Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Страница 30
«…кроме России, случая найти невозможно»

Историю Кунсткамеры Петра Великого можно понять только в общем контексте исторического развития России XVIII – начала XIX вв. Создание Кунсткамеры, а затем и Академии наук Петром I несло особую политическую нагрузку: по мнению европейского общества, это было ярким свидетельством изменений, происходивших в России. Государственный статус способствовал развитию Кунсткамеры как музея; определенная при создании Кунсткамеры Петром I публичная доступность музея и библиотеки сыграла колоссальную роль в просвещении и образовании российского общества. С другой стороны, являясь государственным музеем, Кунсткамера находилась в непосредственной зависимости от потребностей и прихотей императорского двора.

Создание Кунсткамеры как универсального музея шло в русле общих просветительских проектов Петра и имело определенное философское обоснование в лице новой эмпирической методологии познания. Вхождение в состав петербургской Академии наук позволило Кунсткамере иметь научно организованные, систематизированные фонды, пополняемые экспонатами, полученными в ходе исследований и академических экспедиций. Фонды музея стали инструментом научных исследований не только петербургских академиков, но и других европейских ученых. Все эти особенности создания и развития Кунсткамеры тесно связаны между собой и одна другой обусловлены. Именно их совокупность позволяет говорить об уникальности петербургской Кунсткамеры.

Прекрасное здание на Васильевском острове и многие сохранившиеся коллекции, которые посетители могут видеть в залах ряда петербургских музеев: Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Зоологического музея РАН, института РАН, Государственного Эрмитажа, а также Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана РАН в Москве остаются памятником Кунсткамере и универсальному гению Петра, его стремлению к созданию великой просвещенной России.

Штат Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, утвержденный императором Николаем I.

8 января 1836  г.

СПФ АРАН. Ф. 1. Оп. 2-1836. Д. 9. Л. 14, 14 об., 15.

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд