Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Николай Яковлевич Озерецковский
Страница 195

О. Беляев. Кабинет Петра Великого.

Отделение второе, содержащее в себе подробное историческое описание всех вообще достопамятных как естественных, так и искусственных вещей, в Кунсткамере Санктпетербургской Императорской Академии наук сохраняющихся, с присовокуплением многих таблиц и разных любопытных анекдотов.

СПб., 1800.

 

в должности которого и проработал вплоть до дня своей смерти (1807).

В 1793 году О.П. Беляев опубликовал каталог-путеводитель по Императорскому кабинету Кунсткамеры [3]. Этот каталог описывал мемориальную экспозицию Кунсткамеры, посвященную Петру I. В 1800 году путеводитель был переиздан в существенно расширенном варианте [4], с прибавлением второй и третьей частей, включающих «историческое описание всех вообще, как естественных, так и искусственных вещей, в Кунсткамере сохраняющихся», и «описание российских и иностранных минералов, окаменелостей разного рода, кораллов <…> как древних, так и новейших российских и иностранных монет».

Издание, как указывает сам автор, было рассчитано не столько на тех, кто мог лично видеть собственными глазами все сохраняющиеся в музее «сокровища, как для таковых, кои или по причине отдаленности, или по другим каким либо препятствиям, лишены удовольствия самолично оные видеть» [5].

Связное и тщательно составленное описание хранящихся в Музее коллекций, наличие многочисленных примечаний, а также имеющиеся в ряде случаев ссылки на использованные источники указывают на то, что описанная работа переросла рамки каталога. Для начала XIX в. она явилась своеобразной энциклопедией, дающей довольно значительный запас фактических данных по естественным наукам, истории и этнографии. Так, занимающее 88 страниц второго отделения описание этнографической экспозиции Кунсткамеры, может, по существу, рассматриваться как самый ранний в России справочный текст, посвященный этнографии народов мира.

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд