Ученые ИКИ подтвердили данные об отсутствии маркеров жизни в атмосфере Марса

21.10.2021

Учеными Института космических исследований (ИКИ) РАН в 2021 году получен ряд интересных результатов в исследовании Марса с межпланетной станции TGO (Trace Gas Orbiter, «Орбитальный аппарат для исследования малых составляющих атмосферы») с использованием российского спектрометрического комплекса ACS (Atmospheric Chemistry Suit, Комплекс для изучения химии атмосферы).

Всего на TGO установлено четыре научных прибора: два европейских и два российских. Межпланетная станция вышла на орбиту Марса пять лет назад. Запуск TGO стал первым этапом совместного проекта Роскосмоса и Европейского космического агентства «ЭкзоМарс».

TGO уже дал результаты, которые позволяют говорить о том, что в изучении Марса произошел слом парадигмы. В частности, выяснилось, что в атмосфере планеты нет метана в том количестве, которое ожидалось, а ведь этот газ считается признаком биологической активности.

В июне 2021 года в журнале Astronomy&Astrophysics исследователи Франк Монмессан (лаборатория LATMOS, Франция), Олег Кораблёв (ИКИ РАН, Россия) и их соавторы обработали данные с российского спектрометрического комплекса ACS за полтора марсианских года (примерно 2,7 земных года). Было подтверждено, что следов метана в спектрах ACS обнаружено не было. Более того, установлено, что концентрация метана в атмосфере не превышает 0,02 ppbv с вероятностью 99%.

Эти измерения вступают в противоречие с тем фактом, что американский марсоход Curiosity регистрирует метан в концентрациях на порядки более высоких – до 19 ppbv, а в среднем не менее 0,2–0,5 ppbv. Однако, если Curiosity работает у самой поверхности, то ACS наблюдает атмосферу, начиная с нескольких километров над ней. «Примирить» эти результаты можно, если предположить, что метан в нижней атмосфере немедленно разрушается или попадает в некую «ловушку» и не поднимается в верхние слои. Однако пока нет предположений о том, какой процесс мог бы так быстро разрушить метан или «изолировать» его от остальной атмосферы.

Примерно то же можно сказать о фосфине, который стал считаться потенциальным биомаркером относительно недавно. ACS не обнаружил полос поглощения фосфина. Его содержание в атмосфере не превышает 0,1–0,6 ppbv. Уточним, что речь идёт не о реальных наблюдаемых «следах» вещества, а о том, какая чувствительность нужна приборам следующих аппаратов, чтобы уловить эти газы, если, конечно, они есть. Статья с этим результатом была опубликована в журнале Astronomy&Astrophysics в мае 2021 года. Ее первые авторы – Кевин Олсен (Оксфордский университет, Великобритания) и Александр Трохимовский (ИКИ РАН).

Получен и ряд других интересных результатов. Более подробную информацию читайте в пресс-релизе ИКИ РАН.