№ - от 14.09.2011

13 сентября 2011 года
состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук.

Члены президиума заслушали научное сообщение «О вступлении России в Европейскую южную обсерваторию (ESO)».

Докладчик: член-корреспондент РАН Юрий Юрьевич Балега.

Европейская южная обсерватория – это европейская исследовательская организация, основанная в 1962 году с целью сотрудничества в области астрономии и создания современной базы для европейских астрономов.

Членами ESO являются: Бельгия, Дания, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Швеция, Швейцария. Позже присоединились Чехия, Финляндия, Португалия, Испания, Великобритания, Австрия. В ESO входит оборудование трех обсерваторий, расположенных в пустыне Атакама (Чили), т.к. ее погодные условия являются одними из лучших для осуществления астрономических наблюдений: обсерватории Ла-Силла, Паранал и Ллано де Чайнантор.

Штаб-квартира организации находится в Гархинге под Мюнхеном в Германии. ESO осуществляет большое количество исследований и выпустила несколько астрономических каталогов.

Из последних исследований:

- обнаружение самого далекого гамма всплеска
- подтверждение существования черной дыры в центре нашей галактики
- получение в 2004 году первой фотографии внесолнечной планеты 2М1207b, вращающейся вокруг коричневого карлика, находящегося на расстоянии 173 св. лет
- обнаружение большого количества других внесолнечных планет с помощью спектрографа HARPS
- VLT обнаружил, вероятно, самую далекую галактику из наблюдавшихся человеком Abell 1835 IR1916.

Составные части бюджета ESO:

Вступительные взносы государств-членов ~ NNI
Ежегодные взносы государств ~ NNI
Общий бюджет 2010: ~ 150 Млн. евро

Россия

Вместо NNI использовать пока GDP
GDP России = 8.7% GDP государств ESO
Вступительный взнос на 2012: 120 Млн. евро
Ежегодный взнос 13,5 Млн. евро

Взносы России на период до 2023 г. с учетом рассрочки
(по состоянию ВВП на 2008-2010 гг.)

Год:     2012  2013   2014   2015   2016   2017   2018   2019   2020   2021   2022   2023

Сумма: 12.4   17.6    21.3    22.2   22.5    24.2    24.5   24.7    26.6   26.9    16.2   16.2
(млн. евро)

70% внесенных средств возвращается в экономику страны-участницы

Что дает вступление России в ESO:

• Получение 10% квоты времени на всех действующих инструментах ESO
  • Участие представителей во всех руководящих органах
  • Возможность формирования научной стратегии на десятилетия
  • Доступ к новейшим технологиям:

оптическое приборостроение
прецизионные механизмы и системы, работающие с нм- точностями
формирование изображений при наблюдениях сквозь турбулентность
новые волоконные лазеры высокой мощности
детекторы излучения с предельной чувствительностью V, IR и мм
спецпроцессоры и суперкомпьютеры для обработки изображений
системы хранения времени и архивирования больших объемов данных.

• Включение нашей оптико-механической промышленности в работы по созданию E-ELT и других проектах будущего
  • Позиции для молодых ученых и аспирантов – формирование научных кадров

Что проведено:

• Встреча ведущих астрономов с Ген. директором ESO C.Cesarsky в 2006
  • Встреча ОФН с Ген. директором ESO T. de Zeeuw в 2010
  • 2 съезда астрономов России (Казань 2008, САО 2010 - поддержка
  • Заседания рабочей группы под эгидой Минобрнауки (предс. С.Иванец)
  • 2 встречи Президента РАН с Председателем Правительства РФ В.В.Путиным - соответствующее поручение
  • Встреча с Президентом РФ Д.А.Медведевым – соответствующее поручение
  • Предварительные переговоры с руководством ESO в 2011
  • Концепция развития астрофизических исследований в РАН

В дискуссии приняли участие:

Ак. Боярчук Александр Алексеевич: Есть несколько дополнений к этому интересному докладу. В 1940 году мы создали обсерваторию в Крыму, но это было не самое хорошее место. По погодным условиям больше подходила Средняя Азия, но в связи с транспортными проблемами было принято решение о создании САО на Кавказе. В Чили – 115 – 120 ясных дней. Имеется всего 3 подходящих места Чили, Гавайские острова и Канарские острова. В Европе самый южный телескоп в Испании. Мы проводили переговоры об участии России телескопа на Гавайских островах. В ESO собрали всю необходимую технологию, инструменты и т.д. Там находится 4 телескопа 8,4 м, которые позволяют вести интерферические измерения. Есть также радиотелескоп. Нам в ближайшее время не удастся создать ничего похожего. Единственная возможность – вступление в ESO. В 90-х годах нам отказали во вступлении из-за недостатка средств. Сейчас нам предложена рассрочка по выплате взносов.

Ак. Черепащук Анатолий Михайлович: современная астрономия – интернациональная наука, т.к., во-первых, задачи можно решить только с применением новейшей техники и, во-вторых, есть всего 3 места, где можно ставить большой телескоп. Нас сейчас приглашают в ESO и нам необходимо найти средства для вступления. Самые продвинутые технологии в ESO будут способствовать подготовке молодых специалистов. Даже Чехия вступила в ESO, нам непростительно упускать эту возможность.

Чл.-корр. РАН Чуразов Евгений Михайлович: При вступлении в ESO российские астрономы и астрофизики получают доступ к данным и отличную возможность для реализации научных идей, промышленность получит заказы, а инженеры – доступ к новым технологиям.

Чл.-корр. Шустов Борис Михайлович: возникают опасения, что после вступления в ESO могут быть свернуты исследования в наших обсерваториях. Скорее всего, некоторые потери будут в течение первых пяти лет из-за жесткой конкуренции. Зато появится возможность организации исследований на действительно мировом уровне, получим доступ к новейшим технологиям. Будущее астрономии – в проведении международных исследований.

Ак. Кардашев Николай Семенович: вопрос о вступлении в ESO широко обсуждался и был поддержан. В настоящее время меняется облик астрономии. Все наблюдения проводятся с помощью компьютера, нужны инструменты совсем другого вида. Учитываются два основных параметра: высокая чувствительность и высокое разрешение. Самая лучшая чувствительность в Чили. Там можно получить наилучшие результаты. Очень важно объединить оптические телескопы в интерферометры. Радиотелескопы в миллиметровом диапазоне могут исследовать объекты, которые невозможно наблюдать в оптическом диапазоне. В пустыне Атакама получены исключительные результаты. Поэтому возникает возможность объединить оптические телескопы с радиотелескопами в нашей космической программе. Проделана большая подготовительная работа по вступлению в ESO, и надо довести ее до конца.

В заключение президент РАН ак. Осипов Юрий Сергеевич отметил, что все российские космические проекты за последние 20 лет оказались практически провалены из-за отсутствия средств. Поэтому почти все иностранные участники вышли из этих проектов. Наш самый большой успех – запуск в июле этого года радиоастрона – это действительно достижение мирового уровня. Если мы упустим сейчас шанс вступить в международную корпорацию, мы безнадежно отстанем, несмотря на наличие выдающихся специалистов. Деньги требуются большие и, несмотря на поддержку премьера и президента России, Минобрнауки продолжает затягивать решение этого вопроса. Отсутствие концепции развития не может являться основанием для отказа. Большое значение имеет тот факт, что 70% взносов возвращаются в страну. На эти деньги будет развиваться промышленность. У нас есть уникальный завод в Лыткарино, возможности которого могут быть использованы при создании новых телескопов. Предложение участвовать в ESO – большая честь, знак признания мирового уровня наших астрономов.

Члены Президиума обсудили и приняли решения по ряду других научно-организационных вопросов.

Информация предоставлена Пресс-службой РАН.

Пресс-служба РАН:

Руководитель - Преснякова Ирина Васильевна

Главный специалист - Бадо Анна Ефимовна
тел: 237 90 02; 237 81 15. тел./факс: 954 11 45 E-mail - irina@presidium.ras.ru