Страница 1

Гравюра Г.А. Качалова по рисунку М.И. Махаева.

Проспект вниз по Неве реке между зимним ее императорского величества домом

и Академией наук. Правый берег.

Бумага. Офорт.  50 х 70  см. 1751–1753 гг.

Под изображением подпись:

Грид. Мастер Григорий Качалов.

СПФ АРАН. Р. XII. Оп. 2. Д. 19. Л. 5.

 

На гравюре изображены дворец Прасковьи Федоровны, вдовы брата Петра I – Ивана V, переданный после смерти владелицы в ведение Академии наук (1720–1727,

арх. М.Г. Земцов, по проекту Г.И. Маттарнови), здание Кунсткамеры до пожара 1747 г. (1718–1734, арх. Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Киавери, М.Г. Земцов),

за ним здания Двенадцати коллегий и Меншиковского дворца. Через Неву перекинут Исаакиевский (Невский) плашкоутный мост (впервые наведен в 1727 г.).

 

Представим себе Санкт-Петербург в первые годы XVIII века: не город, а стройка. На почти пустом болотистом месте, по берегам полноводной реки русский царь возводит новый город. Нужны жилые дома для простого люда, дворцы для знати, стучат топоры в Адмиралтействе на постройке кораблей, разбиваются сады, мостятся улицы, для чего каждый житель города должен собрать по 100 камней [1]. Со всей страны свозятся работные люди, чтобы строить новую столицу Российского государства. В 1710 году по указу царя 4720 мастеровых должны быть переведены на берега Невы «на вечное житье», в 1714 г. – 350 дворян, 300 купцов и 300 «мастеровых людей всех художеств»  [2]. Тут и там слышна иностранная речь: русский царь нанял в разных странах архитекторов, садовников, моряков, строителей. Сам Петр I вникает во все детали строительства города. Не забудем, что в это же время идет война России со Швецией, которая продлится 20 лет (1700–1721  гг.), постоянные сражения с Турцией, к тому же неспокойно и внутри страны  [3]. Но война со Швецией ознаменована уже блестящей Полтавской баталией в 1709  г., в ходе Прутского похода Петра в 1711  г. заключен мирный договор с Турцией, в 1714  г. шведский флот потерпел поражение при Гангуте.

 

Введение
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд