Кунсткамера и библиотека в новом здании
Страница 16

 

«Опись дому Александра Кикина, в котором была Кунст-Камера, палатам и деревянным покоям.

И чего в них чего имеется»

Отпуск без подписи, рукой писца.

24 мая 1728 г.

СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 5. Л. 212.

Хотя автором проекта принято считать И. Маттарнови, историки искусства считают, что последний явно использовал проекты А. Шлютера, в мастерской которого работал. Тем более, что и сам Петр мог обсуждать с талантливым архитектором проект здания для Кунсткамеры и Библиотеки, поскольку тот был создателем «отделки королевского замка в Берлине, где была и библиотека, и кунсткамера, и кабинет медалей…»  [34].

В декабре 1726  г. книги и экспонаты Кунсткамеры начали перевозить в новое здание. В феврале 1728  г. не все еще было перевезено, так как не все шкафы были изготовлены, да и здание достроено не было. Однако по сообщению петербургской газеты от 26 ноября 1728  г. «вчерашнего дня [то есть 25 ноября – Н.К.] отперта здесь паки императорская библиотека с кунст- и натурал-каморою впервые потом, как оныя в новые академические палаты переведена»  [35]. Тут же сообщались дни работы Библиотеки и Кунсткамеры и отмечалось, что вход в них свободный.

По своему составу петербургское собрание приобретало универсальный характер, что, конечно, входило в планы Петра I. Перед ним стояла задача просвещения страны. Петр хотел не только показать Европе, что Россия может быть и будет просвещенной страной, он стремился на практике в кратчайшие сроки добиться осуществления этого. Музей таким, каким он задумывался, вписывался в решение этой задачи.

Кунсткамеру можно и нужно рассматривать в контексте общего энциклопедического и просветительского проекта Петра Великого. Идеи о всеобщем универсальном знании, добываемом эмпирическим путем, закладывались уже и при проектировании здания для музея. Архитектура здания на Васильевском острове, строительство которого было закончено уже после смерти Петра, подчеркивала основную идею музея универсального знания: библиотека, анатомический театр, кабинеты натуралий, артифициалий, обсерватория были объединены в единое целое. Таким образом, единая картина мира создавалась не только универсальностью коллекций, но и архитектурой здания. В этом Петр пошел, пожалуй, дальше своих европейских предшественников и учителей. Молодой шотландский врач Джон Кук, пробывший в Петербурге почти год, с 1736 по 1737  гг., написал: «Здание – превосходный большой двухэтажный дом с прекрасным куполом посередине и обсерваторией. В середине под куполом квадратное пространство футов по тридцать в длину и ширину <…> на каждом этаже вокруг идет широкая галерея, так что с плит пола в самом низу дома видно все до верха купола»  [36].

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд