от 21.04.2015

 

21 апреля 2015 года

состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук 

 

Члены Президиума заслушали научное сообщение «Проблемы обеспечения прозрачности Российской экономики. Система финансовой безопасности Российской Федерации: концептуальные подходы и решения» 

Докладчик — директор Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Анатольевич Чиханчин  

В современном мире финансы все чаще становятся объектом преступных посягательств и все более широко используются в противоправных целях.

В этот «теневой» финансовый оборот вовлечены не только криминальные структуры, торгующие оружием, наркотиками и людьми, не только коммерческие и некоммерческие организации, уклоняющиеся от уплаты налогов и незаконно выводящие деньги за рубеж, но и некоторые государственные органы, прикрывающие криминальный бизнес (как например, в Афганистане и Сомали). Участниками незаконных финансовых операций становятся даже государства. Истории известно множество примеров подкупа чиновников других государств. Так было в глубокой древности, так происходит и сейчас. Применяются и более изощренные средства, в том числе по обвалу торгово-сырьевых и финансовых рынков, производству фальшивых денег, иных технологий «сетевых» войн, направленных на создание хаоса в экономической, социальной и политической жизни других государств.

В современной геополитической борьбе ключевое значение имеют финансовые инструменты, с помощью которых создаются реальные угрозы и риски не только для финансовой и экономической систем, но и государств в целом, вне зависимости от уровня их развития и степени вовлеченности в международную финансовую систему. Условно, все угрозы и риски в этой сфере можно разделить на глобальные и международные, национальные и национально-региональные. В Российской Федерации существуют все группы угроз и рисков.

О масштабах деятельности Службы можно судить по следующим фактам. На 1 января 2015 года она охватывала более 120 тысяч финансовых институтов, выполняющих поручения клиентов об осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом. Непосредственно в Росфинмониторинге на учете состоят около 16 тысяч организаций, не имеющих надзорных органов. За 2014 год Росфинмониторингом получено почти 10 миллионов сообщений об операциях сомнительного характера с денежными средствами или иным имуществом. Широкий мониторинг финансового рынка позволил только в 2014 году выявить и ликвидировать 15 «теневых» площадок незаконных финансовых операций на сумму около 90 млрд. рублей. В результате, в одной Самарской области месячный объем сомнительных операций сократился почти в 100 раз.

Как показывает правоприменительная практика, нормативно-правовая и организационная основы противодействия финансовым рискам нуждаются в постоянном совершенствовании. Они должны не только соответствовать уровню, но и опережать развитие нелегальных финансовых практик как на международном, так и внутрироссийском уровне.

Необходимость усиления мер противодействия финансовым рискам продиктована задачами защиты национальных интересов России.

В современном мире финансовые угрозы и риски приобрели характер системного явления. Соответственно, и бороться с ними можно только системными методами. Эти методы не могут быть общими для всех государств, поскольку финансовые риски в каждой из стран проявляются по-разному, в зависимости от множества факторов, в том числе от этапов эволюции государства и общества, состояния экономики, масштабов криминального проникновения в экономическую сферу.

Важным этапом формирования системы финансовой безопасности России должно стать создание и последовательная реализация Концепции финансовой безопасности страны. Первым шагом к ее разработке станет программа фундаментальных исследований Президиума Российской академии наук «Финансово-правовые механизмы обеспечения прозрачности ведения бизнеса». Координаторами программы выступают вице-президент РАН, академик Талия Ярулловна Хабриева и академик Валерий Леонидович Макаров. Выполнение научных исследований, предусмотренных Программой РАН, будет проходить на базе Центрального экономико-математического института РАН, Института социально-политических исследований РАН и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Но это не исключает возможность для других научных и образовательных организаций принять участие в разработке Концепции финансовой безопасности.

Главная цель – всесторонне исследовать условия и предпосылки, которые могут содействовать решению общегосударственной задачи по формированию благоприятной среды для ведения предпринимательской деятельности. Это предполагает разработку и последующее внедрение современных методов социологического и экономико-математического мониторинга и оценки уровня незаконных финансовых операций, в том числе разработку Целевой вычисляемой модели общего финансового равновесия (Target Computable General Equilibrium Financial Model), направленной на предупреждение финансовых угроз и рисков и обеспечение финансового равновесия. Исследование возможности практического применения таких вычислимых моделей уже ведется в Центральном экономико-математическом институте РАН

Одно из главных направлений — предупреждение вывода российских капиталов за пределы Евразийского экономического союза. По данным Банка России, за 2008-2013 годы чистый отток частного капитала достиг 418 млрд. долл. В 2014 году он увеличился еще в 2,5 раза, с 61 до 151,5 млрд. долл. По официальным данным Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, только в 2014 г. было выявлено 27,5 тысяч административных правонарушений, в том числе связанных с неисполнением обязанностей по репатриации валютной выручки. По информации Агентства по страхованию вкладов, в результате проверок, проведенных в первую половину 2014 года, было выявлено более 170 криминальных банкротств банков. Общая сумма хищений составила 800 млрд. руб.

В настоящее время существуют в основном ведомственные односторонние модели возможных (оценок уровня) финансовых угроз и рисков — Центрального банка России, федеральных министерств финансов, экономического развития, промышленности и торговли, сельского хозяйства, федеральных служб по финансовому мониторингу и государственной статистике. В то же время необходима единая методология своевременного выявления и предотвращения возможных финансовых угроз и рисков, в рамках которой будут использоваться сводные (композитные) показатели финансового, экономического, правового, социологического, математического анализа. Она должна охватывать разные уровни угроз и рисков, проявляемых как на макроэкономическом уровне (общенациональном, национально-отраслевом и национально-региональном), так и на микроэкономическом уровне (в отдельных территориальных образованиях, в коммерческих и некоммерческих предприятиях, организациях и в их объединениях).

Необходимо внедрение стандартов правоприменительной практики. Возможно, это – одна из наиболее сложных теоретических задач, поскольку речь идет о разработке конкретных стандартов, которыми должны руководствоваться как органы, обеспечивающие применение норм права, так и субъекты права, подпадающие под их действие. В отличие от британского законодательства, российское законодательство не содержит ориентиров правоприменительной практики, разъясняющих, в том числе на абстрактных примерах, порядок применения законодательных норм. В Институте социально-политических исследований РАН, Институте проблем рынка РАН уже сформированы научно-исследовательские тематические лаборатории по проблемам противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). ФАНО России активно поддерживает созданный Росфинмониторингом сетевой Институт в сфере ПОД/ФТ.

В России действует достаточно большое число стратегий, концепций, программ укрепления международной, политической, экономической, военной, других сфер безопасности Российской Федерации. И ни одно из них не может существовать без финансовой безопасности, обеспечивающей жизненные силы государства и общества и позитивные изменения существующей социальной реальности.

 

В обсуждении доклада приняли участие:

ак. Г.В. Осипов, ак. В.Л. Макаров, ак. С.Ю. Глазьев, ак. А.А. Кокошин, ак. Т.Я. Хабриева. 

Члены Президиума обсудили и приняли решения по ряду других научно-организационных вопросов.


ВИДЕО: Заседание президиума РАН 21.04.2015

ВИДЕО: Сообщение заместителя Президента РАН В.В.Иванова о ходе выполнения поручений Президента России по итогам заседания Совета по науке и образованию в декабре 2014 года

 

 

 

 

 

 

Подразделы

Объявления

©РАН 2024