Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
«А чтоб Академия в потребных способах недостатку не имела...»
Страница 20

 

Три изображения морских животных на одном листе:

вверху — «Морская корова», внизу слева — «Кот морской»,

внизу справа «Лев морской или Сивуч».

С рисунка Ф.  Плениснера на рукописной карте

Камчатки и Курильских островов. 1744 г.

РГАДА. Ф. 1331. Оп. 4. Д. 79

Опубликовано: Ломоносов и академические экспедиции XVIII века.

М., 2011. С. 26.

Петру и его сподвижникам (Р. Арескину, А.Д. Меншикову, Я. Брюсу и т.д.), а после создания в Петербурге Академии наук – непосредственно в саму Академию. Именно поэтому петербургские профессора при описании коллекций Кунсткамеры имели возможность ссылаться на самые последние научные издания. Описания состава научных коллекций включали и особо отмечали тех представителей животного царства, которые были неизвестны европейской науке, но, благодаря научным экспедициям Академии наук, были представлены в музейных фондах. Так, описывая трех стерлядей, которые, как отмечается, нигде не описаны и не нарисованы, автор ссылается на немецкого ученого Г. Стеллера, находящегося на службе в Петербургской Академии наук, который изучал этих рыб и места их обитания. Подобные факты лишний раз подчеркивают, что пополнение анатомических, ботанических, зоологических, минералогических, археологических, этнографи-ческих собраний Кунсткамеры имело, прежде всего, научное значение.

Влияние академиков на методы и порядок расположения коллекций хорошо видно из анализа текста каталога «Musei  Imperialis  Petropolitani...», который не только дает представление о составе коллекций, но и об их расположении по шкафам, ящикам и ящичкам. При распределении экспонатов музея по шкафам строго соблюдался, как мы уже писали, систематический принцип, самые последние научные достижения XVIII в.

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд