Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Введение
Музы и науки продвигаются к северу
«Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую»
Из Летнего дворца в Кикины палаты
«В посещении музеев труда не жалел»
«Присылают все, достойное внимания и сохранения»
Кунсткамера и Библиотека в новом здании
«А чтоб Академия в потребных способах недостатку не имела...»
«…каталогус на российском диалекте напечатать»
Пожар 5 декабря 1747 г.
Восстановление музейных фондов
«…кроме России, случая найти невозможно»
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Посещение Петром Великим музеев и коллекций в Европе
Знакомство Петра Великого с европейскими учеными
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Учреждение Кунсткамеры с Библиотекой в 1714 г.
Летний дворец и Кикины палаты
Заведение Кунсткамеры. Из подлинных анекдотов о Петре
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Приобретение коллекций в Европе
Приобретение собрания Я. Брюса
Даниил Готлиб Мессершмидт (1685–1735) и Кунсткамера
Экспедиция Д.Г. Мессершмидта (1719-1726)
Тератологическая коллекция Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Каталоги и нарисованный музей
Каталоги Кунсткамеры, изучение коллекций
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Вторая Камчатская экспедиция
Поездка Ф.-Л. Елачича в Китай
Физические экспедиции 1760-1770-х гг.
Исследования Северо-востока Сибири и Пассифики
Кругосветные путешествия и коллекции Кунсткамеры
Пожар в Кунсткамере в 1747 г.
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Выбор места для строительства здания Кунсткамеры
Архитекторы Кунсткамеры, строительство здания
Башня знаний
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Реконструкция экспозиционных шкафов Кунсткамеры XVIII в.
Коллекции Кунсткамеры
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Роберт Карлович Арескин
Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост
Иоганн Даниил Шумахер
Иван Иванович Тауберт
Петр Симон Паллас
Семен Кириллович Котельников
Иван Фомич Буссе
Николай Яковлевич Озерецковский
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Воспоминания и записки иностранцев
«Письмовник» Н.Г. Курганова
Кунсткамера в «Описании Санктпетербурга» А.И. Богданова
Басня И.А. Крылова «Любопытный»
Заключение
Страница 217

 

Г.Ф. Гиппиус.

Портрет И.А. Крылова.

Из «Собрания литографированных портретов государственных чиновников, писателей и художников». 1822 г.

 

 

 

Посещение Кунсткамеры приезжим провинциалом послужило сюжетом для одной из самых известных басен И.А. Крылова «Любопытный». Басня была написана в сентябре 1814 года и опубликована в журнале «Сын отечества».

Первый исследователь литературной деятельности Крылова и его комментатор писатель В.Ф. Кеневич передает рассказ современника о том, как на обеде у А.С. Норова (писателя, впоследствии министра народного просвещения) в присутствии И.А. Крылова приезжий провинциал рассказывал о своем посещении Кунсткамеры, описывая и восторгаясь мельчайшими предметами, увиденными там. На вопрос же, видел ли он слона, ответил: «Виноват, слона я не заметил» [2].

Известно, что многие фразы из басен И.А. Крылова стали поговорками, крылатыми фразами. Это случилось и с последней строкой басни «Любопытный». Выражение «Слона-то я и не приметил», вошло в словари крылатых слов и выражений и широко используется в современном русском языке. При этом очень часто, произнося эти слова, люди не помнят о замечательном описании Академического музея – Кунсткамеры, автором которого является русский поэт и баснописец. Еще реже вспоминают о том, что И.А. Крылов был в 1841 году избран ординарным академиком Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности, а, следовательно, достаточно часто бывал в здании Кунсткамеры.

 

Басня И.А. Крылова «Любопытный»
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд