Российские ученые разгадали одну из тайн современной молекулярной биологии

26.11.2015

Биоинформатикам из Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича Российской академии наук (ИППИ РАН) совместно с коллегами из других институтов.

Российским биологам удалось пролить свет на одну из загадок современной молекулярной биологии: как нити ДНК упаковываются в ядре клетки, сообщает пресс-служба ИППИ РАН.

В исследовании принимали участие биоинформатики из Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича Российской академии наук (ИППИ РАН) совместно с коллегами из других институтов.

Работа опубликована в журнале Genome Research, о ней пишет и Nature Reviews Genetics.

Новые технологии определения пространственной организации хромосом в ядре позволили расшифровывать трехмерную архитектуру полного генома, существенно повысив интерес к изучению этой области.

Ученые проанализировали пространственную структуру хроматина в клеточных линиях плодовой мушки дрозофилы. Хромосомы дрозофилы организованы в топологически ассоциированные домены (ТАДы). Эти домены эволюционно консервативны и представляют собой плотно упакованные нити ДНК, содержащие мало генов, которые, в основном, "молчат". Участки хроматина между ТАДами, напротив, богаты активно работающими генами. До сих пор неизвестно, какой механизм удерживает ТАДы в определенных, столь консервативных местах генома. В отличие от предыдущих работ, специалисты не увидели сильного обогащения сайтами связывания белка-инсулятора CTCF на границах ТАДов, опровергнув выдвинутую ранее гипотезу об участии этого белка в формировании ТАДов. На основании анализа активности генов и компьютерных симуляций, ученые предположили, что ТАДы образуются в результате процесса самоорганизации. Таким образом, функциональные особенности хроматина (степень активности генов) определяют его пространственную структуру, а именно позиции ТАДов.