от 10.04.2019

10 апреля 2019 года

состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

 

 (jpg, 252 Kб)

На заседании председательствует президент РАН академик РАН Александр Михайлович Сергеев.

х х х 

На заседании состоялось подписание Соглашения между Российской академии наук и Госкорпораций Ростех.

Руководитель Госкорпорации Ростех Сергей Викторович Чемезов. Уже без малого 10 лет назад мы подписали первое соглашение с Юрием Сергеевичем Осиповым — тогда это соглашение было подписано между Академией наук и предприятиями государственной корпорации Ростех. Тогда мы только начинали. Сейчас прошло время, мы уже стали несколько другими и наступило время провести качественный пересмотр тех договоренностей, которые были ранее достигнуты. Перед нами государством поставлена основная стратегическая задача — достичь уровня наших глобальных конкурентов как в военной сфере, так и в гражданской. Если говорить о военной, то у нас достижения есть и немалые — о них в последнее время было многое сказано Президентом РФ и, конечно, это всё было сделано не без участия Академии наук.

Работа была проведена огромная, вооружение, которое было создано, сегодня не имеет аналогов. Но, конечно же, мы не хотим стоять на месте, должны продвигаться далее. Поэтому в нашем Соглашении прописано, что институты Академии наук должны оказать поддержку в плане создания нового современного вооружения. Это — одна из задач. Еще более серьёзная и более амбициозная задача, которая поставлена Президентом России перед государственной корпорацией — достичь доли гражданской продукции в общей выручке предприятия до 50%. Это мы должны сделать к 2025 году. Хотя он нам ставил задачу к 2035-му году, причем, это относилось ко всем, но корпорация поставила перед своими приятелями задачу более амбициозную — к 2025-му году мы должны добиться таких результатов. И здесь ваша помощь будет неоценима.

Мы уже, перед тем как зайти в этот зал, обсудили с Александром Михайловичем и с коллегами целый ряд направлений, которые могли бы использовать для создания новой современной продукции гражданского назначения. Это и медицина, и медицинское оборудование, и фармацевтика. Хотя мы, конечно же, будем работать и в области авиастроения и вертолетостроения, авиационных компонентов. Большое внимание уделяется радиоэлектронике, роботостроению — это тоже немаловажно в целом для страны. Думаю, что Соглашение даст новый импульс в развитии наших взаимоотношений между институтами Академии наук и предприятиями государственной корпорации Ростех.

Академик РАН Александр Михайлович Сергеев. У нас сегодня в гостях руководство не просто Госкорпорации, а крупнейшей и одной из наиболее наукоемких корпораций в нашей стране. В Госкорпорации Ростех сейчас работает около полумиллиона сотрудников и те объемы высокотехнологичной продукции, которые это компания выпускает, тоже поражают — 1 триллион 700 миллиардов рублей в год!

Мы знаем, что Ростех очень большие средства реинвестирует в свои высокотехнологичные разработки. У Госкорпорации очень большие программы инновационного развития и понятно что наша академическая наука должна обязательно тесно сотрудничать с этой крупнейшей Госкорпорацией, чтобы скорее те достижения, которые у нас появляются в науке, переходили в производство.

Одним из таких важных инструментов взаимодействия, который сформировался буквально в последние годы, является работа по реализации Стратегии научно-технологического развития. По работе в рамках Стратегии сейчас организованы 7 Советов по приоритетам, задача которых — отбирать цепочки таких проектов. Заказчик, который работает с обороной и выполняет различные социальные проекты, видя рынок и потребности государства, ставит задачу науке, чтобы были доработаны результаты фундаментальных и поисковых исследований — чтобы они могли быть взяты в производство.

Наши советы работают уже около года, у нас отобрано порядка 20 проектов. Представители Госкорпорации Ростех входят в состав наших Советов по приоритетам и в самое ближайшее время мы должны конкретно сосредоточиться на таких-то проектах. Сегодня перед появлением в зале мы коротко обсудили — это, действительно, прежде всего, проекты, связанные с переходом в современных условиях к военно-гражданским заказам на базе технологий, которые созданы в стране. Прежде всего, это медицина. Подписание сегодняшнего Соглашения даст нам возможность сосредоточиться на конкретных проектах. В ближайшее время мы к вам приедем с нашими коллегами и обсудим конкретные вопросы.

Российская Академия наук — я особенно хочу это подчеркнуть перед нашими гостями — по прошлогодней корректировке закона является организацией, которая ведёт научно-методическое руководство не только в отношении академических институтов, но и всех научных учреждений страны — это и научная работа в университетах, и в государственных научных центрах. Поэтому прошу смотреть на нас более широко, поскольку мы, действительно, сейчас в целом занимаемся всеми этими вопросами. И мы на нашем предстоящем Общем собрании РАН 23-24 апреля будем обсуждать и принимать новую перспективную Программу фундаментальных исследований в стране которые касаются всей науки — с 2021 по 2030-е годы. И один из разделов этой Программы должен быть посвящен тому, каким образом наши наработки фундаментальной области максимально эффективно транслировать в приложения.

Надо отметить ещё один момент. У нас в стране сейчас выполняется несколько проектов класса Мегасайенс — их, к сожалению, не так много, как хотелось бы. Но один из этих проектов — это создание Национального гелиофизического комплекса в Сибири — в Иркутской области и в Бурятии. Это тот проект, который, помимо Российской академии наук, пробивала и Госкорпорация Ростех. Она сейчас является исполнителем этого проекта. В этом году появились первые миллиарды рублей на строительство этого уникального распределенного комплекса. И нет сомнения, что эта задача будет выполнена. Ростех по существу взял на себя создание всей инфраструктуры, инструментов и Холдинг «Швабе» является как раз головным в этой деятельности. Это очень яркий пример сотрудничества академической науки с Госкорпорацией в интересах, прежде всего, поддержания обороноспособности страны. Ясно, что там и гражданских исследований будет проводиться очень много, поэтому за это особая благодарность.

Мы сегодня будем подписывать Соглашение — давайте все вместе возьмемся за наполнение этого Соглашения конкретными проектами. Я прошу, чтобы в самое ближайшее время через наших профильных вице-президентов поступили конкретные предложения о разработках, которые мы привезём в Ростех и будем смотреть, каким образом и с помощью каких инструментов нам эти разработки поддерживать.  

(jpg, 103 Kб) 

Объявляется процедура подписания Соглашения о сотрудничестве между Российской академии наук и государственной корпорации Ростех. Соглашение подписывают: со стороны Госкорпорации Ростех — генеральный директор Сергей Викторович Чемезов, со стороны Российской академии наук — Александр Михайлович Сергеев.

Присутствуют: заместитель генерального директора Александр Юрьевич Назаров, управляющий директор по науке и технологиям Юрий Николаевич Коптев, старший консультант генерального директора Николай Иванович Турко, руководитель протокола госкорпорации Роман Вячеславович Козлов, генеральный директор Холдинга «Швабе» Алексей Павлович Патрикеев. 

х х х 

Члены Президиума заслушали научное сообщение «О проекте Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период».

Докладчики:

- академик РАН Валерий Васильевич Козлов,

- член-корреспондент РАН Владимир Викторович Иванов,

- Владимир Петрович Заварухин — директор Института проблем развития науки РАН.

Академик РАН А.М. Сергеев. Напомню историю вопроса. В 2020 году заканчивается действие Программы фундаментальных исследований государственных академий, которая действовала с 2013 года, и с 2021 года на смену ей и не только ей должна прийти новая Программа фундаментальных исследований. Почему не только ей? Потому что теперь эта Программа фундаментальных исследований будет касаться

всего сектора фундаментальной науки в стране и там исполнителями будут не только академические институты и институты, которые входят в состав других государственных академий, но и институты, входящие в состав государственных корпораций, в состав государственных научных центров, университетов, в общем — всех организаций, которые занимаются фундаментальными научными исследованиями. Поэтому ответственность перед нами очень большая.

2021 год — это фактически означает, что мы должны уже в середине этого года более-менее скомпонованную программу внести в Правительство, потому что мы должны быть участниками этого бюджетного процесса. Это, конечно, мы будем делать совместно с Министертвом науки и высшего образования. Но наша задача сейчас — разработка и представление этой программы. В соответствии с корректировкой к 253 закону, то есть по 218 закону, который был принят в прошлом году, Академия наук ответственна за разработку и представление этой программы в Правительство, то есть ответственность лежит на нас. Если раньше мы с Министерством образования и науки делили здесь ответственность, то после появления этого нового закона ответственность за составление и представление этой программы лежит целиком на нас. Мы работали больше года — и на нашей площадке и с приглашением специалистов других ведомств, прежде всего Министерства образования и науки — и сейчас составлен даже не нулевой, а первый вариант этой стратегии, он был всем вам разослан. 23 апреля этот вопрос будет одним из основных пунктов повестки дня нашего Общего Собрания. Сейчас выступит с проектом такой программы Валерий Васильевич Козлов, который возглавляет Комиссию. 

(jpg, 104 Kб) 

Академик РАН В.В. Козлов, вице-президент РАН. О разработке проекта Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период. В соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ «О Российской академии наук...» (далее — Федеральный закон № 253 — ФЗ, Закон) Правительство Российской Федерации по представлению Российской академии наук утверждает Программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (далее — Программа). Она предусматривает направление средств федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в Российской Федерации и включает в себя план проведения фундаментальных научных исследований, обоснование их ресурсного обеспечения на срок действия данной Программы и значения целевых показателей ее реализации.

РАН, руководствуясь упомянутой статьёй Федерального закона с учётом выполнения пункта 24 графика разработки проектов нормативных правовых актов, утвержденного поручением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № ОГ-П8-7471, письмом от 13 февраля 2014 г. № 1-10103- 2110/51 предложила Минобрнауки России совместно подготовить новую редакцию Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (далее — Программа). При этом предполагалось наполнить данную Программу, в отличие от утвержденной редакции, конкретными мероприятиями с обоснованием их продолжительности и ресурсного обеспечения.

Минобрнауки России письмом от 04.09.2014 г. № ЛO-1323/14 согласилось с таким подходом. В соответствии с этим РАН письмом от 02.10.2014 г. № 1-10103-2200/340 направила в Минобрнауки России проект концепции Программы, предусматривающий формирование мероприятий по трем секторам науки: академическому, вузовскому (ведущие университеты) и отраслевому (госкорпорации, государственные научные центры) с учётом особенностей их функционирования и действующей нормативной правовой базы.

В Программе было предложено предусмотреть мероприятия по реализации приоритетных направлений и критических технологий, утвержденных Президентом Российской Федерации, в том числе по проведению фундаментальных и поисковых научных исследований, направленных на разработку новых медицинских технологий.

Российской академией наук организована работа по общественному обсуждению проекта новой редакции концепции Программы. В октябре 2014 года данный проект был направлен на рассмотрение в государственные корпорации РФ, государственные научные центры РФ и национальные исследовательские университеты, а также отделения РАН и региональные отделения РАН.

В ходе состоявшегося 18 ноября 2014 г. совещания в РАН представители указанных организаций поддержали проект Программы. Кроме того, 25 ноября 2014 г. также прошло обсуждение проекта на заседании Координационного совета Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы.

Далее в течении 2015-2017 годов проект концепции Программы прошел обсуждение в научном сообществе, поддержан Экспертным советом по фундаментальным и прикладным исследованиям Комитета по образованию и науке Государственной Думы и рассмотрен на совместном заседании Комитетов по науке и образованию Госдумы и Мособлдумы.

Ход разработки Программы также широко обсуждался в средствах массовой информации. В октябре 2017 года Проект концепции Программы был выставлен для всеобщего обсуждения на сайте РАН.

В проекте данной Программы предусматривалось проведение фундаментальных научных исследований по определению и прогнозированию перспективных и критически важных направлений современной науки и выявлению больших вызовов. Эта целевая задача предусмотрена пунктом 14 Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 1 декабря 2016 г. № 642.

Поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 21.03.2018 г. № АД-118-1516 к разработке предложений по направлениям научных исследований в соответствии с мероприятиями Программы, ожидаемым результатам и объемам финансирования с соответствующим обоснованием, в том числе с указанием источника финансирования были подключены федеральные органы исполнительной власти, университеты, научные организации и фонды поддержки науки, осуществляющие и/или получающие бюджетное финансирование на проведение фундаментальных научных исследований.

В целях разработки проекта Программы в сентябре 2017 года президиумом РАН создана межведомственная Рабочая группа под руководством вице-президента РАН академика РАН В.В. Козлова.

Кроме того, по договоренности с Минобрнауки России, для координации работы по формированию Программы в январе 2018 года дополнительно сформирована компактная рабочая группа из представителей Минобрнауки России и РАН.

В соответствии с распоряжением РАН от 28 мая 2018 г. № 10104-578 образованы экспертные группы Отделений РАН по областям и направлениям науки для выработки предложений по Плану. Экспертными группами проведен анализ материалов, полученных от федеральных органов исполнительной власти, университетов, научных организаций и фондов поддержки науки, и сформированы проекты плановых частей по областям и направлениям науки в соответствии с мероприятиями Программы. В настоящее время завершено формирование проекта плана фундаментальных научных исследований Российской Федерации на период 2021-2035 годы.

С учётом положений пункта 5 статьи 22 Федерального закона № 253-ФЗ и поручения Президента Российской Федерации от 01.06.2015г. № Пр-1118 Концепцией Программы предусмотрено, что Программа разрабатывается, как логическое продолжение и развитие Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на период 2013-2020 годы (далее — ПФНИ ГАН).

Справочно. Планом по реализации Стратегии научно-технологического развития, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 г. № 1325-р, установлено, что Госпрограмма научно-технологического развития Российской Федерации включает Подпрограмму 3 «Фундаментальные научные исследования для долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства». Указанная подпрограмма отражает лишь малую часть мероприятий разрабатываемой РАН Программы в соответствии с Законом, необходимых для получения качественно новых научных результатов в интересах социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (об этом РАН неоднократно отмечала в адрес Минобрнауки России).

В настоящее время в целях координации работы в период подготовки к рассмотрению проекта Программы 11 февраля 2019 года распоряжением РАН сформирована Межведомственная рабочая группа с включением в неё представителей федеральных органов исполнительной власти, РАН, госкорпораций, научных организаций, ведущих университетов и фондов поддержки научных исследований под руководством вице-президента РАН академика РАН В.В. Козлова (прошло заседание MPГ и совместное заседание МРГ с Координационным советом Программы фундаментальных научных исследовании государственных академий наук).

В ходе этих заседаний также были поддержаны основные положения проекта паспорта Программы и Плана фундаментальных научных исследований на период 2021-2035 годы.

8 апреля текущего года на заседании Экспертного совета по фундаментальным и прикладным исследованиям при комитете Государственной Думы по образованию и науке вновь был проект Программы, доработанный с учётом поступивших предложений и рекомендаций от всех участников обсуждения по состоянию на 5 апреля т.г. 

(jpg, 94 Kб) 

Член-корреспондент РАН В.В. Иванов, заместитель президента РАН.

В своём выступлении Валерий Васильевич уже отразил основные моменты по подготовке программы. Я начну с идеологической базы этой программы. Мы исходим из того, как это и записано в Стратегии научно-технологического развития, что фундаментальная наука это системообразующий институт развития нации, ответственность за развитие которой берёт на себя государство. Сегодня наука, особенно фундаментальная, является основой для современной системы образования, для технологий, а также на основе современных научных знаний формируется государственная политика и стратегия развития государства, создаются новые технологии, формируется экономика и, наконец, обеспечивается оборонная безопасность. Сегодня без фундаментальной науки ни одна страна не может быть уверена в своем хорошем развитии и в суверенитете.

Основания для разработки Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период:

• Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной политике»;

• Федеральный закон от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ «О Российской академии наук…» (ст.17);

• Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683).

• Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016г. № 642 и Поручение Президента Российской Федерации от 15.01.2017 г. Пр-75 по реализации СНТР);

• О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204)

• Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (2018, 2019 гг.);

Организация фундаментальных научных исследований. Программа фундаментальных научных исследований (2021-2035). Стратегия НТР, ГПРНТ, Национальный Проект «Наука», Министерства, ведомства, Фонды, Госкорпорации, НИЦ, ГНЦ, Университеты.

Ст.7 Основные задачи и функции

Российской академии наук Ст.7 п. 2.1: Организация разработки Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период и ее представление в Правительство Российской Федерации, организация и координация фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых в рамках этой программы научными организациями, образовательными организациями высшего образования и иными субъектами научной и научно-технической деятельности.

Ст.7 п. 2.1: Организация разработки Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период и ее представление в Правительство Российской Федерации, организация и координация фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых в рамках этой программы научными организациями, образовательными организациями высшего образования и иными субъектами научной и научно-технической деятельности.

Правительство Российской Федерации по представлению Российской академии наук утверждает программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период, предусматривающую направление средств федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в Российской Федерации и включающую в себя план проведения указанных исследований, обоснование их ресурсного обеспечения на срок действия данной программы, значения целевых показателей ее реализации.

Поручение Правительства.

Цель Программы: Получение новых фундаментальных знаний об основах мироздания, закономерностях развития природы, человека и общества, в интересах социально-экономического, научно-технологического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Задачи Программы:

- создание научного задела по приоритетным направлениям науки и техники;

- создание научного задела в сфере гуманитарных наук, экологии, культуры;

- ресурсное обеспечение фундаментальных научных исследований,

- модернизация приборной и экспериментальной базы;

- развитие кадрового потенциала, воспроизводство научных и научно-педагогических кадров, развитие ведущих научных школ;

- повышение престижа науки в обществе, популяризация науки;

- развитие международного научного сотрудничества;

- обеспечение единства научного комплекса.

Принципы формирования Программы:

- Широкий спектр фундаментальных исследований от естественных до гуманитарных наук, от монодисциплинарных до междисциплинарных.

- Единство требований для исполнителей фундаментальных научных исследований с учетом специфики отдельных отраслей науки.

- Свобода научного творчества (поиска).

- Соответствие квалификации исполнителей уровню поставленных задач.

- Соответствие ресурсного (финансового, материально-технического и кадрового) обеспечения уровню поставленных научных задач.

Структура Программы

Подпрограмма 1. «Аналитические исследования, определение и прогнозирование перспективных и критически важных направлений современной науки, выявление больших вызовов, совершенствование системы стратегического планирования».

Координатор — Российская академия наук:

- в соответствии с Законами «О Российской академии наук..», «О стратегическом планировании»

- в целях научного сопровождения Стратегии национальной безопасности, Стратегии научно-технологического развития, Стратегии пространственного развития, реализации Указов и поручений Президента Российской Федерации, документов стратегического планирования.

- фундаментальные исследования по стратегическим направлениям, определенным Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации

- в рамках программ президиума РАН.

Подпрограмма 2. «Фундаментальные научные исследования» — фундаментальные научные исследования, проводимые научными организациями и высшими учебными заведениями.

Координатор: Российская академия наук.

Подпрограмма 3. «Фундаментальные научные исследования, проводимые на уникальных научных установках и объектах «Мегасайенс». Выполняется в рамках национального проекта «Наука».

Координатор: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Подпрограмма 4. «Ориентированные фундаментальные исследования по направлениям Стратегии НТР».

Координатор: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Исследования выполняются в рамках проектов полного цикла, реализуемых в соответствии с утвержденными приоритетами научно-технологического развития (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2019 года № 162).

Обобщенная модель инновационного процесса (полный инновационный цикл): траектории финансовых потоков, траектории наукоемкой продукции, информационные потоки.

Подпрограмма 5. «Инициативные фундаментальные научные исследования, финансируемые фондами поддержки научной и научно-технической деятельности и из внебюджетных источников»:

- Российский научный фонд

- Российский фонд фундаментальных исследований

- Фонд перспективных исследований

Подпрограмма 6. «Научные исследования, реализуемые в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обороны страны и безопасности государства».

Координатор: Российская академия наук.

