Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Введение
Музы и науки продвигаются к северу
«Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую»
Из Летнего дворца в Кикины палаты
«В посещении музеев труда не жалел»
«Присылают все, достойное внимания и сохранения»
Кунсткамера и Библиотека в новом здании
«А чтоб Академия в потребных способах недостатку не имела...»
«…каталогус на российском диалекте напечатать»
Пожар 5 декабря 1747 г.
Восстановление музейных фондов
«…кроме России, случая найти невозможно»
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Посещение Петром Великим музеев и коллекций в Европе
Знакомство Петра Великого с европейскими учеными
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Учреждение Кунсткамеры с Библиотекой в 1714 г.
Летний дворец и Кикины палаты
Заведение Кунсткамеры. Из подлинных анекдотов о Петре
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Приобретение коллекций в Европе
Приобретение собрания Я. Брюса
Даниил Готлиб Мессершмидт (1685–1735) и Кунсткамера
Экспедиция Д.Г. Мессершмидта (1719-1726)
Тератологическая коллекция Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Каталоги и нарисованный музей
Каталоги Кунсткамеры, изучение коллекций
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Вторая Камчатская экспедиция
Поездка Ф.-Л. Елачича в Китай
Физические экспедиции 1760-1770-х гг.
Исследования Северо-востока Сибири и Пассифики
Кругосветные путешествия и коллекции Кунсткамеры
Пожар в Кунсткамере в 1747 г.
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Выбор места для строительства здания Кунсткамеры
Архитекторы Кунсткамеры, строительство здания
Башня знаний
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Реконструкция экспозиционных шкафов Кунсткамеры XVIII в.
Коллекции Кунсткамеры
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Роберт Карлович Арескин
Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост
Иоганн Даниил Шумахер
Иван Иванович Тауберт
Петр Симон Паллас
Семен Кириллович Котельников
Иван Фомич Буссе
Николай Яковлевич Озерецковский
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Воспоминания и записки иностранцев
«Письмовник» Н.Г. Курганова
Кунсткамера в «Описании Санктпетербурга» А.И. Богданова
Басня И.А. Крылова «Любопытный»
Заключение
Страница 1

Гравюра Г.А. Качалова по рисунку М.И. Махаева.

Проспект вниз по Неве реке между зимним ее императорского величества домом

и Академией наук. Правый берег.

Бумага. Офорт.  50 х 70  см. 1751–1753 гг.

Под изображением подпись:

Грид. Мастер Григорий Качалов.

СПФ АРАН. Р. XII. Оп. 2. Д. 19. Л. 5.

 

На гравюре изображены дворец Прасковьи Федоровны, вдовы брата Петра I – Ивана V, переданный после смерти владелицы в ведение Академии наук (1720–1727,

арх. М.Г. Земцов, по проекту Г.И. Маттарнови), здание Кунсткамеры до пожара 1747 г. (1718–1734, арх. Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Киавери, М.Г. Земцов),

за ним здания Двенадцати коллегий и Меншиковского дворца. Через Неву перекинут Исаакиевский (Невский) плашкоутный мост (впервые наведен в 1727 г.).

 

Представим себе Санкт-Петербург в первые годы XVIII века: не город, а стройка. На почти пустом болотистом месте, по берегам полноводной реки русский царь возводит новый город. Нужны жилые дома для простого люда, дворцы для знати, стучат топоры в Адмиралтействе на постройке кораблей, разбиваются сады, мостятся улицы, для чего каждый житель города должен собрать по 100 камней [1]. Со всей страны свозятся работные люди, чтобы строить новую столицу Российского государства. В 1710 году по указу царя 4720 мастеровых должны быть переведены на берега Невы «на вечное житье», в 1714 г. – 350 дворян, 300 купцов и 300 «мастеровых людей всех художеств»  [2]. Тут и там слышна иностранная речь: русский царь нанял в разных странах архитекторов, садовников, моряков, строителей. Сам Петр I вникает во все детали строительства города. Не забудем, что в это же время идет война России со Швецией, которая продлится 20 лет (1700–1721  гг.), постоянные сражения с Турцией, к тому же неспокойно и внутри страны  [3]. Но война со Швецией ознаменована уже блестящей Полтавской баталией в 1709  г., в ходе Прутского похода Петра в 1711  г. заключен мирный договор с Турцией, в 1714  г. шведский флот потерпел поражение при Гангуте.

 

Введение
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд