Доклад «Научное мышление и популяризация науки в России»

27.01.2022



Опубликован экспертно-аналитический доклад «Научное мышление и популяризация науки в России», подготовленный АНО «Национальные приоритеты» в партнерстве с Российской академией наук (РАН).

Основные выводы доклада

  • Более половины опрошенных (56%) продемонстрировали средний уровень научной грамотности, 30% показали низкий уровень, 14% высокий.
  • В выборке из 1600 человек не было ни одного человека, кто дал бы все 17 правильных ответов, но не было и ни одного, кто ответил на все вопросы неправильно.
  • С научным мышлением у россиян дело обстоит лучше, чем с конкретными научными знаниями. По всем вопросам, связанным с применением операций научного мышления, правильных ответов было в сумме дано больше, чем неправильных. На вопросы о конкретных знаниях только по 2 из 7 вопросов сумма правильных ответов была больше, чем сумма неправильных.
  • Вопреки распространенному «мему» о «женской логике», мужчины и женщины демонстрируют примерно одинаковый уровень научной грамотности.
  • Самый высокий уровень научной грамотности демонстрируют люди 18-24 лет. Из этого напрашиваются два вывода: школа и вузы ставят хороший уровень научной грамотности; чем дальше от школы и вуза, тем слабее научная грамотность.
  • Однозначная корреляция между интересом к науке (читают или смотрят про науку, научные открытия) и научной грамотностью. Те, кто интересуется наукой, обладают более высоким уровнем научной грамотности. Те, кто читает часто, дают в три раза больше правильных ответов, чем те, кто читает редко. Среди тех, кто вообще не читает ничего про науку, высокого уровня научной грамотности не показал никто.

Характеристики научного мышления, которые выделили эксперты, принимавшие участие в подготовке доклада:

  • познавательная интенция, направленность на узнавание нового (любопытство);
  • способность сомневаться, не принимать ничего на веру (критическое мышление), опираться на проверяемые данные и уметь самому их верифицировать;
  • научная грамотность (обладание основными непротиворечивыми знаниями об устройстве мира и связями между ними, складывающими этот набор данных в цельную картину);
  • широта кругозора;
  • большие масштабы пространства и времени 
по сравнению с «обыденным мышлением»;
  • отсутствие противоречивости в мышлении;
  • предсказательность (способность синтезировать на основе знаний о мире и его свойствах – законов природы и развития общества -
некие выводы, которые позволяют предположить развитие текущей ситуации).

«Узкие места» в школьном образовании:

  • не всегда обладающие научным мышлением педагоги
  • устаревшие учебники
  • «заточенность» последних классов школ на подготовку к ЕГЭ

Источник – АНО «Национальные приоритеты»

Текст доклада доступен по ссылке.

Подразделы

Объявления

©РАН 2024