Финансирующие организации:

- Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

- Министерство энергетики Российской Федерации

- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

- Министерство здравоохранения Российской Федерации

- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

- Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

- Министерство культуры Российской Федерации

- Министерство обороны Российской Федерации

- Министерство транспорта Российской Федерации

- Министерство просвещения Российской Федерации

- Министерство экономического развития Российской Федерации

- Государственная корпорация «Росатом»

- Государственная корпорация «Ростех»

- Государственная корпорация «Роскосмос»

- Российский научный фонд

- Российский фонд фундаментальных исследований

- Фонд перспективных исследований

- Фонд «Сколково»

Показатели реализации Программы (1)

- финансирование программы (в абсолютных показателях, в относительных показателях: доля в структуре ВВП, международные сопоставления);

- внутренние затраты на исследования и разработки, в т.ч., на одного исследователя;

- динамика численности научных работников, в т.ч. до 39 лет;

- динамика зарплаты научных работников;

Показатели реализации Программы (2)

- количество новых учебных курсов и учебников;

- количество аналитических материалов (докладов, записок) по стратегическим проблемам развития страны, направленных в органы государственной власти;

- количество монографий и коллективных трудов, статей для энциклопедий и энциклопедических словарей, изданных тиражом не менее 500 экземпляров и имеющих регистрационный номер ISBN;

- количество научно-практических и научно-творческих мероприятий (конференции, выставки и др.) российского и международного уровня;

- участие российских ученых в международных научных программах и проектах, в т.ч. на территории Российской Федерации;

- количество российских и международных научных наград.

Показатели реализации Программы (3)

- динамика российских журналов, индексируемых в мировых базах данных («Scopus», РИНЦ и «Сеть науки» (WEB of Science)

- динамика публикаций в научных журналах, в том числе индексируемых в мировых базах данных («Scopus», РИНЦ и «Сеть науки» (WEB of Science), нормированное к соответствующему показателю для данной области науки и конкретного направления, в том числе, сделанных без участия иностранных ученых;

- число цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в мировых базах данных, нормированное к соответствующему показателю для данной области науки и конкретного направления.

Финансирование программы

1.Финансирование осуществляется из бюджетных и внебюджетных источников на основе базового и конкурсного финансирования

2. Подпрограмма 1. Выполняется за счет целевых бюджетных средств, а также внебюджетных средств, грантов и др.

3. Подпрограмма 2. Выполняется на основе базового финансирования научными организациями, уставами которых предусмотрено проведение фундаментальных научных исследований, а также по конкурсным процедурам.

4. Подпрограмма 3. Финансируется в порядке, определяемом при разработке отдельных программ и проектов.

4. Подпрограмма 4. Выполняется за счет средств, выделяемых на реализацию проектов в рамках СНТР по конкурсным процедурам

5. Подпрограмма 5 . Выполняется научными фондами по конкурсным процедурам в соответствии с установленными правилами

6. Подпрограмма 6. Финансируются в порядке, определяемом при разработке отдельных программ и проектов.

Управление Программой (1)

Общее управление Программой осуществляет Координационный совет Программы под руководством Президента РАН.

Функциями Координационного совета Программы являются:

- определение направлений фундаментальных научных исследований и выделение перспективных научных тематик;

- утверждение конкурсной документации, отбор работ по направлениям фундаментальных научных исследований;

- координация разработки и реализации планов фундаментальных исследований участников Программы;

- координация исследований и контроль реализации;

Управление Программой (2)

- подготовка предложений по финансовому обеспечению программных мероприятий и их представление в РАН для дальнейшего направления в Правительство Российской Федерации;

- подготовка предложений по совершенствованию системы организации фундаментальных исследований;

- определение порядка отчетности о ходе выполнения Программы;

- рассмотрение материалов о ходе реализации Программы;

- подготовка рекомендаций по использованию результатов фундаментальных научных исследований;

- подготовка сводного годового отчета по Программе;

- взаимодействие со СМИ.

Управление Программой (3)

- Координационным советом создаются экспертные и научные рабочие группы по для обеспечения реализации целей и решения задач Программы.

- Отбор заявок на проведение исследований в рамках базового финансирования проводится экспертными группами, утверждаемыми координационным советом на стадии реализации программных мероприятий.

- Министерством науки и высшего образования Российской Федерации разрабатывается конкурсная документация и согласовывается с координационным советом Программы.

- Федеральные органы исполнительной власти организуют конкурс и заключают госконтракты с исполнителем проектов Программы.

Ожидаемые результаты

- Создание задела для формирования современной научной и технологической базы социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны;

- система подготовки научных кадров высшей квалификации, включающая научную аспирантуру и ведущие научные школы;

- обеспечение единства научно-технологического и образовательного комплекса страны;

- создание системы координации фундаментальных научных исследований в масштабах страны;

- повышение престижа профессии ученого и осведомленности общества о российских научных достижениях.

 

(jpg, 88 Kб)

В.П. Заварухин — директор Института проблем развития науки РАН, к.э.н.

 Обоснование ресурсного обеспечения Плана проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (до 2035 года). (pdf, 600 Kб)  


(jpg, 85 Kб)

В.П. Калинушкин, председатель Профсоюза работников РАН. Предложения по финансированию фундаментальных научных исследований в России.

Финансирование фундаментальных исследований можно условно разделить на несколько частей.

Первая часть — обеспечение нормальной текущей работы институтов. Эта позиция включает — обеспечение зарплатой научных и ненаучных сотрудников институтов, коммунальных и эксплуатационных расходов института, оплаты текущего ремонта зданий и сооружений, мероприятий по технике безопасности, расходов на закупку текущего недорогого оборудования (компьютеры, усилители, осциллографы и т.д.), расходных материалов, командировок, экспедиций (кроме ряда морских), затрат на публикации, связь, транспорт и т.д.

Вторая часть — закупки «крупного» уникального оборудования, расходы на капремонт, содержание флота, музеев, коллекций, библиотек, поддержание журналов.

Третья часть — финансирование создания установок мега-сайенс, участие в крупных международных проектах, создание НОЦ, Центров превосходства, капвложения в новое строительство и т.д.

В основу расчёта необходимого финансирования первой части положим позицию минимального нормального обеспечения работы научного сотрудника.

По имеющимся у нас данным число научных сотрудников, ведущих фундаментальные исследования за счет федерального бюджета в конце 2017 г. составляло примерно 77 тыс. человек (полных ставок по данным Росстата). К ним необходимо добавить категорию завлабов, и других руководителей научных подразделений — примерно 5 тысяч человек. Итого — 82 тысячи сотрудников, как стартовая цифра для расчета объема финансирования 2020 г. Берем за основу при расчете общего объема их заработной платы Указ Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г., усредняя по регионам и исходя из того, что в конце 2018 г. минимальная средняя удвоенная зарплата в регионе составляла 44 тыс. руб. (только в Ингушетии — 38 тыс. руб., но там почти нет ученых — всего 24 человека) а максимальная 140 тыс. руб. — в Москве, где работает наибольшее число научных сотрудников. Принимаем за основу цифру в 100 тыс. руб. в месяц. Получаем годовой фонд зарплаты научных сотрудников и приравненных к ним руководителей структурных подразделений (с начислениями) составит примерно 125 млрд. руб. Считая, что число ненаучных сотрудников примерно равно числу научных, и беря за основу для вычисления их фонда зарплаты отношение зарплаты ненаучных сотрудников к зарплате научных в 2016 г. (до активного воздействия на зарплату научных сотрудников Указа Президента РФ № 597) в институтах, ранее подведомственных ФАНО России, (эти институты являются наиболее яркими представителями организаций, специализирующихся в области фундаментальных исследований исполнителями фундаментальных исследований) — это величина составляла примерно 67 % — получаем фонд оплаты труда зарплаты этой категории работников примерно в 85 млрд. руб. Итого общий фонд оплаты труд должен составить около 210 млрд. руб.

Поскольку Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г. ставит задачу вывода России в пятерку стран-лидеров в области приоритетных направлений научных исследований, оценка общего уровня расходов на фундаментальную науку должна учитывать характерное для развитых стран соотношение расходов на оплату труда персонала и всех иных расходов на обеспечение проведения исследовательских работ. Наиболее близким аналогом для российской академической науки является немецкое Общество Макса Планка, для которого доля расходов на оплату труда персонала составляет примерно 46% от общего бюджета.

Соответственно, соотношение расходов на оплату труда и «прочих» расходов целесообразно установить на уровне 50:50. «Прочие» расходы включают в себя оплату коммунальных услуг, эксплуатационных расходов, капитального строительства, закупки относительно недорогого научного оборудования, расходных материалов и комплектующих, проведения экспедиций, поездок на научные конференции и в иные командировки, публикации статей в научных журналах, подписки на научные журналы, услуг связи и т.д. В результате общий уровень расходов по первой части в 2020 году должен составить примерно 420 млрд. рублей.

Не все эти расходы должны в настоящий момент покрываться только за счет подпрограммы «Фундаментальные научные исследования». Сейчас мы работаем в структуре федерального-бюджетных организаций, а не в структуре казенных организаций. Соответственно работа института обеспечивается не только финансированием гос. заданий, но и внебюджетной деятельностью. Нынешняя ситуация требует активного участия всего научного сообщества как в решении задач безопасности страны, так и во внедрении научных достижений в практику.

Поэтому часть указанных выше расходов должна покрываться за счет средств гособоронзаказа и других источников, финансирующих внедрение научных достижений в практику — подпрограмм «Ориентированные фундаментальные исследования по направлениям Стратегии научно-технического развития», «Научные исследования, реализуемые в сфере оборонно-промышленного комплекса». Оценим эту долю в 15%. (63 млрд. руб.). Так же примерно 15% должно составлять финансирование по линии грантов на проведение фундаментальных исследований, т.е. за счет подпрограммы «по проведению инициативных фундаментальных исследований». В результате примерно 70% финансирования работы институтов за счет программы фундаментальных исследований должно составлять финансирование гос. задания (294 млрд. руб.), а 30% — различные гранты, программы, контракты.

Вторая категория должна включать целевые расходы на обновление основного приборного парка (за основу возьмем позицию из предвыборной программы А.М. Сергеева — 30 млрд. в год), расходы на капитальный ремонт (по оценкам — 10 млрд. руб. в год), а также расходы на целевые инфраструктурные программы, содержание флота, проведение морских экспедиций, — всего около 10 млрд. руб. Итого — около 50 млрд. руб. Эти расходы должны финансироваться в рамках подпрограммы «Фундаментальные научные исследования».

Третья категория расходов включает финансирование создания установок мега-сайенс, участие в крупных международных проектах, создание НОЦ, Центров превосходства, а также капитальное строительство, общий объем финансирования расходов в рамках этой категории должен составить не менее 30 млрд. руб. Эти работы финансируются из средств нацпроекта «Наука». Необходимо отметить что указанные выше цифры направлены не на резкое увеличение зарплаты научным сотрудникам (в 2018г. она составила при расчете по числу научных сотрудников из данных Росстата, т.е. по тем же данным которые используем — 92 тыс. руб., а их фонд зарплаты был примерно 110 млрд. руб.), а на включение в состав научных сотрудников зав. лабов, увеличение зарплаты ненаучным сотрудникам и главное на качественное увеличение оснащение институтов необходимым оборудованием и возможность создания нормальных условий работы сотрудников.

В 2024 г., по оценке руководства Министерства науки и высшего образования число научных сотрудников должно увеличиться примерно на 35 % (т.е. на 25 тысяч человек для государственных организаций), средняя зарплата — предположительно до 120 тыс. руб. Действуя согласно описанному выше алгоритму, получим общий уровень бюджетных расходов на фундаментальные исследования до примерно в 600 млрд. руб.

Это позволит России выйти на уровень расходов на фундаментальные исследования в отношении к ВВП, примерно соответствующий нижней границе типичного для развитых стран.

 

(jpg, 126 Kб)

Академик РАН Е.Н. Каблов. 8 апреля 2019 года проект программы фундаментальных научных исследований был рассмотрен на заседании Экспертного совета по организации фундаментальных и прикладных научных исследований при Комитете по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации. Сообщение о проекте программы сделал заместитель президента РАН член-корреспондент РАН В.В. Иванов. Была активная дискуссия, много вопросов и предложений. Отмечена безусловная важность разработки проекта и необходимость обеспечения системной организации проведения исследований.

Однако имеется ряд важнейших системных проблем с организацией проведения исследований, решению которых Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период в текущей редакции не способствует.

В соответствии с поручением членов Экспертного совета по организации фундаментальных и прикладных научных исследований при Комитете по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации и куратора Экспертного совета депутата академика РАН Г.Г. Онищенко довожу позицию Экспертного совета в части ключевых замечаний.

 

Решением определенных проектом задач Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (далее — Программы) должны:

1). способствовать восстановлению целостной системы организации исследований.

2). создание научного задела, обеспечивающего научно-технологический прорыв по приоритетным направлениям науки и техники за счет координации и обеспечения взаимосвязи фундаментальных, поисковых и прикладных исследований.

Комментарий — обеспечение «прорыва» может быть достигнуто лишь тогда, когда задействованы все субъекты научной деятельности — Государственные научные центры, научные организации и высшие учебные заведения, Национальные исследовательские университеты, федеральные органы исполнительной власти (в части касающейся), государственные корпорации, фонды — при координирующей роли РАН. 

3). формирование политики единого ресурсного обеспечения фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований.

Комментарий. Вся система государственной поддержки науки в настоящее время направлена на поддержание существующей структуры ведомств и организаций, а не на достижение целей и реализацию приоритетов государства в научной и инновационной сфере.

В период с 1996 по 2010 год действовала бюджетная классификация, в которой основная часть бюджетных расходов на гражданскую науку была описана в разделе 06 «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу».

Он состоял из двух подразделов:

0601«Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу»

0602 «Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса».

Подразделы предназначены для отражения затрат соответственно на фундаментальные и прикладные исследования. 

В рамках действующей на настоящий момент бюджетной классификации практически невозможно осуществлять планирование и контроль расходов ни с точки зрения целей и задач государственного регулирования научного сектора, ни с точки зрения устанавливаемых государством приоритетов научно-технической политики. Бюджетное планирование и государственные расходы оказываются сориентированными в основном на поддержание существующей структуры ведомств и организаций.

Справочно:

Сейчас в бюджетном классификаторе 2019 года в разделе 1 «Общегосударственные вопросы» отдельно выделен подраздел 0110 «Фундаментальные исследования», а прикладные научные исследования распределены по всему классификатору следующим образом:

Наименование подраздела

Статья

Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов

01

0112

Прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности

03

0313

Прикладные научные исследования в области национальной экономики

04

0411

Прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства

05

0504

Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды

06

0604

Прикладные научные исследования в области образования

07

0708

Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии

08

0803

Прикладные научные исследования в области здравоохранения

09

0908

Прикладные научные исследования в области социальной политики

10

1005

Прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта

11

1104

Прикладные научные исследования в области средств массовой информации

12

1203

Все это является серьезным препятствием на пути перехода от «сетевого» принципа финансирования — поддержания на минимальном уровне сложившейся сети научных учреждений — к целевому принципу. Анализ распределения бюджетных расходов на науку по функциональному признаку бюджетной классификации не позволяет четко проследить их целевую направленность.

Для комплексного охвата всего процесса необходимо:

1). Постановка работы

2). Постановка контроля за ее реализацией

3). Достижение соответствующих показателей.

Требуется, по нашему мнению, вернуться к прежней системе бюджетной классификации.

Данное предложение необходимо зафиксировать в разделе по Управлению Программой, добиваться его практической реализации и выйти

с соответствующим предложением в Правительство Российской Федерации. 

2. Существенной доработки требуют принципы формирования Программы, которые не позволяют обеспечить проведение скоординированной политики в области фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований.

Предлагается дополнить:

1). Обеспечение социально-экономического и научно-технологического развития страны, национальной безопасности за счет решения ключевых научных задач.

Комментарий. Необходимо предусмотреть механизм постановки задач и формирования технических требований, которые должны ставиться отраслевыми НИИ и ГНЦ, предприятиями реального сектора экономики, являющимися «потребителем» результатов (фундаментальных исследований).

Целесообразно задействовать в зависимости от направлений исследований институт Руководителей приоритетных технологических направлений и Генеральных конструкторов — данная схема работоспособна в области инженерно-технических наук. В других сферах (медицина, науки о Земле, гуманитарные науки) необходимо выбрать аналогичную схему: «потребитель практических результатов» — «потребитель научных результатов» — «исполнитель».

Также необходимо разработать механизмы согласования проектов и оценки их востребованности, и систему постановки в дальнейшем прикладных исследований и разработок на базе реализованных проектов фундаментальных и поисковых научных исследований, выстроив систему экспертизы технических заданий (или планов по проведению фундаментальных научных исследований). Рассмотреть возможность ужесточения порядка постановки и приемки результатов работ (яркий пример, ФПИ).

Предлагается заменить:

- Свобода научного творчества (поиска) — в соответствии с действующим ФЗ «О науке».

Предлагается исключить:

Соответствие компетентности и квалификации исполнителей уровню поставленных задач.

Соответствие ресурсного (финансового, материально-технического и кадрового) обеспечения уровню поставленных научных задач. 

3. Подпрограмма 1: «Аналитические исследования, определение и прогнозирование перспективных и критически важных направлений современной науки, выявление больших вызовов, совершенствование системы стратегического планирования» в недостаточной степени отвечает необходимости усиления роли РАН в части стратегического планирования, требуется конкретизировать и решением Президиума РАН поручить Отделениям разработать и представить на утверждение Президиуму соответствующие Стратегии развития отдельных научных направлений с учетом приоритетных направлений утвержденной Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

4. Обобщенная модель инновационного процесса требует доработки.

Представленная в Программе модель не отражает необходимости получения инновационного продукта и вывода его на рынок.

Существует два направления, описывающие инновационный процесс:

1) фундаментальные исследования (генерация идеи) — поисковые

исследования (формирования ТЗ на НИР) — прикладная разработка (получение РИД — патенты, ноу-хау) — получение продукции и оформление НД — передача лицензии.

2) идея — фундаментальные и поисковые исследования — прикладная разработка — получение продукции и оформление НД — организация производства и создание малых инновационных предприятий в форме акционерных обществ.

Для фундаментальных и поисковых исследований целесообразно вернуться к введению понятия «открытие», существовавшему в СССР. 

5. Подпрограмма 5: «Фундаментальные научные исследования, проводимые на уникальных научных установках и объектах «мегасайенс» — требуют внесения дополнений в части объектов инфраструктуры. 

По нашему мнению, уникальные научные установки и объекты «мегасайенс» не являются достаточным перечнем объектов, на которых требуется проведение фундаментальных научных исследований. В подпрограмме 5 необходимо учесть развитие инфраструктуры — «научно-образовательные центры» и «научные центры мирового уровня», предусмотренные национальным проектом «Наука» и формируемые по принципу консорциумов. 

ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ предлагает реализацию двух пилотных проектов — проект полного инновационного цикла «Аддитивные технологии» и проект по созданию научно-образовательного центра «Защита от коррозии, старения и биоповреждений». 

1. Аддитивные технологии должны стать доминантой национальной технологической инициативы и Стратегии научно-технологического развития, т.к. принципиально меняют промышленность и структуру производственного цикла (от проектирования до изготовления изделия).

Социально-экономический эффект от развития аддитивных технологий полностью меняет базовые принципы работы промышленных предприятий, этот эффект колоссален — он позволит увеличить долю России в мировом использовании аддитивных технологий до 16%. Основную долю сформируют синтезированные металлические изделия, которые займут более 40 % рынка.

2. Одной из важных проблем, возникающих при создании и эксплуатации изделий, является коррозия, старение и биоповреждения. 90% изделий хранится на открытых площадках и эксплуатируется в условиях открытой местности с поражениями до 70% поверхности, а при сроках эксплуатации 20 и более лет в условиях контакта с морской водой язвенная коррозия составляет 30% толщины материала с охватом 70-90% поверхности изделия.

Первоочередными задачами НОЦ «Защита от коррозии, старения и биоповреждений» должны стать не только образовательные, но и научные программы (развитие технологий цифрового моделирования и разработка единой системы защиты от коррозии, старения и биоповреждений). Информационно-коммуникационные возможности создаваемого центра позволят осуществить цифровизацию исследований в области коррозии, старения и биоповреждений, создать защищенную цифровую инфраструктуру передачи, обработки и хранения данных, создать единую учебную базу данных с возможностью разграничения прав доступа и организовать цифровую кооперацию с мировыми учебными и научными центрами.

Формирование НОЦ на базе ВИАМ позволит приступить к устранению и решению проблемы по подготовке кадров по данному направлению, а проводимые НИР, ОТР и ОКР будут способствовать снижению до 25 % потерь от разрушения, простоя, потери работоспособности сложных технических систем и инфраструктуры на территории Российской Федерации, в том числе в Арктике. 

6. Индикаторы должны четко увязывать задачи Программы, показатели и ожидаемые результаты ее реализации.

Необходимо применять отдельные подходы и показатели (индикаторы) при оценке отдельных Подпрограмм, предусматривающих проведение фундаментальных, ориентированных фундаментальных и прикладных исследований.

1) В частности, для ориентированных фундаментальных исследований основным результатом должны быть технические задания на проведение прикладных НИР, а индикатором, соответственно, заключенные по данным техническим заданиям контракты.

2) Необходимо исключить наукометрические показатели при оценке результативности выполнения Программы.

3) Поддержать предложения академика А.Р. Хохлова, озвученные в докладе «Современное состояние и перспективы отечественной научной периодики» 5 апреля 2019 года в Госдуме на заседании по теме: «Совершенствование нормативно-правового обеспечения публикационной активности научных организаций», а именно:

- сконцентрироваться на развитии RSСI;

- содействовать вхождению лучших российских научных журналов в WoS и Scopus. 

7. Необходимо обеспечить соответствие Программы и государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 377 утверждена подготовленная Минобрнауки России госпрограмма, которая учитывает целевые показатели национальных проектов «Наука», «Образование» и «Цифровая экономика».

Требуется либо внести изменения в утвержденную государственную программу, либо включить в соответствующие Подпрограммы 3 и 5 положения и показатели государственной программы.

Справочно:

После первичного ознакомления с положениями госпрограммы (ГП) видно, что добиваться внесения изменений целесообразно именно в нее. Во-первых, ГП не предполагает финансирования прикладных научных исследований, во-вторых, среди участников ГП нет Минпромторга России, в-третьих, вся инвестиционная часть посвящена вложениям в НИЦ «Курчатовский институт». Текст ГП содержит из ряда вон выходящие положения, среди исполнителей ГП, например, приведен Верховный Суд, индикаторы ГП содержат такие «тезисы» как «формирование системы распознавания больших вызовов» и, в целом, документ однозначно не будет положительно влиять как на развитие науки, так и на выполнение национальных проектов. Степень и уровень проработки ГП значительно уступает даже незавершенному тексту рассматриваемой Программы РАН.

С учетом утверждения государственной программы, значительная часть которой посвящена фундаментальным научным исследованиям, необходимо также наладить взаимодействие с Советами по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации (созданными в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 января 2018 г. №16 «Об утверждении Положения о создании и функционировании советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации»).

В качестве первого шага целесообразно направить в их адрес проект Доклада Правительству Российской Федерации об итогах реализации в 2018 году Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы (документ представляет собой 934 страницы текста о достижениях фундаментальной науки) и просить Советы по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации:

- дать заключения о востребованности полученных результатов для реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

- подготовить предложения по постановке прикладных научных исследований с учетом имеющегося научно-технического задела и направить предложения в соответствующие федеральные органы исполнительной власти;

- способствовать выделению финансирования на внедрение в промышленное производство полученных разработок;

- дать рекомендации по прекращению финансирования проектов, обладающих низкой востребованностью.
 

Академик РАН А.М. Сергеев. Мы работали по Программе государственных академий, она заканчивается, естественно задать вопрос: а та Программа выполнена или не выполнена, кто-нибудь смотрел? Мы сейчас делаем новую Программу в соответствии с результатами выполнения, с учётом анализа — что получилось и что не получилось? Какие направления переходят из одной программы в другую? Я не вижу никакого анализа, есть ссылка на разные документы. Надо линию выстроить с учетом успехов и недостатков выполнения Программы фундаментальных исследований государственных академий.

Когда национальный проект «Наука» верстался, говорилось о вхождении в пятёрку стран-лидеров в научном и технологическом развитии. Как мы обеспечим вхождение в эту пятёрку? — Чтобы отчитаться, есть много способов. Например, там сказано — «по основным направлениям». Разумеется, мы с вами можем найти такие основные направления в рамках Стратегии, где мы войдем в пятёрку, более того, мы уже там, в этой пятёрке. Или мы хотим глобально войти в пятёрку? Поэтому, надо быть осторожным и доказывать — что имелось в виду в формулировке пункта «войти в пятёрку» ведь не прописано, что именно имеется в виду.

Далее, нужно больше передвигать финансирование с прикладного на поисковое, с поискового на фундаментальное. По проценту ВВП, который из бюджета идет в науку, мы смотримся очень хорошо даже на уровне Соединённых Штатов Америки, это существенно больше средств, чем в Великобритании, в Италии и так далее. Но у нас беда в том, что средств на науку из промышленности идет очень мало.

Источником финансирования фундаментальной науки должно служить то, что большее количество средств должно привлекаться в прикладную часть из промышленности и сельского хозяйства. Поэтому, если сейчас говорить, что, мол, давайте сразу шагнем с уровня 0,18 на 0,4, то у нас получится «дыра» в финансировании в другом месте и ясно, что эту дыру надо чем-то заполнять.

Пока мы с вами не организуем работу с промышленностью так, что промышленность будет давать больше средств на прикладные и поисковые исследования, не очень логично сразу ставить вопрос, что, мол, давайте больше средств на фундаментальные исследования. Стратегия научно-технологического развития как про то — как нам больше привлечь приток денег из промышленности. Если это пойдет, а мы должны стараться чтобы это пошло, тогда и естественно ставить вопрос об этом перераспределении.

Конечно, поисково-прикладная часть, в основном, должна финансироваться промышленностью, как во всех странах. А государство должно сосредоточиться на фундаментальной науке. Если нам удастся запустить процесс подтягивания денег с промышленности, тогда ту часть, которую сегодня государство тратит не на фундаментальную науку, а на поисковую, мы сдвинем в фундаментальную.

Ещё вопрос. Не случайно сейчас Академии наук дано задание посмотреть на эффективность траты средств на науку в государстве, об этом говорил Президент РФ в ноябре. В том, что сейчас тратится более 1 трлн. руб. на науку, есть достаточно много неэффективных трат. Если с опорой на наше методическое руководство, а нам даны сейчас такие права, увидим, что это так, мы можем предлагать свои решения. Сколько денег 64 ФОИВов тратят на статью «наука» — там есть и фундаментальная наука, и каких там только исследований нет. Но если мы увидим, что они тратят средства на это, а реально ничего у них нет, мы скажем — давайте мы эти деньги переведем на реальные фундаментальные исследования РАН, т.е. туда, где есть отчётные характеристики, где есть научные школы, известные результаты. Т.е. это тоже ресурс, который надо задействовать.

Итак, проведена большая работа Отделениями, Комиссией под руководством Валерия Васильевича, прозвучало достаточно много критических замечаний. Давайте попробуем всё это учесть. Время ещё есть. Наша задача к середине года внести документ в Правительство.

 

В обсуждении вопроса приняли участие:

ак. С.М. Алдошин, ак. А.Г. Забродский, ак. В.Е. Фортов, ак. А.Г. Литвак, ак. В.А. Рубаков, ак. М.П. Кирпичников, ак. А.Ю. Розанов, М.Ю. Романовский — начальник Управления координации и обеспечения деятельности организаций в сфере науки Минобрнауки РФ.

х х х 

Члены Президиума заслушали научное сообщение «О принципах распределения бюджетных средств и установлении нормативов публикационной активности для научных организаций».

(jpg, 97 Kб)

Докладчик — академик РАН Алексей Ремович Хохлов.

Содокладчики:

академик РАН Александр Григорьевич Литвак,

академик РАН Валерий Анатольевич Рубаков,

директор Департамента мониторинга, анализа и прогноза Минобрнауки России Тимур Леонидович Броницкий.  

х х х

 

(jpg, 103 Kб) 

Состоялось вручение ордена Александра Невского Главному ученому секретарю президиума Российской академии наук академику РАН Николаю Кузьмичу Долгушкину — он удостоен государственной награды Российской Федерации за большой вклад в развитие науки и многолетнюю добросовестную работу. Орден вручает президент РАН академик РАН Александр Михайлович Сергеев

х х х

 


На заседании рассмотрен вопрос о присуждении премии имени В.Г. Хлопина 2019 года (представление Экспертной комиссии и бюро Отделения химии и наук о материалах) академику РАН Валентину Ивановичу Сергиенко, кандидату химических наук Евгению Константиновичу Папынову (Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт химии Дальневосточного отделения Российской академии наук), члена-корреспонденту РАН Ивану Гундаровичу Тананаеву — за цикл работ «Научное обеспечение радиоэкологической и экологической безопасности морской среды и территории Дальнего Востока». Выдвинуты бюро президиума Федерального государственного бюджетного учреждения «Дальневосточное отделение Российской академии наук».

На заседании Экспертной комиссии присутствовали 7 членов Комиссии из 11. В соответствии с результатами тайного голосования единогласно к присуждению премии имени В.Г. Хлопина 2019 года рекомендованы кандидатуры В.И. Сергиенко, Е.К. Папынова, И.Г. Тананаева.

На заседании бюро Отделения химии и наук о материалах РАН присутствовали 30 членов Бюро из 50. В соответствии с результатами тайного голосования единогласно в президиум РАН представлен проект постановления о присуждении премии имени В.Г. Хлопина 2019 года В.И. Сергиенко, Е.К. Папынову, И.Г. Тананаеву.  

В рамках новой государственной политики развития Дальнего Востока, как национального приоритета на весь XXI век для создания глобально конкурентоспособных условий инвестирования и ведения бизнеса, возникла объективная необходимость комплексно решить экологические и радиоэкологические проблемы «ядерного наследия» региона.

Представленный цикл работ, содержащий научное обеспечение радиоэкологической и экологической безопасности морской среды и территории Дальнего Востока, фундаментально и практически ориентирован, что позволило авторам решить крупные научные задачи:

определение химического состава и форм существования поливалентных радионуклидов в накопленных гетерогенных ЖРО для их переработки с использованием сорбционных и осадительных процессов;

определение дизайна и физико-химических свойств селективных сорбционных и сорбционно-реагентных материалов, ориентированных на концентрирование и извлечение продуктов деления (137Cs, 90Sr, 60Со) и трансурановых элементов в процессе утилизации гетерогенных ЖРО, содержащих морскую воду и нефтепродукты;

поиск состава, методов синтеза и применения катализаторов на основе металлов и/или их оксидов для жидкофазной стабилизации радионуклидов в заданных степенях окисления в процессах гидротермальной переработке ЖРО;

разработка технологий декомпозиции комплексных органических компонентов, локализации радиоактивно-загрязненных нефтепродуктов и извлеченных опасных радионуклидов из состава ЖРО в твердые матрицы;

мониторинг радионуклидов в прибрежной зоне морей Дальнего Востока и территории промышленных площадок объектов использования атомной энергии;

создание современных технологий очистки, обеззараживания загрязненных органическими поллютантами, тяжелыми металлами почв и сточных вод, а также технологий утилизации органических отходов.

Выполнение упомянутых задач привело к созданию научной основы технических решений радиоэкологических и экологических проблем для реализации новой государственной политики на Дальнем Востоке, ведущей к повышению качества жизни и радиологической безопасности населения в Приморье.

 

На заседании рассмотрен вопрос о присуждении премии имени И.И. Шмальгаузена 2019 года (представление Экспертной комиссии и бюро Отделения биологических наук) доктору биологических наук Рустему Девлетовичу Жантиеву (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова») за цикл работ «Эволюция акустической коммуникации насекомых». Выдвинут академиком РАН М.П. Кирпичниковым.

На заседании Экспертной комиссии присутствовали 11 членов Комиссии из 11. В соответствии с результатами тайного голосования, единогласно, к присуждению премии имени И.И. Шмальгаузена 2019 года рекомендована кандидатура Р.Д. Жантиева.

На заседании бюро Отделения биологических наук РАН присутствовали 16 членов Бюро из 26. В соответствии с результатами тайного голосования большинством голосов (за — 14, против — 0, недействительных бюллетеней — 2) в президиум РАН представлен проект постановления о присуждении премии имени И.И. Шмальгаузена 2019 года Р.Д. Жантиеву.

Цикл работ включает 25 статей, опубликованных в ведущих российских и международных научных изданиях.

Изучение акустических систем насекомых дает значимый материал для сравнительных исследований в области эволюционной морфологии, физиологии и экологии животных. Комплексный подход, разработанный Р.Д. Жантиевым на стыке энтомологии, физиологии, экологии и эволюции, полностью соответствует концепции целостного организма И.И. Шмальгаузена. Применение настоящего подхода позволило Р.Д. Жантиеву получить новые данные о всех звеньях акустических систем представителей класса Insecta и выявить тренды в эволюции их акустической сигнализации и становлении слуховой системы.

Результаты исследований акустической коммуникации насекомых позволили решить ряд сложных таксономических вопросов, касающихся, в частности, систематического положения некоторых видов-двойников. Р.Д. Жантиевым предложены и обоснованы гипотезы об адаптивных особенностях различных звеньев акустических систем связи, о факторах и направлениях эволюции акустической коммуникации у насекомых.

Сформулированная Р.Д. Жантиевым гипотеза о существовании акустических ниш легла в основу нового научного направления — исследования сообществ, издающих акустические сигналы насекомых, в рамках которого выявляются как видоспецифические адаптации, так и факторы совместной эволюции видов, образующих эти сообщества.  

х х х 

Члены Президиума обсудили и приняли решения по ряду других научно-организационных вопросов.

 


 

©РАН 2024