Монблан культуры. Михаил Пиотровский получил премию за покровительство искусствам

01.07.2014



  Михаилу Пиотровскому на днях была вручена международная премия Montblanc de la Culture Arts Patronage как образцовому покровителю культуры. Директор Эрмитажа рассказал "РГ" о значении премий для искусства.
- Montblanc de la Culture - Монблан культуры - это и замечательная метафора, и название фирмы, которая производит красивые ручки и выступает активным меценатом в мире культуры. В частности, в Эрмитаже с их помощью мы отреставрировали замечательную "Чесменскую чернильницу", заказанную для Екатерины II в напоминание о победе над турецким флотом при Чесме. Той самой, которая открыла дорогу к покорению Крыма.
Фирма активно участвует в нашем Эрмитажном эндаументе, а это очень важно, когда меценаты помогают создать фонд целевого капитала.
А буквально в день вручения премии они нам должны были подарить новый прекрасный рояль фирмы Стенвей (таможня задержала), который станет в здании Главного штаба участником современных музыкальных событий Эрмитажа.
И в этом контексте получить от них премию - как знак внимания и признания - очень почетно и приятно. Тем более что я оказался в "правильной" компании, среди лауреатов много моих хороших знакомых. Но самое главное - премия оценивает роль Эрмитажа как патрона искусства. Я все время пытаюсь объяснить, что музеи - это не просто время проведения досуга и оказания услуг, а институция, благодаря которой развивается искусство. Музеи на самом деле во многих случаях выступают именно как меценаты, тратя время, силы и заработанные деньги на поддержку искусства. У всех на устах сейчас проект "Манифеста" - это попытка приютить в Эрмитаже современное искусство и покровительствовать ему, пытаясь представить его как нормальное и приятное.
Многие инновации и новшества наших российских и мировых музеев часто связаны с новыми тенденциями в покровительстве искусству.
Мы в Эрмитаже гордимся, что вместе с журналом "Меценат" создали праздник - День мецената.
Я в своей ответной речи говорил, что Эрмитаж своим авторитетом помог реконструкции около 10 музеев России. Мы выставляли условие: "Привезем выставку из Эрмитажа, только если местный музей будет полностью приведен в соответствие с тем набором требований, которые у нас есть", и этим понуждали местные власти реставрировать многие музеи. Я уж не говорю о бесплатных программах, которые проводит любой из наших музеев. И жест Montblanc помогает нам внушить обществу понимание того, как важны музеи в культуре и обществе.
Очень важны международные премии, потому что почти все российские учреждения культуры работают на международном фоне, а кто-то, как Эрмитаж, и просто на международном "поле". Мы здесь со всеми равны, и когда это всеми признается, то это здорово. Но, с другой стороны, для музеев очень важны наши Государственные премии, престиж которых надо все время поднимать. Очень большие и престижные, они, между тем не получают того уровня PR-а, который должен их сопровождать. Ведь награждаются ими люди исключительные. А в последние несколько лет их получали и люди музейного труда - реставтраторы, создатели новых музеев в провинции. И это очень важное объяснение обществу, насколько важны для судеб страны культура и гуманитарное знание.
Полученная мною денежная премия составляет 15 тысяч евро. Я их получу, заплачу налоги, а потом решу, на какое доброе дело эти деньги потратить.

 

Опубликовано в РГ (Столичный выпуск) N6416 от 1 июля 2014 г.

©РАН 2024