Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Введение
Музы и науки продвигаются к северу
«Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую»
Из Летнего дворца в Кикины палаты
«В посещении музеев труда не жалел»
«Присылают все, достойное внимания и сохранения»
Кунсткамера и Библиотека в новом здании
«А чтоб Академия в потребных способах недостатку не имела...»
«…каталогус на российском диалекте напечатать»
Пожар 5 декабря 1747 г.
Восстановление музейных фондов
«…кроме России, случая найти невозможно»
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Посещение Петром Великим музеев и коллекций в Европе
Знакомство Петра Великого с европейскими учеными
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Учреждение Кунсткамеры с Библиотекой в 1714 г.
Летний дворец и Кикины палаты
Заведение Кунсткамеры. Из подлинных анекдотов о Петре
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Приобретение коллекций в Европе
Приобретение собрания Я. Брюса
Даниил Готлиб Мессершмидт (1685–1735) и Кунсткамера
Экспедиция Д.Г. Мессершмидта (1719-1726)
Тератологическая коллекция Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Каталоги и нарисованный музей
Каталоги Кунсткамеры, изучение коллекций
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Вторая Камчатская экспедиция
Поездка Ф.-Л. Елачича в Китай
Физические экспедиции 1760-1770-х гг.
Исследования Северо-востока Сибири и Пассифики
Кругосветные путешествия и коллекции Кунсткамеры
Пожар в Кунсткамере в 1747 г.
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Выбор места для строительства здания Кунсткамеры
Архитекторы Кунсткамеры, строительство здания
Башня знаний
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Реконструкция экспозиционных шкафов Кунсткамеры XVIII в.
Коллекции Кунсткамеры
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Роберт Карлович Арескин
Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост
Иоганн Даниил Шумахер
Иван Иванович Тауберт
Петр Симон Паллас
Семен Кириллович Котельников
Иван Фомич Буссе
Николай Яковлевич Озерецковский
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Воспоминания и записки иностранцев
«Письмовник» Н.Г. Курганова
Кунсткамера в «Описании Санктпетербурга» А.И. Богданова
Басня И.А. Крылова «Любопытный»
Заключение
Страница 9

 

Неизвестный художник.

Компас азимутальный корабельный.

Англия. Лондон. Мастер Эдмонд Кальпепер.

Начало XVIII в.

Бумага. Акварель, тушь. 47 х 28 см.

1730-е гг.

СПФ АРАН. P. IX. Оп. 4. Д. 605. Л. 1.

В феврале 1721  г. И.Д. Шумахер был отправлен в заграничное путешествие. Инструкцией ему служил документ под названием «Пункты о том, что библиотекарю Шумахеру чрез путешествование его в Германии, Франции, Англии и Голландии учинять»  [20]. Первым пунктом записано: «Надлежит ему попечение иметь во всех кунст каморах в помянутых государствах порядок в них прилежно примечать и смотреть в чем они от его царского величества кабинета разнятся. И ежели что-нибудь обретается, что в здешней кунст каморе нет, то как возможно каким образом то получить можно»  [21]. Следующий пункт был о библиотеках, которые тоже необходимо было посещать и узнать, не продается ли где «изрядная библиотека». Шумахер должен был покупать математические, физические, медицинские («зубные» и хирургические) инструменты. По тому, как подробно и со знанием дела написана инструкция, можно предположить, что в составлении ее принимал участие сам Петр. Вернувшись в 1722  г. в Петербург, И. Шумахер написал подробный отчет о выполнении предписанных ему «Пунктов…», в котором, в частности, читаем: «В посещении музеев времени, труда и убытков я не жалел: когда о некотором услышал, то тщился оный смотреть»  [22], – но, пишет Шумахер, вряд ли найдется в Германии, Голландии, Франции и Англии музей, который Петр уже не видел бы. Царский библиотекарь, имеющий под своим смотрением большие петербургские коллекции, мог сравнивать виденное с Кунсткамерой Петра. Кабинет разных натуралиев доктора Мартини в Риге не содержит ничего чрезвычайного; в Данциге Шумахер обратил внимание на коллекцию янтаря. Его интересовало не только, что хранилось в музеях, но и как, была ли в хранении какая-либо система. Берлинский музей интересен богатыми интерьерами, «зеркалами и резною работаю украшенных покоев», но «натуралиев весьма мало обретается и без порядку». Королевский монетный кабинет и собрание антиков в Париже произвело на Шумахера более сильное впечатление, поскольку не только имеют «в великом числе нынешних монет, медалей, каменных и прочих греческих и римских антиквитетов, но и все зело порядочно расположено есть»  [23]. В Гамбурге Шумахер отметил минеральный кабинет «синдика Андерсона». Посещал он и картинные галереи.

«В посещении музеев труда не жалел»
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд