http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=0c85604b-f300-4754-a6cd-d5f2e64d4e00&print=1
© 2024 Российская академия наук

Андрей Фурсенко поручил разработать стратегию развития экспорта образовательных услуг России

13.11.2008



Проблема экспорта российских образовательных услуг обсуждалась сегодня на коллегии Министерства образования и науки РФ. Открывая коллегию, министр Андрей Фурсенко отметил, что с одной стороны, экспорт услуг — это продвижение образовательных стандартов России в другие страны, что расширяет сферу влияния государства. А с другой — оценка конкурентоспособности отечественного образования: если образование плохое, то никто не поедет его получать.

На сегодняшний день в 650 российских вузах обучается свыше 120 тысяч иностранных граждан, из них большая часть (70 тысяч) — граждане СНГ. В 37 филиалах ведущих вузов России (МГУ, Российского университета нефти и газа и других), которые открыты в странах ближнего и дальнего зарубежья, обучаются 25 тысяч человек.

По экспертным оценкам, доход России от экспорта образовательных услуг составляет около 350 миллионов долларов в год. В развитых странах он на порядок выше.

«На долю России приходится три процента от общего количества учащихся в мире иностранных граждан, — сообщил директор департамента международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки Владислав Ничков. — Для сравнения: в США их доля составляет 22 процента, в Великобритании — 12. Мы считаем, что значительный экспортный потенциал нашей системы образования используется не в полной мере».

Развитию экспорта образовательных услуг препятствуют несовершенства нормативно-правовой базы, слабое развитие инфраструктуры, в том числе социально-бытовых условий пребывания иностранных граждан, их медицинского обслуживания и обеспечения безопасности.

По словам Владислава Ничкова, для совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей экспорт услуг, принято несколько важных документов. В частности, закон о двухуровневой системе обучения, благодаря которому удастся сблизить образовательную систему России и других стран-участниц Болонского процесса. По решению правительства от 25 августа 2008 года ежегодный приём иностранных граждан в российские вузы увеличится до 10 тысяч человек за счёт федерального бюджета.

В рамках СНГ одобрены концепция развития дистанционного обучения и концепция развития образования взрослых в странах Содружества. Ведётся активная работа по подписанию двусторонних соглашений о сотрудничестве в сфере образования. За последние два года такие соглашения подписаны с Молдавией, Туркменистаном и Казахстаном. Особая роль в развитии экспорта принадлежит российско-национальным (славянским) университетам совместного ведения, которые открыты в Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистане. Имея статус государственных образовательных учреждений России и стран-партнёров, вузы получают финансовую и организационную поддержку от обеих сторон-учредителей. За время своего существования они превратились в ведущие образовательные, культурные и научно-исследовательские центры. Сегодня в этих университетах обучается 15 тысяч человек. И в Минобрнауки считают, что их опыт необходимо распространять в других странах.

По мнению участников коллегии, для развития экспорта образовательных услуг необходимо расширять сеть подготовительных курсов: стандарты образования России и других стран серьёзно отличаются друг от друга.

В завершении коллегии Андрей Фурсенко подчеркнул, что невозможно говорить о перспективах развития экспорта российских образовательных услуг без стратегической программы. На сегодняшний день её нет. Специалисты не имеют чёткого представления о том, что препятствует развитию экспорта и какие необходимо принять меры для ликвидации этих препятствий. Исходя из этого министр образования в двухнедельный срок предложил создать межведомственную комиссию (из представителей Минобрнауки, МИД, Минэкономразвития и других ведомств), которые приступили бы к разработке такого документа.

Первоначальное решение коллегии не было принято. К следующему заседанию должен быть подготовлен проект предложений по обсуждаемой проблеме, с учётом озвученных замечаний и обозначенных проблем.

Источник: STRF.ru