Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Введение
Музы и науки продвигаются к северу
«Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую»
Из Летнего дворца в Кикины палаты
«В посещении музеев труда не жалел»
«Присылают все, достойное внимания и сохранения»
Кунсткамера и Библиотека в новом здании
«А чтоб Академия в потребных способах недостатку не имела...»
«…каталогус на российском диалекте напечатать»
Пожар 5 декабря 1747 г.
Восстановление музейных фондов
«…кроме России, случая найти невозможно»
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Посещение Петром Великим музеев и коллекций в Европе
Знакомство Петра Великого с европейскими учеными
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Учреждение Кунсткамеры с Библиотекой в 1714 г.
Летний дворец и Кикины палаты
Заведение Кунсткамеры. Из подлинных анекдотов о Петре
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Приобретение коллекций в Европе
Приобретение собрания Я. Брюса
Даниил Готлиб Мессершмидт (1685–1735) и Кунсткамера
Экспедиция Д.Г. Мессершмидта (1719-1726)
Тератологическая коллекция Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Каталоги и нарисованный музей
Каталоги Кунсткамеры, изучение коллекций
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Вторая Камчатская экспедиция
Поездка Ф.-Л. Елачича в Китай
Физические экспедиции 1760-1770-х гг.
Исследования Северо-востока Сибири и Пассифики
Кругосветные путешествия и коллекции Кунсткамеры
Пожар в Кунсткамере в 1747 г.
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Выбор места для строительства здания Кунсткамеры
Архитекторы Кунсткамеры, строительство здания
Башня знаний
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Реконструкция экспозиционных шкафов Кунсткамеры XVIII в.
Коллекции Кунсткамеры
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Роберт Карлович Арескин
Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост
Иоганн Даниил Шумахер
Иван Иванович Тауберт
Петр Симон Паллас
Семен Кириллович Котельников
Иван Фомич Буссе
Николай Яковлевич Озерецковский
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Воспоминания и записки иностранцев
«Письмовник» Н.Г. Курганова
Кунсткамера в «Описании Санктпетербурга» А.И. Богданова
Басня И.А. Крылова «Любопытный»
Заключение
Страница 181

 

 

Экслибрис Роберта Арескина.

 

Арескин Роберт Карлович (Robert  Areskin; в разных документах и книгах XVIII в. – Эрскин, Арешкин; 1677  год – 4  января 1719 года, Олонец).  Лейб-медик Петра I, архиатор, впервые в истории России возведенный в это звание с назначением главой всего медицинского дела в стране. Сын знатного шотландского лорда, изучал медицину в Эдинбургском университете, в Париже и в Утрехте, где в 1700 году получил степень доктора медицины. Окончил Оксфордский университет с дипломом доктора философии. В 1703 году стал членом Лондонского Королевского общества. В 1704 году приехал в Россию, где стал личным врачом А.Д. Меншикова. Через два года Арескин был принят на царскую службу. С 1713 года – лейб-медик Петра I. В 1714 году Петр I поручил Арескину перевести личную библиотеку и коллекцию из Москвы в Петербург и организовать публичный музей – Кунсткамеру. Был по назначению Петра I главным хранителем собранных для Кунсткамеры материалов и смотрителем состоявшей при Академии наук Библиотеки. В качестве его помощника был приглашен из Германии Иоганн Даниил Шумахер.

В 1716 году Р.К. Арескин был назначен архиатором, своей деятельностью способствовал улучшению медицинского дела в России. Сопровождая Петра I в его путешествии по Германии, Голландии и Франции (1717), принимал участие в приобретении экспонатов для Кунсткамеры. Арескин сам собирал российские природные диковинки, называемые naturalia. Собирая травы, он составил первый русский гербарий (1709). Гербарий Арескина был оформлен в барочном стиле: каждая травинка помещалась в затейливую подставку в виде вазы.

К сожалению, в архивах отсутствует портрет Р.К. Арескина, сохранился лишь экслибрис его библиотеки с выразительным девизом «JE PENSE PLUS» («Я больше думаю»).

 

Роберт Карлович Арескин
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд