24 сентября 2006 г. По итогам консультативной встречи руководства и Профсоюза РАН

24.09.2006



По итогам консультативной встречи руководства и Профсоюза РАН

18 сентября 2006 года состоялась рабочая встреча президента РАН академика Ю.С.Осипова с руководством профсоюза работников РАН. Во встрече также приняли участие вице-президенты РАН академики А.Д. Некипелов и В.В. Козлов. Профсоюз представляли председатель Совета профсоюза В.Ф.Вдовин, Президент Т.Л. Рослякова, а также заместители председателя В.П. Калинушкин и В.Н. Соболев.

Встреча была посвящена ответам на вопросы, чрезвычайно беспокоящие сегодня всех сотрудников РАН, а также предложениям профсоюза в адрес руководства Академии, призванным, по мнению профсоюза, решить определенные проблемы академического сообщества, укрепить взаимопонимание руководства и профсоюза, выработать план скоординированных действий.

Руководству РАН накануне встречи были направлены вопросы и предложения, сформулированные членами Совета профсоюза.

Первый блок вопросов был связан с недавними решениями Правительства и Президиума РАН, широко освещавшимися в газетах «Коммерсант», «Российская газета» и т.д., касающимися выборов и статуса РАН. До этой встречи академическое сообщество получало информацию о происходящем только из СМИ, не вполне корректно, а порой и с заведомыми искажениями отражавших действительность. Правительство на своем сайте 7 сентября официально обнародовало лишь информацию, что одобрены поправки к ФЗ «О науке…», касающиеся статуса РАН, которые направлены в Госдуму. О характере поправок ничего не сообщалось. На встрече руководители РАН заверили, что поправки, внесенные в Госдуму, касаются главным образом уточнения статуса РАН и сводятся к более четкому определению Российской академии наук, как государственной. Никакого понижения или изменения статуса РАН не произошло.

Два других аспекта, связанных с внесенными поправками, состоят в утверждении Президента РАН после  выборов на Общем собрании Президентом страны и Устава РАН - Правительством. По мнению руководства РАН это также будет способствовать укреплению статуса и авторитета Академии. Более того, есть и заведомый плюс - наконец-то будет легализована научно-образовательная, интеграционная деятельность РАН.

Если в части утверждения Президента РАН Президентом РФ представители профсоюза согласились с оценкой руководства, то в части утверждения Устава - выразили сомнение в пользе такой новации для Академии. Однако стороны пришли к общему мнению, что предстоит большая совместная работа над поправками в Устав РАН сначала в рамках Уставной комиссии, в которой есть представители профсоюза, а затем на Общем собрании и, наконец, при утверждении в Правительстве. 

Руководство РАН выразило надежду, что Госдума в кратчайшие сроки (1,5-2 месяца) утвердит поправки в Закон о науке, после чего практически сразу начнется работа над Уставом и подготовка других документов, связанных с выборами в РАН. Президент РАН поправил представителей профсоюза в том, что выборы в РАН не отменены, а отложены, причем на достаточно короткий срок. Касаясь чувствительной коллизии, связанной с отменой возрастного ценза руководителей в РАН и его личного избрания на новый срок, Ю.С.Осипов вновь разъяснил, что возрастной ценз не является уставной нормой Академии, но заверил, что сам не имел и не имеет намерения избираться на новый срок.

На основе принятых Правительством решений нет никаких оснований ожидать прекращения реализации пилотного проекта по оплате труда научным сотрудникам. Более того, благодаря уточнению статуса РАН, у академических ветеранов, награжденных Почетной грамотой РАН, появляется больше надежды на присвоение статуса «Ветеран труда». Достигнута договоренность в ближайшее время  попытаться положительно решить эту проблему.

Представители профсоюза проинформировали руководство об участии во Всероссийской акции протеста против законопроекта об Автономных учреждениях, в котором представители науки и высшей школы усматривают чрезвычайно большие риски, и, в первую очередь, опасность потери имущественного комплекса и земли. На данный момент ситуация не кажется угрожающей: Совет ректоров существенно смягчил свою позицию по отношению к законопроекту, профсоюзы также частично удовлетворены поправками, согласно которым переход в новый статус для госучреждения возможен только с согласия трудового коллектива. На РАН указанный закон не распространяется, поэтому на данный момент угрозу можно не считать актуальной, но серьезное внимание этому вопросу следует уделять по-прежнему.

Следующий блок вопросов был связан с проводимой в РАН реализацией Постановления Правительства №236. Профсоюз известил руководство РАН об отправке председателю правительства М.Е. Фрадкову письма, содержащего нашу оценку ситуации в коллективах РАН в связи с началом реализации Постановления, а также предложения по корректировкам, которые, по мнению профсоюза, необходимо внести в ход выполнения Постановления. Участники встречи обсудили основные упомянутые в письме проблемы. Ниже приведены  итоги данного обсуждения.

1. Стороны совместно признали очевидную ошибку в реализации предписанного Правительством объема сокращения ставок по принципу «всем сестрам по серьгам» без учета особенностей (в том числе региональных), и объективных показателей эффективности работы институтов (кадровая ситуация, актуальность тематики). Выражена надежда, что на втором этапе эти особенности будут учтены.

2. Серьезное беспокойство в коллективах связано с отсутствием нормативной базы для проведения запланированной аттестации и выплаты стимулирующих надбавок. Руководство РАН информировало, что эти документы по-прежнему находятся в согласовании с МОН, и сроки их ожидаемого выхода не известны.

3. Руководство РАН не поддержало настоятельное требование представителей профсоюза о необходимости добиваться, отмены или отсрочки выполнения нового этапа сокращения, которое в запланированном на 2007 год объеме грозит массовыми увольнениями «живых» людей, потерей работоспособных коллективов, тематик и т.п. По-видимому, научным коллективам и профсоюзу в этой борьбе придется рассчитывать только на себя. Руководство РАН сохраняет неприемлемую, по мнению профсоюза, верность согласованным с Правительством «пакетным» договоренностям,  увязывающим сокращение бюджетных ставок с увеличением зарплат.

4. Руководство РАН осталось верно и другому пункту «пакетного соглашения» -  исключению из пилотного проекта инженерно-технических и вспомогательных специалистов, работников аппаратов президиумов. При этом руководители РАН  полностью согласились с точкой зрения профсоюза  о том, что этот вопрос является на сегодня острейшей проблемой РАН. Однако никаких решений по ИТР и вспомогательным кадрам в институтах, кроме привлечения внебюджетных средств для доплат этим категориям, не предлагается. Доводы профсоюза, что большинство институтов РАН не имеет для этих целей достаточного количества внебюджетных средств, не были приняты. Соглашаясь, что квалифицированным программистам и бухгалтерам надо платить не меньше научных сотрудников, а отдельным уникальным специалистам (например, водолазам) даже больше, чем директорам, руководители  Академии все равно сбивались на сомнительные доводы министерских чиновников: «Почему инженер или бухгалтер в РАН должен получать больше, чем такой же специалист в школе или в музее?»

Чуть больше понимания продемонстрировано в части проблем работников аппаратов президиумов, которых, в отличие от институтских ИТР,  не коснулись четыре последние индексации  зарплат бюджетникам! Решение этой проблемы руководители РАН дали обещание найти до конца года.

Выражалась надежда, что после решения вопросов с поправками в ФЗ «О науке» властные структуры, возможно, согласятся рассмотреть и другие проблемы - как обе вышеперечисленные, так и ряд других. В частности - абсурдную ситуацию с налогами на землю и на имущество, когда РАН вынуждена и платить, и планировать расходы задолго до получения реестров, из которых следуют размеры этих платежей. 


