Skip Navigation Links.
Collapse Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ
Collapse М.В. Ломоносов и Академия наук  М.В. Ломоносов и Академия наук
К приумножению пользы и славы целого государства …
Collapse Служить отечеству спомоществованием в наукахСлужить отечеству спомоществованием в науках
Collapse О исправлении Санктпетербургской Императорской Академии наукО исправлении Санктпетербургской Императорской Академии наук
Collapse О худом состоянии Академии наукО худом состоянии Академии наук
Collapse Оного упадку и недостатков происхождение и причиныОного упадку и недостатков происхождение и причины
Collapse Способ к оных отвращению и к исправлению всего корпусаСпособ к оных отвращению и к исправлению всего корпуса
Великий русский ученый
Основоположник новой русской поэзии
Реформатор русского языка
М.В. Ломоносов и рукописная книжность Русского Севера
Collapse М.В. Ломоносов в памяти потомков М.В. Ломоносов в памяти потомков

Результаты соревнования должны были быть отданы на суд читателя. Книга «Три оды парафрастические» вышла в начале 1744 года (на титуле – 1743), анонимно напечатанные переложения открывались предисловием Тредиаковского, в котором излагались мнения участников состязания. Ломоносов переложил псалом короткой четырехстишной строфой четырехстопного ямба, Сумароков – шестистишной ямбической строфой, Тредиаковский – десятистишной строфой четырехстопного хорея. Однако соревнование, о результатах которого судить трудно (в списках ходили и ода Ломоносова, и ода Тредиаковского), спора не прекратило. Тредиаковский еще долго продолжал оспаривать взгляд Ломоносова на ямб и хорей, хотя тот больше и не высказывался публично по этому вопросу. Это первая в России открытая стиховедческая полемика в ХХ веке стала предметом пристального изучения. К ней обращались главным образом стиховеды, которые в своем большинстве признавали правоту Тредиаковского, приписывая его взглядам свое семиотическое их толкование. С точки зрения мировоззрения XVIII века и в перспективе развития русского стиха взгляд Ломоносова отличает понимание тонической ценности стопы, а взгляд Тредиаковского определен более традиционным (силлабическим) восприятием метрики. Потерпев в 1742 г. неудачу с лекциями, Ломоносов задумал изложить теорию новой русской литературы в традиционной форме руководств. В течение 1743 г. он создал первую на русском языке риторику «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия», в котором в качестве примеров риторических фигур использовал отрывки из своих оригинальных произведений, демонстрировавшие новые в русской поэзии размеры.

Страница 92
М.В. Ломоносов и Академия наук

Занятия должны были проходить ежедневно «после полудни с 3 до 4 часов», но начавшиеся в Академии наук беспорядки помешали этому замыслу. Поэтам приходилось осваивать новую систему стихосложения исходя не из теоретических положений, а подражая образцам нового стиха, явленного в одах Ломоносова. Это определило особенность русской поэзии середины XVIII века. Именно ямб, причем четырехстопный ямб, на долгое время становится основным ее размером, а высокая ода – основным жанром. Заслугой Ломоносова стало не только создание, но и разработка ямба, главным образом четырехстопного, с его метрическими, синтаксическими и интонационными возможностями.

Первыми освоили новую систему стихосложения Тредиаковский и А.П. Сумароков. Однако и они перешли к ней не сразу, а только, по-видимому, к 1743 году. Летом этого года, когда Ломоносов находился под домашним арестом, навещавшие его Сумароков и Тредиаковский обсуждали с ним вопрос об изначальном смысле стихотворного метра. Ломоносов развивал мысль, высказанную им еще в «Письме о правилах российского стихотворства», что «…», то есть о изначально присущем ямбу высоком звучании и смысле, в хорее же он находил «нежность». В отличие от Ломоносова, Тредиаковский в стихе считал значимым не метр, а размер, или длину стиха, а сами стопы воспринимал как равнозначные. Для разрешения спора Сумароковым было предложено устроить поэтическое состязание, в котором на примере переложения 143 Псалма предлагалось доказать справедливость высказанных положений.

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд