http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=01b243d3-aa29-4c3e-83cd-a95f737b9417&print=1
© 2018 Российская академия наук

Общее собрание членов РАН завершило работу

15.11.2018

13-14 ноября 2018 года прошло Общее собрание членов РАН, научная сессия которого обсудила планы семи Советов по приоритетам научно-технологического развития. В обсуждении приняли участие не только члены РАН, но и представители министерств и ведомств, а также потенциальные заказчики из бизнеса.

Видеорепортаж (Научное ТВ РАН)


 (jpg, 93 Kб)

Во вступительном слове президент РАН академик РАН A.M. Сергеев, в частности, отметил, что актуальность выдвинутых программой Собрания членов РАН на обсуждение вопросов в том, что после последнего Собрания (март, 2018) Президент РФ выдвинул майские указы, в которых начертаны огромные задачи для российской науки, а также им внесены поправки в ФЗ-253, расширяющие полномочия РАН. Данные обстоятельства сильно повлияли на программу нынешнего Собрания.

(jpg, 106 Kб)

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голикова. Разрешите озвучить приветственное слово Председателя Правительства РФ участникам Общего собрания Российской академии наук.

«Уважаемые друзья! Приветствую вас на Общем собрании членов Российской академии наук. Российская академия наук ведет свое начало еще с петровских времен, Петр Первый считал применение передовых знаний на практике задачей государственного масштаба, основным условием успеха своих реформ. Какой бы ни была эпоха, интеллект всегда оставался движущей силой главных преобразований в стране. Сегодня Академия пользуется заслуженным уважением во всем мире как высшая научная организация России. Вы активно участвуете в решении многих ключевых задач, стоящих перед страной. В ближайшие годы Россия должна войти в пятерку ведущих государств, которые проводят исследования и осуществляют разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития. Важно, что именно члены Российской академии наук возглавляют советы по всем приоритетным направлениям. От вашей работы зависит реализация Национальных проектов в науке, образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве и многих других областях. А значит — будущее нашей страны, рост ее экономики, поддержка социальной сферы, конкурентоспособность в мире. В ходе обсуждения вам предстоит подробно рассмотреть, как ведется эта работа. Конечно, простых задач в науке не бывает. Но я уверен, что российским ученым под силу их решить.

Желаю вам интересных дискуссий, успехов и всего наилучшего.

Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев».

(Аплодисменты)

А теперь позвольте мне сказать несколько слов, поскольку у нас с вами уже идет и предстоит достаточно серьезная работа по реализации того важного вопроса, которому сегодня и посвящено Общее собрание, а также Национальному проекту «Наука». Еще раз напомню, что Президент России своим Указом от 1 декабря 2016 года № 642 утвердил Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации до 2025года. В этом документе определены цели научно-технологического развития нашей страны, задачи, принципы, приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики в этой области, а также основные ожидаемые результаты.

Несмотря на то, что Россия исторически является одним из лидеров среди мировых научных держав, современный этап развития науки может характеризоваться как наличием наших конкурентных преимуществ, так и перечнем нерешенных на данный момент проблем, препятствующих научно-технологическому развитию страны.

Ключевыми среди них являются проблемы актуальности проводимых научных исследований, дифференциации научных и образовательных центров по результативности и эффективности работы, концентрация исследовательского потенциала лишь в нескольких регионах страны, отток молодых научных кадров, слабая восприимчивость экономики к инновационному развитию и к инновациям. Эти проблемы создают высокие риски постепенного отставания России от стран — мировых технологических лидеров и обесценивания внутренних инвестиций в сферу науки и технологий.

Возможно, негативная тенденция в развитии научного потенциала страны создает риски и в области обеспечения национальной безопасности нашего государства. Поэтому Президент страны определил научно-технологическое развитие в качестве одного из приоритетов государственной политики. При этом наши усилия должны быть сконцентрированы на тех направлениях, которые позволяют получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке.

В рамках поставленной Президентом задачи, Правительством совместно с экспертным сообществом и общественными организациями, а также Российской академией наук был подготовлен Национальный проект «Наука», цель которого — обеспечение прорывного развития российской науки и подтверждение ее лидирующих позиций в мировой научной среде. Проект был одобрен Президентом 24 октября текущего года на Совете по стратегическому развитию и Национальным проектам.

На каких же ключевых направлениях Национального проекта нам с вами предстоит сосредоточиться? Их три, и каждый из них будет реализовываться в рамках соответствующего федерального проекта, а у каждого федерального проекта будет перечень мероприятий, который нам с вами еще предстоит выработать.

Какие же это основные направления? Это:

- развитие научной и научно-производственной кооперации;

- развитие передовой инфраструктуры и проведение исследований;

- развитие кадрового потенциала.

В Национальном проекте определены ключевые показатели, на которые российская наука должна к 2024 году выйти. В том числе мы должны войти в пятерку стран по удельному весу научных статей, опубликованных в ведущих мировых научных изданиях, и пятерку стран по количеству заявок на получение патентов и изобретений.

Нам предстоит сохранить за собой высокое — четвертое — место по количеству исследователей, при этом увеличив долю молодых исследователей в возрасте до 39 лет до 50,1%. Работа в России должна стать привлекательной не только для российских, но и для зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей.

Результатом реализации Национального проекта должно стать двукратное увеличение внутренних затрат на исследования и разработки к 2024 году, как уже отметил Александр Михайлович. Увеличение этого показателя в целом за счет всех источников финансирования должно быть до 1,8 триллиона рублей в год.

Необходимо отметить, что показатели Национального проекта взаимоувязаны с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2024 года, которые установлены майским Указом Президента. Достижение плановых значений показателей Национального проекта — это необходимое условие определенных стратегий научного и научно-технологического развития, которое вы сегодня будете обсуждать.

Не стану останавливаться подробно на отдельных мероприятиях Национального проекта. Вам, безусловно, они известны, так как документ публичный, но пока он публичный только по верхним показателям, поскольку весь состав мероприятий, который предстоит реализовывать в предстоящие шесть лет, нам еще нужно с вами обсудить, конкретизировать и напротив каждого мероприятия поставить те результаты, которые нам предстоит достигнуть.

Сейчас эта работа идет в полном разгаре. Мною дано соответствующее протокольное поручение. И уже скоро мы перейдем на второй этап обсуждения более конкретных мероприятий, которые предстоит утвердить до конца 2018 года.

Остановлюсь также и на том, что предпринимается Правительством для достижения тех целей, которые мы перед собой ставим. Во-первых, принято решение, что для обеспечения эффективности реализации Национального проекта будет осуществляться в соответствии с лучшими практиками управление этим проектом на основе принципов проектного управления.

В этой связи в Правительстве были созданы все проектные инструменты, в том числе проектный офис с участием представителей Правительства, ключевых министерств, ведомств, научных общественных организаций.

Во-вторых, обеспечена координация действий Федерального центра и органов региональной власти. Только на прошлой неделе в рамках готовящегося заседания Государственного совета, в рамках рабочей группы были рассмотрены предложения по основным направлениям деятельности органов исполнительной власти регионов при реализации Национальных проектов, в том числе Национального проекта «Наука». По итогам работы рабочей группы будет подготовлен соответствующий доклад президенту на заседании Государственного совета.

В-третьих, принято решение о выделении значительных финансовых ресурсов на реализацию Национального проекта. Это порядка 635 млрд. рублей, из которых 404 млрд. рублей — из средств Федерального бюджета. Мы не называем сейчас точную цифру, потому что бюджет находится в стадии утверждения.

Необходимо отметить, что Российской академии наук отводится одна из ключевых ролей в реализации поставленных задач. В июле текущего года, как уже было отмечено вначале, в Федеральный закон «О Российской академии наук» были внесены важные изменения, расширяющие ее функции и полномочия. В частности, были внесены изменения в части назначения исполняющих обязанности руководителей и прекращения полномочий руководителей научных организаций, реорганизации и ликвидации научных организаций, внесения изменений в уставы. Расширены цели деятельности Академии. К ним отнесено прогнозирование основных направлений научной научно-технического, социально-экономического развития России, а

также научно-методическое руководство научной и научно-технической деятельностью научных и образовательных организаций высшего образования.

В состав задач, решаемых Академией, включены задачи проведения фундаментальных и поисковых научных исследований, в том числе в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обороны страны и безопасности государства, организация работы фундаментальных научных исследований в России на долгосрочный период.

В соответствии с Уставом Российской академии наук даны полномочия по осуществлению экспертизы научно-технологических программ, проектов, мониторинговой оценки результатов деятельности государственных научных организаций, а также научно-технических результатов, созданных за счет средств федерального бюджета. Вы участвуете в нормотворческой деятельности, осуществляете мониторинг состояния фундаментальных наук, даете рекомендации по необходимым объемам бюджетного финансирования научных проектов.

Фактически сегодня Российская академия наук — это и методический, и экспертный орган страны в научно-технической сфере.

В рамках существующих полномочий в 2016-2017 гг. Академией было подготовлено более 9 тысяч экспертных заключений, определивших качество и потенциал проведенных научных исследований. Из всех прошедших экспертизу результатов исследований по большинству показателей — качеству, ожидаемому эффекту, потенциалу, уровню современности 35% проанализированных результатов соответствовали научному уровню и масштабу применимости для Российской Федерации. 31% результатов находится на мировом уровне или превышает его. Но должна сказать, что есть 8% результатов исследований, которые оказались ниже уровня Российской Федерации, то есть фактически неэффективно истраченными ресурсами.

Учитывая стоящие перед страной вызовы, такая структура не должна нас с вами устраивать.

Статистические данные о состоянии науки в России говорят о следующем.

С 2014 года наблюдается рост внутренних затрат на исследования и разработки. Об этом мы уже говорили. Но я хочу обратить ваше внимание на то, что это триллион рублей, а к концу 2024 года, как я уже сказала, предстоит практически удвоить эту цифру: она должна составить 1,8 триллиона рублей. Это существенные усилия не только государственной власти, но и бизнеса.

Увеличивается число использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности — свыше 32 тысяч единиц. По ряду инновационных значимых в промышленности технологий наблюдается увеличение числа исследований. К таким технологиям относятся: создание энергосберегающих систем (13%), ракетно-космическая и транспортная техника нового поколения (44%), а по базовым технологиям силовой электротехники наблюдается практически двукратный рост.

В целом по отраслям науки рост числа исследований зафиксирован в основном, к сожалению (а может быть, к счастью для кого-то), по гуманитарным наукам — это педагогика, социология, политика, культура, искусство, изучение стран и регионов. Есть и естественные науки с положительной динамикой, например — геофизика, сельское и лесное хозяйство.

В то же время обращаю ваше внимание (эти цифры, которые мы получили вчера из информационной системы, которая отслеживает научные исследования), что наблюдается снижение количества исследований в 2016-2017 гг., в том числе: по клеточным технологиям — 37%, биоинженерии — 30%, диагностике наноматериалов и наноустройств — 30%, высокопроизводительным вычислительным системам — 32%, геномным технологиям — 32%. К подобным отраслям на сегодняшний день по статистике относятся даже физика, математика, биология, геология, горное дело и автоматика.

Мне кажется, что эти цифры должны вас не просто удивить. Они должны вас напугать. Это значит, что мы категорически должны менять то, что у нас сегодня происходит.

Безусловно, с учетом тех направлений, которые сейчас обозначены, некоторым образом эту ситуацию поменяет Национальный проект «Наука». Но этого недостаточно.

Мы должны очень быстрыми шагами двигаться в рамках той Стратегии, которая утверждена Президентом, но, кроме того, вы должны посмотреть и на структуру научных работ своих научных организаций — отвечают ли они сегодня тем стратегическим приоритетам, которые стоят не только перед Российской академией наук, не только перед Правительством, но и перед всей страной, для того, чтобы решить те глобальные задачи, которые сегодня поставлены Президентом страны.

Это не просто задача Российской академии наук или ее институтов. Это наша совместная задача. Мы должны распространить положительную динамику развития ряда отраслей науки на все научные направления, поднять эффективность и результативность проводимых научных исследований, провести инвентаризацию уже разработанных НИОКРов и их вовлечение в экономический оборот. Это важно, потому что мы знаем такую статистику, что во многих институтах такие работы имеются, но, тем не менее, до конечной стадии они не доходят.

Как уже было отмечено, вначале, Минобрнауки вместе с Академией сформировано семь советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации. В настоящее время советы приступили к формированию научных, научно-технических и инновационных проектов по приоритетным направлениям. Возглавляют данные советы академики Российской академии наук. Это еще раз подчеркивает ключевую роль Академии в реализации поставленных задач.

В ближайшее время предстоит огромная совместная работа Российской академии наук и Министерства по отбору и формированию наиболее перспективных комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла от фундаментальных разработок до практического использования результатов по приоритетам научно-технологического развития с целью поддержки их дальнейшей реализации и развития.

Таким образом, на сегодняшний день приоритетной является задача определения порядка взаимодействия Российской академии наук и Министерства науки и высшего образования, а также правил осуществления ею методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день данные документы не утверждены. Идет сложный процесс согласования. Mы обсуждали эту тему и с министром, и с президентом Российской академии наук. Очень надеюсь, что в ближайшее время эти документы будут внесены в Правительство. Во всяком случае, Правительство полностью готово содействовать этой работе.

Реализация тесного, оперативного сотрудничества Правительства и Академии позволит также производить мониторинг ключевых результатов научной и научно-технической деятельности, основываясь на объективных сведениях, создавая тем самым условия для адресного планирования инструментов, в том числе и финансовой поддержки.

Сегодняшнее собрание посвящено, как еще раз хочется отметить, вопросу определения роли Российской академии наук в реализации Стратегии научно-технологического развития. В соответствующих научных сессиях принимают участие как ведущие академики, эксперты, так и руководители федеральных органов исполнительной власти. Уверена, что по результатам этой работы нам с вами удастся использовать накопленный положительный опыт, организовать работу так, чтобы качественно улучшить ситуацию в российской науке и сделать ее современной и конкурентоспособной.

Хочу пожелать вам успехов. Я хочу, чтобы результаты проводимого в эти дни Общего собрания членов РАН тоже внесли свой вклад в развитие тех направлений, которые станут приоритетными на ближайшую средне- и долгосрочную перспективу по научному развитию в нашей стране. (Аплодисменты).

На Общем собрании присутствовали: помощник Президента РФ А.А. Фурсенко, руководитель Федеральной службы государственной статистики А.Е. Суринов, исполняющий обязанности президента Российской академии образования Ю.П. Зинченко, президент Российской академии художеств З.К. Церетели.

(jpg, 86 Kб)

Слово для приветствия предоставлено также первому заместителю министра науки и высшего образования РФ Г.В. Трубникову.

(jpg, 313 Kб)

Программа Общего собрания началась с того, что вице-президент РАН академик РАН В.В. Козлов представил изменения в Уставе РАН — Общее собрание проголосовало за принятие этих поправок.

х х х

Начинается научная сессия Общего собрания членов РАН: «Научное обеспечение реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации».

Как известно, в Стратегии научно-технологического развития России до 2035 года намечены цели в виде перспективных направлений развития. Для реализации Стратегии Российской академией наук созданы семь Советов по приоритетам научно-технологического развития, Советы формируют соответствующие Комплексные научно-технологические программы.

Надо сказать, что у Академии наук имеются хорошие фундаментальные заделы практически по всем приоритетным направлениям, но серьезная проблема есть: она — в практическом внедрении результатов исследований. Отсюда вытекает и цель направлений — помочь бизнесу определить необходимые ему исследовательские разработки, а Академии наук — дать бизнесу практические рекомендации, вести научное сопровождение. Соответственно сформирована структура Советов — это отнюдь не только ученые: треть состава — представители академической науки, треть — бизнеса и треть — люди из властных структур, отраслей промышленности, профильных организаций. В практике этих Советов все названные стороны сели вместе за один стол впервые за постсоветское время.

х х х

Обсуждается приоритет научно-технологического развития «Переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии».

(jpg, 300 Kб)

Вступительное слово председателя Совета по приоритету академика РАН В.Е. Фортова.

Россия — великая энергетическая держава. Представители Совета рассказали о переходе к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, о повышении эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, о формировании новых источников, способов транспортировки и хранения энергии. С трибуны Собрания обсуждалась новая парадигма развития сырьевой базы и нефтедобычи в России в ХХI веке. Для освоения месторождений с трудно извлекаемыми запасами, месторождений на шельфах морей Северного Ледовитого океана требуется обновление теоретического фундамента для их поиска, разведки и разработки. В новых нефтяных технологиях широко используется компьютеризация и автоматизация — «умная скважина», «умный промысел», «умные системы транспорта».

Серьезным является вопрос о газотурбинных установках: их придумал еще до Великой Отечественной войны наш соотечественник академик С.А. Христианович. Сейчас установка дает КПД до 60%, а если такую систему снабдить оксидными топливными элементами, то КПД может подняться до 80%.

Обсуждены вопросы распределенной энергетики: во всем мире есть тенденция делать не очень большие станции, но размещать их возле нужных потребителей. При этом большое значение имеют так называемые топливные элементы, которые способны вырабатывать электроэнергию без турбин, без вращающихся генераторов. Работать они могут, например, на водороде.

В связи с вопросами ядерной энергетики с замкнутым ядерным топливным циклом, быстрыми реакторами подробно обсуждались современные технологии, в том числе атомной энергетики на тепловых нейтронах. Большие перспективы у атомно-водородной энергетики, малой атомной энергетики.

Известен быстро возрастающий интерес в мире к возобновляемым источникам энергии: ветер, солнце, геотермальные источники. Это — экологически чистая энергетика. Рост этой генерации — 20% в год.

Исследования в области энергетики дают огромную коммерческую отдачу. За каждым названным учеными модулем сотни миллиардов рублей экономического эффекта, если интегрировать — это порядка триллиона рублей.

Прозвучал ряд докладов. «Научно-технические проблемы переработки и транспортировки природного газа» — член-корреспондент РАН О.Е. Аксютин; «Распределенная энергетика на основе перспективных технологий и цифровых систем» — A.M. Кашин (АО «Группа компаний ИнЭнерджи»); «Развитие газотурбинных энергетических технологий в России» — член-корреспондент РАН Ю.К. Петреня; «Актуальные научно-технические проблемы атомной энергетики» — доктор технических наук Ю.А. Оленин и доктор физико-математических наук В.И. Ильгисонис (Госкорпорация «Росатом»).

х х х

Обсуждается приоритет научно-технологического развития «Переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта».

(jpg, 104 Kб)

Вступительное слово председателя Совета по приоритету академика РАН И.А. Каляева.

Сам термин «искусственный интеллект» — спорный, поскольку вряд ли человечество когда-нибудь сможет создать аналог человеческого интеллекта, т.е. правильнее суть явления отражает термин «интеллектуальные компьютерные технологии», которые усиливают и расширяют интеллектуальные и функциональные возможности человека. Это суперкомпьютеры, решающие вычислительные задачи, с которыми человеческий мозг справиться не может, системы поддержки принятия решений, успевающие обработать большие потоки информации и снабдить оператора вариантами правильных действий, робототехнические системы, заменяющие человека при работе в условиях, опасных для его здоровья и жизни и т.п. Но термин «искусственный интеллект» (ИИ) прижился и его вынуждены использовать даже те специалисты, кто с ним не согласен.

Сегодня ведущие государства формируют национальную программу развития ИИ — правительство КНР обнародовало план по превращению страны в глобальный центр искусственного интеллекта, Франция объявила о развертывании национальной программы в области ИИ с бюджетом в 1,5 миллиарда евро до 2022 года и т.д.: расходы на когнитивные системы и системы искусственного интеллекта увеличиваются в мире ежегодно в среднем на 50%. Сегодня в мире быстро устанавливается так называемое противоборство в киберпространстве.

Наибольший эффект ИИ принесет в ближайшее время в административном управлении и банковском секторе, здравоохранении и образовании, розничной торговле и логистике, системах безопасности и защиты окружающей среды, промышленном производстве и энергетике, сельском хозяйстве и организации городской инфраструктуры.

В нашей стране влияние интеллектуальных компьютерных технологий на социально-экономическое развитие соответствует общемировым тенденциям — к 2030 году использование цифровых технологий позволит ускорить экономический рост более чем на 5% в год.

Сегодня должны быть сформированы национальная стратегия и программа в области искусственного интеллекта, объединяющая усилия различных министерств и ведомств, госкорпораций, промышленности и бизнеса. Такая программа должна основываться на взаимосвязанном проведении фундаментальных исследований и прикладных разработок в области ИИ, создании передовых цифровых интеллектуальных технологий и широком их внедрении в экономику России. Первостепенные заказчики — «Ростех», «Росатом», РЖД, судо- и авиастроительные корпорации и т.д.

Цифровые технологии на 40-60% позволяют снизить стоимость и сроки создания новых конкурентоспособных изделий, объектов и систем. Они повышают скорость принятия технологических решений, сокращают издержки в производстве, ускоряют выход продукта на рынок

Интеллектуальные системы обработки снимков компьютерной томографии помогут медикам оперативно выявлять очаги онкологических заболеваний; интеллектуальные системы обнаружения девиантного (нестандартного) поведения человека в толпе позволят поднять вероятность выявления потенциальных террористов; интеллектуальные системы «умный город» и «умелый дом» снизят коммунальные затраты, транспортные потери; интеллектуальные «интернет-ассистенты» защитят детей от деструктивных воздействий на их психику, обеспечат новые возможности в области интернет-образования и т.п. Нам нужны отечественные компьютерные коды (программы), позволяющие инженерам решать на них прикладные задачи проектирования современного уровня.

Для решения этих задач потребуется решить остро стоящую кадровую проблему. По оценкам, сейчас в области СКТ и ИИ активно работают не более 300-400 ученых. Перед страной первостепенная задача — развитие кадрового потенциала исследователей и разработчиков в этих областях.

Совет одобрил концепции двух комплексных научно-технических программ до 2025 года — «Искусственный интеллект» и «Суперкомпьютеры».

С докладом «Суперкомпьютерные технологии в цифровом мире: теория, практика, образование» выступил член-корреспондент РАН В.В. Воеводин, с докладом «Теория и практика применения методов искусственного интеллекта» выступил академик РАН И.А. Соколов.

Далее прозвучали выступления: академика РАН С.Л. Чернышева и члена-корреспондента РАН А.Н. Шиплюка; академика РАН Б.Н. Четверушкина; члена-корреспондента РАН С.А. Тихоцкого и доктора технических наук М.М. Хасанова (ООО «Газпромнефтъ НТЦ»); доктора технических наук А.В. Дуба (Госкорпорация «Росатом»); академика РАН С.Ю. Желтова; академика РАН Н.А. Колчанова; члена-корреспондента РАН Д.В. Ушакова и М.В. Розина (АО «ЭКОПСИ Консалтинг»); доктора физико-математических наук Г.С. Осипова (ФИЦ «Информатика и управление» РАН) и кандидата технических наук И.С. Ашманова (ООО «Ашманов и партнеры»); академика РАН В.В. Устинова.

х х х

Обсуждается приоритет научно-технологического развития «Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук».

(jpg, 108 Kб)

Доклад «Социально-гуманитарное измерение ответов на большие вызовы» сделал председатель Совета по приоритету академик РАН А.А. Дынкин.

Рабочие группы Совета были сформированы в соответствии с «большими вызовами», сформулированными в Стратегии научно-технологического развития РФ:

- исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования цифровой экономики и появления ограниченной группы стран-лидеров, обладающих новыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов;

- демографический переход, обусловленный увеличением продолжительности жизни людей, изменением их образа жизни, и связанное с этим старение населения, что в совокупности приводит к новым социальным и медицинским проблемам, в том числе к росту угроз глобальных пандемий, увеличению риска появления новых и возврата исчезнувших инфекций;

- возрастание антропогенных нагрузок на окружающую среду до масштабов, угрожающих воспроизводству природных ресурсов, и связанный с их неэффективным использованием рост рисков для жизни и здоровья граждан;

- новые внешние угрозы национальной безопасности (в том числе военные угрозы, угрозы утраты национальной и культурной идентичности российских граждан), обусловленные ростом международной конкуренции и конфликтности, глобальной и региональной нестабильностью, и усиление их взаимосвязи с внутренними угрозами национальной безопасности.

Совет должен сформулировать направления развития гуманитарной составляющей ответов на «большие вызовы», сфокусировать развитие общественных наук в стране, чтобы они в большей степени отвечали вызовам и задачам развития экономики и общества.

При формировании Комплексной научно-технологической программы (КНТП) необходимо выявлять общие проблемные точки в тематике всех рабочих групп, координировать исследования по ним и формировать КНТП таким образом, чтобы она была направлена на комплексные решения.

Есть три программы: «Социальная и культурная безопасность: вызовы технологического развития, институциональные дисбалансы и кризис идентичности»; «Новые и традиционные внешние военные и невоенные угрозы национальной безопасности»; «Институциональные ограничения инновационной экономики России». Их потенциальные заказчики — такие организации и ведомства, как АО «Российская венчурная компания», Министерство экономического развития РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Министерство культуры РФ.

Результаты выполнения программ будут востребованы при подготовке специалистов для сфер государственного и муниципального управления. Потенциальными заказчиками могут стать образовательный центр «Сириус» и создающийся на его базе университет и Технологическая долина, Министерство науки и высшего образования РФ, Государственная Дума, региональные органы законодательной и исполнительной власти.

Прозвучал ряд докладов. «Причины возникновения и пути урегулирования этнополитических конфликтов» — академик РАН В.В. Наумкин; «Трансформация внешних условий обеспечения национальной безопасности России» — член-корреспондент РАН Ф.Г. Войтоловский; «Экономическое измерение экологических и климатических вызовов развитию России» — академик РАН Б.Н. Порфиръев; «Российская идентичность и общенациональное единство: внутренние и внешние вызовы» — академик РАН В.А. Тишков.

х х х

 

Обсуждается приоритет научно-технологического развития «Противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства».

Вступительное слово — председателя Совета по приоритету вице-президента РАН академика РАН В.П. Чехонина.

(jpg, 263 Kб)

С докладом выступил заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации С.А. Краевой.

Совет будет рассматривать все проекты, имеющие отношение к безопасности, и выбирать лучшие. Первый проект из трех подготовленных для презентации на научной сессии Общего собрания РАН связан с противодействием биогенным угрозам, он называется «Разработка технологической платформы для создания инновационных противотурберкулезных препаратов, активных в отношении штаммов с множественной лекарственной устойчивостью». Это комплекс разработок, который позволит формировать логистику получения конкретных технологических подходов для создания новых лекарственных средств. Цель — создание конкретных противотуберкулезных препаратов, активных в отношении целого ряда микроорганизмов, с которыми уже не справляются антибиотики. Вследствие мутаций развиваются новые формы микроорганизмов, которые становятся все активнее, приобретают устойчивость к тем или иным лекарствам. Старые проверенные схемы лечения не срабатывают.

Угроза усугубляется тем, что сегодняшнего уровня знаний в мире недостаточно, чтобы понять генетические механизмы и причины необычайно высокой частоты возникновения новых эпидемиологически опасных форм туберкулеза. Ученые во всем мире работают над созданием новых вакцин методами генной инженерии.

Второй проект также комплексный: он включает в себя ряд направлений, связанных с применением искусственного интеллекта: распознавание изображений и видео, обработку текстов, речи, электронных сигналов и иных массивов поступающей информации, с дальнейшим выделением и представлением знаний. В этой области наступает новый этап развития, который может принести прорывные результаты. Одна из задач — расширить спектр возможностей применительно к борьбе с экстремизмом и терроризмом. В США и странах ЕС уже сейчас активно работают программы по изучению роли психолого-поведенческого базиса при совершении террористических деликтов. Результаты исследований в рамках проекта могут открыть перспективы применения поведенческих алгоритмов, которые могли бы по внешним поведенческим признакам (в том числе активности в Интернете) выявлять субъектов, потенциально опасных для общества, прогнозировать возможное общественно опасное поведение людей, вырабатывать комплекс превентивных мер. Необходимо также обеспечить надежное предупреждение техногенных и природных чрезвычайных ситуаций и оптимальную реакцию на них.

Третий проект связан с разработкой эффективных химических средств управления горением. Пожары бывают катастрофичными, они приводят к человеческим жертвам, приносят многомиллиардные убытки. Необходимо предотвращение возгораний и распространения пламени, трансформация полимерных, древесных материалов в негорючие. Необходимо также утилизировать громадные объемы отходов человеческой деятельности — и это тоже задачи управления горением.

На основе фундаментальной научной теории разветвленных цепных реакций лауреата Нобелевской премии Н.Н. Семенова в Институте биохимической физики им. Н.М. Эмануэля разрабатываются новые классы антипиренов — веществ, препятствующих горению и распространению пламени.

Всего в багаже Совета на настоящий момент пятнадцать проектов из самых разных областей.

Прозвучал ряд докладов. «Разработка технологической платформы для создания инновационных противотуберкулезных препаратов, активных в отношении штаммов с множественной лекарственной устойчивостью» — доктор биологических наук В.Н. Даниленко (ФГБУН Институт общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН); выступление академика РАН В.Г. Акимкина; «Искусственный интеллект и задачи обеспечения обороноспособности страны» — академик А.А. РАН Кокошин; выступление В.Ю. Опанасенко (АО «Т-Платформы»); «Эффективные химические средства управления процессами горения. Новые угрозы и новые решения» — член-корреспондент РАН С.Д. Варфоломеев; выступление доктора физико-математических наук С.М. Фролова (ФТБУН Институт химической физики им. Н.Н. Семенова РАН) и С.А. Набатникова (ООО «Новые физические принципы»).

х х х

Обсуждается приоритет научно-технологического развития «Переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов, прежде всего антибактериальных».

(jpg, 327 Kб)

Председатель Совета по приоритету — академик РАН А.А. Макаров.

В феврале с.г. Президент РФ одобрил идею создания государственной программы исследований в сфере геномного редактирования — это технология, позволяющая направленно модифицировать структуру ДНК растений, животных или человека. Она в мире развивается очень быстро.

Государством предусмотрено выделение значительного объема бюджетных средств на проведение работ целым рядом научных организаций, занимающихся геномным редактированием и другими передовыми генными технологиями. Координировать программу, проводить конкурсы и определять участников, проекты которых получат финансовое обеспечение, будет специально созданный совет под руководством сопредседателей — вице-премьера Т.А. Голиковой и помощника Президента РФ А.А. Фурсенко.

Среди проблем, которые можно будет решать благодаря прорывной геномной технологии — предотвращение распространения клещевых инфекций путем создания чувствительных датчиков, которые позволят мгновенно определить риск заражения по капле слюны, помещенной на специальный стрип-тест. Еще перспективное решение — выращивание гуманизированных (совместимых с организмом человека) органов и тканей непосредственно в организмах животных.

Робот-ассистированная хирургия. В России создан прототип уникального робота, превосходящего по характеристикам известного робота-хирурга Da Vinci, он используется в малой инвазивной хирургии и позволяет, в частности, проводить практически бескровные операции в случаях, при которых ранее пациенту требовалось перелить до пяти литров крови, а затем долго его реабилитировать. После малоинвазивного вмешательства человек выписывается через два дня, что существенно сокращает затраты на восстановление в условиях стационара. В отличие от Da Vinci, который весит две тонны, российский прототип собирается прямо на операционном столе и умещается в чемоданах, которые может переместить один человек. Комплекс снабжен цифровой системой управления — это главная научная составляющая отечественной разработки: система способна переводить амплитудные движения хирурга в ультрамалое движение скальпеля, лазера, зажима и т.п.

Данный робот — уникальный пример сотрудничества практикующих хирургов и инженеров-конструкторов, в присутствии которых было проведено около 200 операций, чтобы стало понятно, каким образом перейти от Da Vinci, имеющего определенные ограничения в возможностях, к нашему роботу, исключающему эти недостатки.

Уникальная разработка российских ученых — онколитические, или онкотропные (разъедающие опухоль) вирусы, они обеспечат революцию в онкологии. В рамках научной сессии представлена целая линейка продуктов для лечения онкологических и аутоиммунных заболеваний.

Совет считает правильным, чтобы все заявки по персонализированной медицине, все программы геномного редактирования, прорывные технологии, отвечающие мировым стандартам медицины и здравоохранения — проходили через данный Совет и получали квалифицированную экспертную оценку.

Прозвучал ряд докладов. «Природоподобные технологии — новые возможности и новые вызовы» — член-корреспондент РАН М.В. Ковальчук, «Робот-ассистированная хирургия» — член-корреспондент РАН Д.Ю. Пушкарь, «Генетические технологии для медицины — потребности общества и бизнеса» — Д.В. Морозов (ЗАО «БИОКАД»), «Обеспечат ли онколитические вирусы революцию в онкологии?» — доктор биологических наук П.М. Чумаков (ФГБУН Институт молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта РАН).

х х х

Обсуждается приоритет научно-технологического развития «Связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики».

(jpg, 304 Kб)

С докладом выступил Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Д.Н. Кобылкин.

(jpg, 233 Kб)

«Приоритетные научно-технические задачи в обеспечении связанности территории Российской Федерации» — доклад председателя Совета по приоритету академика РАН М.А. Погосяна.

Безусловным преимуществом, богатством России является ее огромная территория с колоссальными запасами природных ресурсов. Но размер территории это и очевидные риски — крайне неравномерное социально-экономическое развитие регионов, их дифференциация по качеству жизни людей, по условиям для хозяйственной деятельности, высокий уровень транспортных издержек, включая затраты на поддержание в нормативном состоянии инфраструктурных объектов в суровых климатических условиях. Как превратить обширность пространства нашей страны в стратегическое преимущество и не допустить «растаскивания» периферии России экономическими и демографическими процессами? Как обеспечить своевременное перемещение людей и грузов в нужном объеме и за доступную плату?

Назовем вызовы. Во-первых, это резкое увеличение экономической роли и численности населения крупных городов и отток жителей из сельских территорий, малых и средних городов. Во-вторых, это высокая степень межрегиональной дифференциации. Уровень обеспеченности граждан основными социальными благами (комфортное жилье, медицинское обслуживание, доступ к образованию, культурным объектам и событиям и др.) существенно различается в Москве и, например, в сельских территориях Сибирского федерального округа. В-третьих, это так называемый сетевой разрыв: периферия практически всех регионов не имеет достаточной плотности поддерживаемых в нормативном состоянии автомобильных дорог, устойчивой сотовой связи, достаточной скорости Интернета. На все эти вызовы необходимо дать адекватные ответы. В майском указе Президента РФ задачи по обеспечению связанности территории страны включены в несколько национальных программ и проектов.

Совет рассматривает три уровня проблемы: глобальный (Россия — зарубежные страны, проходящие по нашей территории международные транспортные коридоры); межрегиональный (столица — периферия, соседние регионы); внутрирегиональный.

Надо признать реальность: в короткие сроки построить огромное количество дорог, водных и воздушных гаваней при имеющихся ресурсах невозможно. Поэтому встает комплексная, и, в первую очередь, научно-техническая, задача: обеспечить связанность территории и конкурентоспособность экономики в условиях дефицита традиционных путей сообщения. Для транспортной системы таких регионов вполне уместно ставить вопрос о формировании внедорожного модуля — унифицированной линейки внедорожных транспортных средств (включая сверхлегкую авиацию, дирижабли, вездеходы, амфибии), которые будут экономичны в производстве и эксплуатации.

Совет одобрил концепцию и включенный в нее перечень комплексных задач — направлений для формирования КПНИ и КНТП. Таких направлений на данный момент шесть: комплексное прогнозирование и моделирование; транспортная и универсальная инфраструктура; мультимодальные транспортно-логистические системы; общественный транспорт для городских агломераций; внедорожные транспортные системы; «Умная территория».

Прозвучал ряд докладов. «Приоритетные научно-технические задачи в сфере освоения и эффективного использования космического пространства» —член-корреспондент РАН В.А. Соловьев; «Обеспечение информационной связанности территории России за счет использования систем дистанционного зондирования Земли» — доктор физико-математических наук А.А. Лутовинов (ФГБУН Институт космических исследований РАН); «Приоритетные задачи в освоении и использовании ресурсов океана, Арктики и Антарктики. Водные биоресурсы» — академик РАН Г.Г. Матишов; выступления академика РАН Н.С. Бортникова, члена-корреспондента РАН В.Д. Каминского.

х х х

Обсуждается приоритет научно-технологического развития «Переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработка и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективная переработка сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания».

(jpg, 109 Kб)

Вступительное слово — председателя Совета по приоритету вице-президента РАН академика РАН И.М. Донник.

(jpg, 323 Kб)

С докладом выступил член-корреспондент РАН губернатор Белгородской области Е.С. Савченко.

Не вызывает сомнений, что прямо на наших глазах произойдет новый подход к агропрому, при котором физический труд человека будет заменен на умственный, техника будет оснащена интеллектуальными системами, способными обучаться и принимать эффективные решения, а сельхозпроизводство станет благодаря этому рентабельным. «Умное поле», «Умное хранение», «Умная ферма», «Умный сад» и «Умная теплица» — это составные части программы «Цифровое сельское хозяйство», готовящейся для реализации приоритетных направлений Стратегии научно-технологического развития России до 2035 года.

Проблем много. Страна не обеспечивает себя продовольствием в полной мере. Несмотря на санкции, у нас сохраняется зависимость от импорта: мы закупаем довольно много мясомолочной продукции, комбикормов, сортовых сельскохозяйственных растений. Например, на посев идет зарубежный сортовой картофель, который каждые несколько лет вырождается и требует обновления. И если не будем заниматься селекцией растений, то за это придется платить другим странам.

А вот что будет завтра: висящий над полем беспилотник производит аэрофотосъемку сельхозугодий для оценки контуров и состояния почв и посевов, окружающей среды, определяет, где не хватает влаги, где — минеральных веществ. Такой мониторинг важен потому, что неоднородные по рельефу, почвенному покрову и агрохимическому содержанию поля требуют такой же неоднородной обработки. Накопленную информацию летательный аппарат направляет в аналитический центр, где интеллектуальная система принимает решение, в какую конкретно область поля отправится сельскохозяйственная техника: на доставку удобрений, гербицидов, инсектицидов или увлажнение почвы. Летательные аппараты, дроны, могут точечно распрыскивать гербициды, не затрагивая здоровые растения и не нанося вред окружающей среде. Ресурсы расходуются экономно, чем обеспечивается их рациональное использование. При этом, беспилотниками станут не только летательные аппараты, но и комбайны, сеялки, машины, осуществляющие вспашку и обработку почв удобрениями.

Кстати, уже в российской практике проведено успешное испытание беспилотного комбайна, оснащенного системой технического зрения и высокоточной навигации ГЛОНАСС.

По оценке министерства, применение новых технологий в аграрно-промышленном комплексе повысит рентабельность сельского хозяйства за счет точечной оптимизации затрат и более эффективного распределения средств на 23%, увеличит производительность сельхозработ.

Увы, продолжаются сокращение и старение населения в сельской местности, молодежь уходит в города. У нас низкая степень автоматизации и роботизации на селе, высокая зависимость урожаев от климатических условий. Серьезная проблема — хранение и переработка сельхозпродукции: до 40% мы теряем на этой стадии. В результате — низкая рентабельность сельхозпроизводства. Дети из отдаленных сел не получают достаточного образования: малокомплектные школы закрываются, ребята каждый день тратят по нескольку часов, чтобы добраться до своего класса, учеба страдает. Что же касается следующего этапа — высшей школы, то здесь проблема в том, что подготовка ИT-специалистов в аграрных вузах не проводится, потому что эти специальности считаются непрофильными для сельского хозяйства.

Прозвучали доклады. «Научно-технологическое развитие землепользования с применением цифровых технологий в земледелии — академик РАН A.Л. Иванов; «Ресурсосберегающее экологически чистое растениеводство для получения продукции высокого качества» — академик РАН И.В. Савченко; «Высокопродуктивное животноводство и аквакультура с заданными показателями качества продукции» — академик РАН В.В. Калашников; «Интеллектуальные технологии и роботизированные средства в сельскохозяйственном производстве» — академик РАН А.Ю. Измайлов; «Современные подходы к хранению и эффективной переработке сельскохозяйственной продукции для получения высококачественных пищевых продуктов» — член-корреспондент РАН А.Г. Галстян.

х х х

Число выступавших — значительно больше, после каждого приоритета было предусмотрено обсуждение, в рамках которого с короткими (3-4-хминутными) сообщениями выступали ученые РАН, представители государственных органов и бизнеса.

Что дальше? Цели, как уже было сказано, намечены в Стратегии научно-технологического развития России до 2035 года в виде перспективных направлений развития. Советы по приоритетам научно-технологического развития были созданы для реализации этой Стратегии через создание Комплексных научно-технологических программ по приоритетным направлениям развития науки. Вместе с тем, Минобрнауки еще не определило порядок формирования этих Комплексных научно-технологических программ, поэтому Советы пока не могут окончательно сформировать свою программу и начать отбор научных проектов. Вместе с тем Советы активно изучают возможности институтов и исследовательских групп.

После готовности Комплексной научно-технологической программы данного Совета она будет направлена на экспертизу в Координационный совет по приоритетным направлениям научно-технологического развития Совета при Президенте РФ по науке и образованию, возглавляемый президентом РАН академиком РАН А.М. Сергеевым, а далее — на обсуждение президиумом Совета при Президенте РФ по науке и образованию. В конечном итоге документ будет рассматриваться Правительством РФ, и далее начнется реализация программы.

Обсуждение выявило, что ученые отнюдь не стоят в нулевой изначальной точке, по большому ряду направлений уже существует серьезный задел для организации комплексных исследований, разработок и постановки масштабных задач. Сегодня каждый Совет, занятый формированием комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла по своему приоритету, готов эффективно организовать работу по сбору и анализу предложений для формирования программ и проектов.

Проблем впереди, в основном связанных с реализацией научных разработок — очень много, но все знают: за поставленными задачами стоит политическая воля, и это делает настрой ученых оптимистичным. Выполнить задачи трудно, но возможно.

Член-корреспондент РАН В.В. Иванов от имени редакционной комиссии зачитывает проект постановления Общего собрания.

Завершилось Общее собрание очень короткой «Общей дискуссией», на которой выступили академик-секретарь Отделения физических наук академик РАН И.А. Щербаков, академик РАН Р.И. Нигматулин, член-корреспондент РАН М.П. Лебедев.

(jpg, 489 Kб)


Фото: Научная Россия