Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Введение
Музы и науки продвигаются к северу
«Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую»
Из Летнего дворца в Кикины палаты
«В посещении музеев труда не жалел»
«Присылают все, достойное внимания и сохранения»
Кунсткамера и Библиотека в новом здании
«А чтоб Академия в потребных способах недостатку не имела...»
«…каталогус на российском диалекте напечатать»
Пожар 5 декабря 1747 г.
Восстановление музейных фондов
«…кроме России, случая найти невозможно»
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Посещение Петром Великим музеев и коллекций в Европе
Знакомство Петра Великого с европейскими учеными
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Учреждение Кунсткамеры с Библиотекой в 1714 г.
Летний дворец и Кикины палаты
Заведение Кунсткамеры. Из подлинных анекдотов о Петре
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Приобретение коллекций в Европе
Приобретение собрания Я. Брюса
Даниил Готлиб Мессершмидт (1685–1735) и Кунсткамера
Экспедиция Д.Г. Мессершмидта (1719-1726)
Тератологическая коллекция Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Каталоги и нарисованный музей
Каталоги Кунсткамеры, изучение коллекций
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Вторая Камчатская экспедиция
Поездка Ф.-Л. Елачича в Китай
Физические экспедиции 1760-1770-х гг.
Исследования Северо-востока Сибири и Пассифики
Кругосветные путешествия и коллекции Кунсткамеры
Пожар в Кунсткамере в 1747 г.
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Выбор места для строительства здания Кунсткамеры
Архитекторы Кунсткамеры, строительство здания
Башня знаний
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Реконструкция экспозиционных шкафов Кунсткамеры XVIII в.
Коллекции Кунсткамеры
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Роберт Карлович Арескин
Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост
Иоганн Даниил Шумахер
Иван Иванович Тауберт
Петр Симон Паллас
Семен Кириллович Котельников
Иван Фомич Буссе
Николай Яковлевич Озерецковский
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Воспоминания и записки иностранцев
«Письмовник» Н.Г. Курганова
Кунсткамера в «Описании Санктпетербурга» А.И. Богданова
Басня И.А. Крылова «Любопытный»
Заключение
Страница 156

А. Фасад Библиотеки и Кунсткамеры на полдень.

В. Профиль Библиотеки на полночь.

С. Профиль Кунсткамеры на полдень.

Tab. VIII из альбома

«Палаты Санктпетербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры». СПб., 1744.

Гравюра резцом. Гравер  И. Соколов.

 

 

На основании опыта, полученного Петром I, Робертом Арескиным и другими сподвижниками царя при посещении частных кабинетов и галерей с самого начала при создании Кунсткамеры с Библиотекой был нанят специальный служащий – И.Д. Шумахер, – в обязанности которому вменялся разбор коллекций и составление их каталога. Представление организаторов петербургской Кунсткамеры, что они создают не просто коллекцию «раритетов» и «курьезов», а научную коллекцию для последующего изучения членами Академии, вылилось в создание уникальной, даже по европейским меркам, системы документации коллекций. Строительство специального здания для хранения и экспонирования коллекций Кунсткамеры и Библиотеки сопровождалось разработкой особого, продуманного плана размещения экспонатов и книг в «палатах» Академии.

В истории Кунсткамеры первой половины XVIII в. сложился уникальный корпус документов, большая часть которых была опубликована, причем первые публикации появились всего через 27 лет после основания музея и через 14 лет после того, как были открыты двери Кунсткамеры для широкой публики в специально построенном здании. Первым таким «музейным» изданием явились «Палаты Санктпетербургской Императорской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры, которых представлены планы, фасады и профили», где были напечатаны 12 гравюр с изображениями внешнего вида академических зданий и внутреннего устройства помещений, в том числе планы и изображения внешнего вида здания Кунсткамеры и ее башни, «Профиль Библиотеки и Кунсткамеры на восток»; «Профиль Библиотеки на полночь»; «Профиль Кунсткамеры на полдень»;

Реконструкция экспозиционных шкафов Кунсткамеры XVIII в.
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд