http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=0795d5f1-3b17-43e9-aa31-0ae7f47c7005&print=1
© 2024 Российская академия наук

Член Комиссии центрального совета по работе с руководством РАН, Федеральным Собранием и Правительством РФ и общественными организациями Михаил Митрофанов о заседании рабочей группы Комитета по образованию Государственной Думы, обсуждавшей отмену надбавок за степени и другие новации, связанные с принятием Закона об образовании

04.04.2013



 

Пока еще подлежит обсуждению

о судьбе надбавок «за степень» к заработной плате и не только

 

В среду 3 апреля состоялось заседание рабочей группы Комитета по образованию Государственной Думы Законодательного собрания Российской Федерации. Данная рабочая группа создана при профильном комитете для подготовки ко второму чтению проекта изменений в ряд законов, связанных с принятием Закона об образовании (Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Сразу стоит отметить, что и на заседании рабочей группы, и многочисленными заявлениями представителей органов власти подтверждено, что Закон об образовании безоговорочно вступает в силу с 01.09.2013. Следовательно, и все поправки, приводящие ранее принятые законы в соответствие с этим законом должны пройти обязательные процедуры, быть приняты и вступить в силу не позднее первого сентября текущего года.

Поправки готовятся оперативно, а спектр законов и, соответственно, заинтересованных и принимающих участие лиц весьма велик. В заседании рабочей группы принимали участие представители целого ряда министерств и ведомств, Российской академии наук, ректора вузов. Вели заседание заместитель председателя Государственной думы от фракции «Единой России» Л.И. Швецова и недавно возглавивший Комитет по образованию депутат той же фракции В.А. Никонов.

Наиболее важным из обсуждавшихся вопросов для научных работников была судьба поправок в Закон «О науке и государственной научно-технической политике» (№ 127-ФЗ от 23.08.1996). Поправки были предложены академиком В.А. Черешневым (он возглавляет в Государственной Думе Комитет по науке и наукоемким технологиям, представляя фракцию «Справедливой России»). Из состоявшегося обсуждения стало ясно, что это предложение, как минимум, ждет нелегкая судьба. Это относится и к поправкам, закрепляющим законодательные основы докторантуры, и к поправкам, создающим правовую базу для присоединения надбавок за ученые степени к зарплатам.

Если правила и нормы из предлагаемых академиком Черешневым поправок к п.3 статьи 40 Закона о науке будут приняты, это позволит практически целиком сохранить систему оплаты труда в РАН в том, что касается обязательных надбавок «за степень». А эти надбавки выплачиваются  десяткам тысяч научных сотрудников. Законодательно будет подтвержден нынешний размер таких выплат – три и семь тысяч рублей для кандидатов и докторов наук, соответственно. К тому же поправка Черешнева предусматривает индексацию доплат для имеющих ученые степени, которые должны автоматически расти при общем увеличении размера окладов. Правда, в этом варианте не  сохраняются обязательства по выплатам «кандидатских надбавок» работникам, занимающим должности младших научных сотрудников или инженеров-исследователей: соответствующей категории работников придется дожидаться назначения на должность научных сотрудников, чтобы получать повышенную заработную плату. То есть,  «мэнээсы» и инженеры, надбавок лишаются.

В иной ситуации такими предполагаемыми изменениями было бы резонно возмутиться и начать кампанию по исправлению. Однако, в складывающейся ситуации даже это представленное «меньшее из зол» может оказаться утопической мечтой.

На заседании Рабочей группы представители министерств высказали ряд замечаний к поправке в Закон о науке. Представители Министерства образования и науки указали на то, что доплаты за ученую степень повсеместно должны быть частью должностных окладов. Надбавки же могут быть только компенсационные и стимулирующие. Представитель Министерства финансов отметил, что указание размеров выплат в законах противоречит принципам бюджетной дисциплины, а правила финансирования РАН через государственные субсидии подразумевают возможность академии самостоятельно назначать любые выплаты. В ходе дискуссии с представлявшим на заседании рабочей группы РАН зам. Главного ученого секретаря Президиума РАН В.В. Ивановым проявились давние и очевидные противоречия и недостатки, такого подхода, заложенные еще при принятии Закона об образовании. Существующая в РАН система оплаты труда в части должностных окладов не соответствует образцу, заданному Законом об образовании. Правила начисления государственных субсидий для академий до сих пор учитывали объем обязательных выплат. Единая система должностных окладов всех работников только разрабатывается правительством и к сентябрю готова не будет.

Стоит также добавить, что структура штатного расписания является прерогативой самих научных организаций, и законы не обязывают работодателя изменять расписание в соответствии с растущим уровнем квалификации работников. «Единый» подход Министерства образования и науки к структуре заработной платы до сих пор подразумевал низкую долю «окладной» составляющей и высокую долю «надбавок», провоцируя, помимо всего прочего, высокий уровень дифференциации доходов внутри организаций. Принятие новой системы должностных окладов в РАН, в отличие от памятного пилотного проекта по совершенствованию оплаты труда 2006-2008 годов, по-видимому, должно быть связано не только с аттестацией (или конкурсным замещением), но и с подписанием совершенно новых трудовых договоров. Остается  все же неясным вопрос, будут ли обязательства по обеспечению заработной платы приниматься в расчет Министерством финансов при формировании субсидий. И не произойдет ли так, что обязательства, вытекающие из наличия обязательных выплат и связанные с обеспечением должностных окладов на соответствующую сумму, впредь не будут учитываться.

В таких условиях, обеспечить сохранение объема обязательной сейчас составляющей заработной платы «оклад + надбавки за степень» для всех научных сотрудников РАН представляется крайне затруднительным. И «пострадавшими» могут оказаться далеко не только инженеры и «мэнээсы». Ясно одно –  при следовании задаваемому Министерством образцу уровень законодательных гарантий для ряда всех  составляющих заработной платы научных работников резко упадет.

Радует лишь то, что, по заверению представителей министерства образования и науки, они не намереваются соответствующие надбавки ни у кого отнимать. На этой основе, по-видимому, возможен конструктивный диалог. Похоже, что о пересмотре бюджетных обязательств 2013 года в отношении финансирования госакадемий речь пока не идет. Так что, основываясь на внутренних договоренностях по РАН, наверное, удастся сохранить неизменный объем обязательных выплат в заработной плате каждого работника в текущем году. Но что будет дальше? Действующая система оплата труда в РАН «стоила» 20%-ного сокращения рабочих мест. Как будет на сей раз? 

Немало критических замечаний было высказано на заседании  рабочей группы и против поправок в Закон о науке, которыми предполагается регламентировать деятельность докторантуры в научных организациях. С принятием Закона об образовании в других законах нельзя ни вводить новых, не предусмотренных этим законом, образовательных уровней, ни придавать любым другим уровням подготовки и повышения квалификации вида и содержания образовательных, напрямую не привязывая их к системе уровней из закона. Докторантура, таким образом, остается за пределами правового поля.

Похожие вопросы были предметом рассмотрения и при обсуждении других поправок в законы. Так, обсуждались многочисленные поправки к законам, регламентирующим виды дополнительной и специальной профессиональной подготовки в целом ряде министерств и ведомств. При этом было отмечено, что те ведомства, которые не подготовят свои исправления и не внесут изменения в законодательство к 1 сентября, не будут иметь права заниматься подготовкой и обучением «по старому» или «в особом порядке». Были заслушаны и не встретили возражений проекты поправок к законам, исключающие из их текстов указания на обязательность преподавания в рамках общеобразовательного курса различных базовых знаний (по экологии, гигиене и т.п.). Было отмечено, что регламентация содержания общеобразовательных программ содержится в Законе об образовании и все иные указания избыточны.

Бурно обсуждались поправки, посвященные проекту законодательных инициатив, призванных обеспечить необходимое количество лиц, проходящих воинскую подготовку, предложенных Министерством обороны.

Никаких решений рабочей группой принято не было. Так что все проекты изменений в законодательстве все еще находятся на стадии согласования. Но важнейшие решения должны быть окончательно приняты в ближайшее время.   
 

Источник: Просоюз работников РАН