Информационное сообщение о консультациях ФАНО и Профсоюза РАН по примерному уставу института

18.04.2014



ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

 ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРОФСОЮЗА

 119334 Москва, ул. Бардина,6/30, стр.2, оф.14-16, тел./факс:(499)1352064, тел. 1353016

 E-mail: profras@prof.ras.ru


18 апреля 2014 г.                               № 187

 


 

Информационное сообщение о консультациях ФАНО и Профсоюза РАН по примерному уставу института

 

Продолжается процесс правового оформления перехода научных организаций в ведение ФАНО России. Важным для будущего учреждений этапом является утверждение их новых уставов.

Ранее в ФАНО России была создана рабочая группа по подготовке проекта примерного устава ФГБУ (Наука)(1). В рамках деятельности рабочей группы 10 апреля 2013 года в ФАНО России состоялась встреча у заместителя руководителя агентства А.М. Медведева. На нее были приглашены представители профсоюза заместитель председателя профсоюза Г.В. Чучева и члены центрального совета Е.Е. Онищенко (представлявший также Комиссию по контролю за реформами в сфере науки) и М.Ю. Митрофанов. Со стороны ФАНО России помимо А.М. Медведева во встрече приняли участие руководители правового управления С.В. Полякова и управления методологии программ и проектов О.Е. Чернышева. На встрече состоялось обсуждение текста примерного устава(2) и методических рекомендаций по формированию новых редакций уставов для учреждений. После встречи примерный устав был дополнен пунктами, посвященными порядку избранию директора учреждения на общем собрании коллектива учреждения, включены отдельные пункты об Ученом Совете института. В методические рекомендации был включен пункт о праве учреждения предусмотреть в уставе порядок предварительного одобрения проектов уставов и представления своих замечаний  и предложений к проекту устава в ФАНО России. На встрече были также достигнуты некоторые устные договоренности.

1) Согласно разъяснениям ФАНО России, раздел о видах деятельности учреждения должен содержать исчерпывающий список этих видов. Включение того или иного вида деятельности в список не влечет за собой обязанности учреждения его осуществлять. Учреждениям следует формулировать и составлять список своих видов деятельности максимально широко. Это позволит предотвратить ситуации, когда учреждение и его  работники окажутся не вправе осуществлять не отмеченные в соответствующем разделе устава виды деятельности до регистрации новых изменений в устав.

2) Согласно разъяснениям ФАНО России отображенные в уставе перечни прав (и обязанностей) учреждения и полномочий директора не является исчерпывающим. При необходимости учреждения могут дополнять эти перечни, строго обосновывая дополнения указанием на федеральный закон, прямо предписывающий внесение данного пункта в устав. Для облегчения процедуры сверки и утверждения уставов ФАНО России целесообразно придерживаться предложенной ФАНО номенклатуры пунктов перечня, не изменяя порядок их следования и используемые формулировки, а при необходимости дополняя их. В связи с этим рекомендуется вносить правки путем расширения уже имеющихся пунктов, не вводя новые.

3) Согласно достигнутым с ФАНО России устным договоренностям, учреждениям будет предоставлена возможность сохранить в проектах своих уставов уже действующие пункты о порядке формирования, регламенте деятельности и круге полномочий ученых советов. Правда эти пункты придется подкорректировать: с точки зрения ФАНО, недопустимо вмешательство ученых советов в сферу полномочий учредителя и руководителя учреждений, а также ограничение их прав.

Профсоюз считает важным использовать данную договоренность для сохранения в институтах РАН традиций самоуправления, возможности научных работников избирать и быть выбранными в коллегиальные органы системы управления учреждением.

4) Согласно достигнутой с ФАНО России устной договоренности, учреждения смогут придерживаться принятого в них ранее порядка работы над проектами своих уставов. Профсоюз считает важным использование учреждениями прав по предложению изменений в свои уставы и обсуждению проектов уставов. Профсоюз рекомендует предусмотреть правовое обеспечение работы подотчетной коллегиальным органам уставной комиссии; гласное обсуждение проектов уставов, изменений и дополнений к ним. Для этого учреждениям следует использовать указанную в методических рекомендациях возможность и дополнить разделы о правах Учреждения и организации деятельности Учреждения соответствующими пунктами.

5) Профсоюз рекомендует предусмотреть участие ученых советов во взаимодействии учреждения и РАН(3) при подготовке и предоставлении отчетов и согласовании планов научной деятельности.

6) Профсоюз считает, что в уставы учреждений в ряде пунктов должны быть включены дополнения, защищающие социально-трудовые права и интересы работников и подтверждающие права представительных органов работников (профсоюзных организаций).(4)

Профсоюз считает, что в Уставах должны быть  отражены права и обязанности научных сотрудников, порядок конкурсного замещения должностей ученых и руководителей научных подразделений, социально-трудовые права сотрудников, подробно расписано взаимодействие с РАН и ее отделениями. Безусловно, должна быть существенно усилена роль Ученых Советов и конференций (собраний) научных сотрудников и трудового коллектива. Однако в настоящий момент ФАНО выступает против подобных дополнений в Устав. 

Профсоюз продолжит работу с ФАНО, чтобы  что-то из указанных выше позиций можно было включать в Устав. Надеемся на поддержку научной общественности и Президиума РАН. К сожалению, у нас нет уверенности в том, что эта работа даст существенные результаты. В этом случае представляется целесообразным включить в уставы максимум поправок, которые могут быть утверждены ФАНО (Приложение 1). Дальнейший этап борьбы за сохранение академических традиций, научного самоуправления, прав ученых  Профсоюз РАН планирует перенести в законодательные органы РФ. Будем готовить поправки в законы, которые позволят решить наши проблемы. Ряд депутатов готово нас в этих вопросах поддержать. Приглашаем к этой работе всех заинтересованных лиц.

Примечания:

(1). Научной организации, переданной в ведение ФАНО России согласно Федеральному закону от 27.09.2013 N 253-ФЗ

(2). Примерный устав ФГБУ(Наука) ФАНО России составлен на основе Федеральных законов от 27.09.2013 N 253-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ (включая изменения и дополнения, внесенные в Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ), и Постановлений правительства Российской Федерации от 29.10.2013 N 959, от 26.07.2013 N 537 и от 26.07.2013 N 539. Использованы и иные законодательные акты, например, федеральные законы от 29.12.2009 N 273-ФЗ и от 23.08.1996 N 127-ФЗ.

(3). Положение о научно-методическом руководстве Учреждением, вытекает из Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ и Положения о ФАНО России, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 29.10.2013 N 959

(4). В частности, должна быть предусмотрена практическая реализация ст.53 ТК РФ "Коллектив работников Института и уполномоченные представительные органы работников Института участвуют в управлении институтом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации".

Председатель Профсоюза работников РАН В.П. Калинушкин



Источник: Профсоюз работников РАН

Подразделы

Объявления

©РАН 2024