ПОРАЙ-КОШИЦ Александр Евгеньевич (26.09(08.10).1877, Казань – 17.04.1949, Ленинград). Специалист по химии и синтезу красящих веществ, технологии их производства и применения. Ученик А.Е. Фаворского, развивал идеи А.М. Бутлерова о лабильности связей и динамической таутометрии органических соединений. Член-корреспондент АН СССР (1931). Академик АН СССР (1935). Заслуженный деятель науки и техники Татарской АССР (1944), Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947). Лауреат Государственной премии (1943). Кавалер ордена Ленина (1945), двух орденов Трудового Красного Знамени (1944, 1948), ордена Знак Почета (1944).

А.Е. Порай-Кошиц родился в Казани. Детство и юность провел в Саратове, там же в 1895 г. окончил классическую гимназию с золотой медалью. В 1896 г. поступил в Петербургский технологический институт им. императора Николая I (ныне Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет). На третьем курсе обучения, выбрав своей специальностью органическую химию, был зачислен на химический факультет. Его учителями были А.А. Яковкин (общая химия), А.К. Крупский (химическая технология), А.Е. Фаворский (органическая химия). Под руководством Фаворского, будучи студентом, изучил процесс конденсации ацетона с ацетальдегидом и получил новые результаты, позволившие ему устранить ошибку, допущенную предыдущими исследователями, и доказать, что вещество, принимаемое за пентадиол, является оксикетоном.

В 1902 г. за участие в революционных выступлениях студенчества был исключен из института и уехал в Швейцарию. В 1902–1903 гг. учился и работал в Базельском университете в лаборатории Рудольфа Нецкого, занимающегося изучением синтетических красителей. В 1903 г. вернулся в Россию и был восстановлен в числе студентов Технологического института, который закончил в том же году по специальности химической технологии красящих и волокнистых веществ со званием инженера-технолога.

ПОРАЙ-КОШИЦ Александр Евгеньевич (26.09(08.10).1877 – 17.04.1949)
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд