Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Страница 112

Гравюра Х.А. Вортмана по рисунку Я. Шумахера.

«Профиль галереи и первой залы с куриозными вещми

во втором апартаменте на восток». 1741 г.

СПФ АРАН Р. XII. Оп. 2. Д. 12. Л. 28.

Первым документом, свидетельствующим, что все предметы, хранившиеся в Кунсткамере, должны были быть нарисованы, является «доношение» Марии Доротеи Гзель, датированное декабрем 1723 г.: « <…> Е.И.В. всемилостивейше соизволил указать, чрез господина лейб-медика Лаврентия Лаврентьевича Блюментроста, мне быть при кунст-каморе и оную кунст-камору по классирам водяными красками смалевать». Несомненно, что издание каталога Кунсткамеры, а также рисование на дорогом пергамене хранящихся в музее коллекций имело политические мотивы: достаточно вспомнить, сколько трудов было приложено российскими дипломатами на изменение образа России в Европе и на прославление Петра как просвещенного монарха. Так по инициативе Петра I началось создание «нарисованного музея» – акварельных рисунков, выполненных художниками и учениками Рисовальной палаты Академии с предметов, реально хранившихся в Кунсткамере в первой половине XVIII в.

В ноябре 1727 г., когда еще не все коллекции были собраны вместе, по повелению императрицы Екатерины I была начата работа над созданием каталога Кунсткамеры на русском языке: «Велено Ея императорским величеством кунст-каморы каталогус на российском диалекте напечатать, а самые куриозные вещи выгрыдоровать». До этого каталог велся И.Д. Шумахером на немецком и латинском языках, что было ему вменено в обязанность контрактом 1724 г. Идея издания каталога в 1727 г. не была осуществлена. Но в 1730-е–40-е гг. предметы Кунсткамеры начинают активно зарисовываться один за другим, «по шкафам». Периодически возрождалась и идея издания гравированного каталога с изображением «древних и достопамятных куриозных кусткамерских вещей». Из запроса Ивана Соколова и Григория Качалова от 18 января 1746 г. известно, что граверам требуются

Гравюра И. Соколова по рисунку И.Я. Шумахера.

«Профиль второй залы с куриозными вещьми в первом апартаменте: А. Шкафы с анатомическими вещми господина Рюиша; В. Шкафы, в которых хранятся всякие рыбы, ящерицы и инсекты. 1741 г. СПФ АРАН Р. XII. Оп. 2. Д. 12. Л. 27.

Каталоги Кунсткамеры, изучение коллекций
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд