсткамера
Экспедиция Д.Г. Мессершмидта (1719-1726)
Тератологическая коллекция Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Каталоги и нарисованный музей
Каталоги Кунсткамеры, изучение коллекций
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Вторая Камчатская экспедиция
Поездка Ф.-Л. Елачича в Китай
Физические экспедиции 1760-1770-х гг.
Исследования Северо-востока Сибири и Пассифики
Кругосветные путешествия и коллекции Кунсткамеры
Пожар в Кунсткамере в 1747 г.
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Выбор места для строительства здания Кунсткамеры
Архитекторы Кунсткамеры, строительство здания
Башня знаний
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Реконструкция экспозиционных шкафов Кунсткамеры XVIII в.
Коллекции Кунсткамеры
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Роберт Карлович Арескин
Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост
Иоганн Даниил Шумахер
Иван Иванович Тауберт
Петр Симон Паллас
Семен Кириллович Котельников
Иван Фомич Буссе
Николай Яковлевич Озерецковский
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Воспоминания и записки иностранцев
«Письмовник» Н.Г. Курганова
Кунсткамера в «Описании Санктпетербурга» А.И. Богданова
Басня И.А. Крылова «Любопытный»
Заключение
Страница 197

 

Friedrich Christian Weber.

«Das veränderte Russland».

Hannover, 1721.

 

Кунсткамера с первых лет своего основания стала достопримечательностью Санкт-Петербурга. Традиция демонстрировать Императорский музей просвещенным иностранцам была заведена Петром Великим и, несомненно, на это повлиял личный опыт царя при посещении им во время заграничных путешествий коллекций августейших особ в европейских столицах. Описания экспозиций Музея находим в дневниках резидентов европейских дворов, участников посольств, путешественников.

Я. Штелин упоминает, что, когда еще Кунсткамера располагалась в Кикиных палатах, Петр «назначил там поутру в пять часов первую аудиенцию прибывшему к нему от Римского императора посланнику» [1]. Приведем несколько цитат из воспоминаний и записок посетивших Кунсткамеру в начале XVIII – начале XIX вв.

Фридрих Христиан Вебер – ганноверский резидент при русском дворе в царствование Петра Великого, посетивший Кунсткамеру в Кикиных палатах во время своего пребывания в Петербурге в 1714–1717 годах, писал: «Если будет продолжаться постоянно приращение и теперь уже драгоценной библиотеки, то в немного лет она станет наряду с важнейшими Европейскими, не по числу, но по достоинству находящихся в ней книг. Превосходные картины, которыми обладает царь, нельзя купить ни за какие деньги. Вещи, перешедшие к нему от предков его и полученные им изо всех Азиатских областей, тщательно хранимые в Петербурге, составляют превосходнейший кабинет редкостей <…> Химические и другие редкости из царства растительного и минерального, множество уродов, Готторпская сфера, представляющая систему Коперника, математические инструменты и множество других вещей, состоявших прежде под наблюдением умершего царского лейб-медика Арескина, по справедливости заставляют удивляться, каким образом такое громадное,

 

Воспоминания и записки иностранцев
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд