Экспедиция под руководством Самуила-Готлиба Гмелина. 1768—1774
Страница 146

«Гора Богдо, находящаяся около ста верст внутр Яицкой степи и около двадцати верст от крепости Черноярской. Астраханских казаков станица Грачевская построена против оной. Едущим от севера к югу показывается она [по] правой стороне Соленого озера, и отстоит от оного на одну версту. В рассуждении Соленого озера, лежит она прямо между югом и западом. Подошва оной во всей окружности имеет около осьми верст, а вышина на глазомер около семидесяти сажен. С северной стороны она посредством пяти холмов срослась в одну смесь, которая по степеням наклонное положение имеет. С восточной стороны инде полога, а инде крута, а с западной — целый ряд холмов представляет, кои около четвертой части всей ее вышины имеют и на четыре версты в длину к Волге простираются, а потом мало-помалу с плоскою землею сравниваются. Они при начале своем очень круты и состоят из крепких песчаных камней, на которых много выдолблено дырочек, степным птицам вместо гнезд служащих. Южная сторона горы крутизною походит на каменную стену, и из столь великих расселин и глубоких пропастей состоит, что ежели с вершины горы камень в оные бросишь, то ни звуку не услышишь, ни увидишь, где он упал. Пропасти посредством малых холмов одна от другой отделяются, и между оными есть один такой, который весь состоит из красной тонкой глины, которую калмыки употребляют на крашение решеток к своим кибиткам. Впрочем, видны в сих ущельях различно переменяющиеся слои, кои состоят из желтого, белого и красноватого песку и из разной глины, а самые нижние из известнаго камня. Попадаются также гипсовые и алебастровые слои, коих во всех южных областях Российского государства нигде столь много нет, как там, где в чрезмерном количестве соль показывается. Наверху Богды находятся целые кучи каменья, которые некогда служили поводом к построению калмыцкого Храма, Цаца называемого» (с. 16).

 

 

«Гора Богдо»

 

Гравюра.

Путешествие 1770. Ч. II. СПб., 1777. Таб. I. C. 16.

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд