Бюджет РАН-2012

18.04.2012



В этом номере газеты мы публикуем приложения к Постановлениям Президиума РАН "О разработке плана финансирования федеральных государственных бюджетных учреждений Российской академии наук  на 2012 год" №309 (далее Постановление-1) и "О программах фундаментальных исследований РАН на 2012 г." №307 (далее Постановление-2). Аналогичные данные, касающиеся бюджетного финансирования РАН в 2011 году, были опубликованы в №1-2 "Научного сообщества", так что все желающие имеют возможность обратиться к этим цифрам.

В данной статье делается предварительный анализ ситуации, и, в частности, отмечается, что изменилось в бюджетном финансировании РАН нынешнего года по сравнению с прошлым.

Необходимо отметить, что Постановление-1, в отличие от аналогичного прошлогоднего, не является "замкнутым".  В нем отсутствует имевшееся ранее Приложение №2 - "Основные показатели плана финансирования научных учреждений РАН на 2011 г." Связано это, по-видимому, с тем, что пунктом 5 Постановления-1 вице-президенту РАН академику Некипелову А.Д. и заместителю Президента РАН - начальнику Финансово-экономического управления РАН кандидату химических  наук Антипенко Э.Е. предложено до 1 февраля разработать перечень Программ целевых расходов Президиума РАН и Программу развития материально-технической базы научных учреждений, определив объемы их финансирования. Эти программы являются частью Приложения №2 "Основные показатели плана финансирования научных учреждений РАН на 2011 г." и без них система финансирования РАН не может быть "замкнутой". Кроме того, по-видимому, определенная часть средств будет выделена в резерв Президента РАН. Так что эта публикация носит предварительный характер, и в дальнейшем она будет уточнена.

Перейдем теперь к рассмотрению Постановления-1. Сначала остановимся на  Приложении №1 - "Распределение бюджетных  ассигнований, учтенных Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". Этот документ фактически является выпиской из  упомянутого Федерального закона. В настоящей статье мы расскажем о тех его частях, которые имеют прямое отношение к научным исследованиям, а именно - на пунктах "Фундаментальные исследования", "Прикладные научные исследования в области государственных вопросов" и "Национальная безопасность, и правоохранительная деятельность".

Ключевым здесь является раздел "Фундаментальные исследования". Финансирование по нему  по сравнению с прошлым годом увеличилось с 31,7 млрд. руб. до 34,4 млрд. руб. На самом деле увеличение даже несколько больше, так как в прошлом году сюда относились примерно 600 млн. руб. -финансирование Института ядерной физики им. Б.П. Константинова (ПИЯФ),  который с 2012 г. перешел в НИЦ "Курчатовский институт".

Указанное увеличение произошло за счет распределения на целый год индексированных в июне и октябре 2011 года зарплат. Учтены также планируемая индексация зарплат сотрудников РАН в октябре 2012 года и увеличение стипендий аспирантов с сентября 2011 года. Кроме того, приплюсована прибавка на коммунальные расходы РАН, произошедшая в конце 2011 года,  и индексация коммунальных услуг на 6% с 1 января 2012 года. Также, видимо, в эту статью в нынешнем году включено финансирование "Академавтотранса" (270 млн. руб.), которое раньше фигурировало в других статьях расходов. 

В результате существенно увеличилась ключевая статья расходов РАН - "Обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений" с 27,7млрд. руб., вернее (с учетом ухода из РАН ПИЯФ) с 27,1 млрд. руб. до 30,4 млрд. руб.

Статья "Центральный аппарат" незначительно увеличилась за счет указанных выше индексаций - с 2,4 млрд. руб. до 2,8 млрд. руб., вернее до 3,1 млрд. руб. с учетом  добавления сюда финансирования "Академавтотранса" (270 млн. руб.). Напомним, что именно в этой статье значатся расходы на централизованные закупки оборудования (примерно 1,4 млрд. руб.). Подробная расшифровка этой статьи дана в Приложении №4. Также за счет индексаций выросла статья "Обеспечение деятельности (оказание услуг) особо ценных объектов (учреждений) культурного наследия народов РФ" с 334 млн. руб. до 357 млн. руб. Расшифровка этой статьи дана в Приложении №3.

Рассмотрим более подробно статью расходов - "Обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений". Ее основная часть - то, что раньше называлось "базовым" финансированием институтов, приведена в Приложении №2. Общая сумма по сравнению с прошлым годом увеличилась с 23 млрд. руб., а с учетом ушедшего ПИЯФ, с 22,4 млрд. руб. до 24,1 млрд. руб. При этом практически весь прирост пришелся на увеличение зарплаты с 20,4 млрд. руб. до 22 млрд. руб. Статья "Прочие" увеличилась незначительно - примерно на 100 млн. руб. Связано это, скорее всего,  с тем, что руководство хочет иметь определенный резерв по статье "Прочие", чтобы, как и в прошлом году, поддержать особо ценные объекты и институты, испытывающие сложности с оплатой коммунальных платежей из-за недостатка  внебюджетных  средств. По-видимому, в сложившейся ситуации это необходимо, так как иначе некоторые институты могут просто прекратить работу.

Несколько слов о финансировании  Программ фундаментальных исследований Президиума и Отделений РАН, Программ целевых расходов Президиума РАН и Программы развития материально-технической базы научных учреждений. В прошлом году на них было выделено в общей сложности 4,85 млрд. руб. Насколько мне известно, в нынешнем году эта сумма уменьшится примерно на 800 млн. руб. Уже определено, что финансирование Программ фундаментальных исследований президиума и отделений РАН уменьшилось с 2115 млн. руб. до 1907 млн. руб. (см. Постановление-2). Что произойдет с другими программами, станет известно в феврале.

Позиции "Прикладные научные исследования в области государственных вопросов" и "Национальная безопасность, и правоохранительная деятельность" - это так называемые капвложения в строительство новых объектов. Их общий размер также упал по сравнению с прошлым годом - с 2,8 млрд. руб. до примерно 700 млн. руб. Правда, это произошло в основном за счет "ухода" средств, предназначенных на строительство реактора в вышедшем из РАН ПИЯФе.

Таким образом, никаких изменений к лучшему в бюджете РАН не видно. Улучшение в 2012 году может произойти только за счет увеличения поступлений внебюджетных средств и оптимизации расходов. Хотя особых надежд на то, что реализация этих  возможностей даст серьезный эффект, лично у меня мало.

Председатель Профсоюза работников РАН В.П. Калинушкин

•  Газета "Научное сообщество", №1  2012     pdf
http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=c2ac45af-e861-4bc1-bd68-2aef0da91fa6&_Language=ru


 

Подразделы

Объявления

©РАН 2019