5. Проблема внебюджетных средств и разделения их с бюджетными потоками, сегодня чрезвычайно актуальна - особенно для наиболее активных и успешных институтов РАН, поэтому во время беседы участники возвращались к ней неоднократно. Представители профсоюза выразили готовность в трехдневный срок доработать и предоставить руководству РАН собственный набор предложений по этому вопросу. Перечень включает вопросы: разделения занятости сотрудников по бюджетной и внебюджетной тематике, формулирование особенностей статуса внебюджетника, разработка ведомственного норматива на прибыль и примерного положения о ее расходовании и т.п.

Намечены планы совместной работы над актуальными задачами этого блока, а именно: мониторинг ситуации с внебюджетными средствами и грантами институтов РАН, оказание им методической и организационной поддержки, инициация поправок в Бюджетный, Гражданский, Налоговый, Таможенный и Жилищный Кодексы РФ, учитывающих особенности академических институтов.

Обсуждалась информация, помещенная на сайте РАН 13.09.06, о рамочном соглашении Академии с Внешторгбанком. Такой  союз открывает новые возможности финансирования предпринимательской деятельности и реализации жилищных и прочих программ в РАН.

Заинтересовала профсоюз и информация о планах Правительства, связанных с поручением Президента РФ о разработке федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры». Разработчиком ее является Минобрнаука, и, учитывая очевидную целесообразность привлечения профсоюза к этой деятельности, Ю.С Осипов рекомендовал ему вносить свои предложения в Министерство и выразил готовность обсуждать эти предложения в РАН.  

6. Представители профсоюза, напомнив обещание Президента РАН от 11.05.06, подтвержденное на Общем собрании, совместно с профсоюзом рассмотреть и по возможности урегулировать наиболее острые ситуации, возникающие в ходе реализации Постановления №236, принесли пакет такого рода заявлений с мест. Среди острых ситуаций: Дагестанский научный центр и Дальний Восток, САО (Карачаево-Черкесия) и ИБВВ (Ярославская обл.), Удмуртский НЦ, Пущино и др.  Руководство заверило профсоюз, что эти заявления будут рассмотрены.

Руководство РАН возложило ответственность за выявление острых ситуаций в институтах и в Отделениях и на представителей профсоюза, которые должны отслеживать проблемы на местах. Пока не ясно, будет ли  представленный профсоюзом пакет проблемных ситуаций изучен до начала второго этапа сокращений, или в процессе его проведения. Но профсоюз получил заверения, что в 2007 году «раздачи сокращений» всем поровну не будет. Безобразная ситуация, когда активные дееспособные институты и учреждения, практически полностью утратившие и тематику, и кадры, были сокращены в равной степени, не повторится. Руководитель академической Комиссии по реструктуризации РАН академик В.В. Козлов заверил, что и воля, и перечень апробированных на Отделении химических наук подходов, и базы данных для принятия оправданных решений имеются.

Он проинформировал также о решении Президиума РАН выделить целевые средства, дающие возможность институтам получить дополнительные 500 бюджетных ставок для зачисления молодых сотрудников. К сожалению, в силу бюрократических причин эти средства и ставки пока не доведены до мест. Но сбор заявок уже завершен, и практически  всем, кто своевременно и правильно их оформил, средства на указанные цели будут выделены в ближайшее время.

7. На вопрос об увеличении с ноября надбавок за ученые степени сотрудникам РАН руководство РАН ответило, что ожидает в ближайшее время выхода соответствующего Постановления Правительства. При этом профсоюз заверили, что деньги на это увеличение, так же как и на выплату стимулирующих надбавок научным сотрудникам институтов, успешно завершивших сокращение 2006 года, заложены в лимиты бюджетных обязательств текущего года. Несколько более сложная ситуация со средствами на выплату степенных надбавок в 2007 году. Проект бюджета-2007, опубликованный Правительством и внесенный в Госдуму, не отводит средств на данные выплаты. А это без малого 1,5 млрд. руб. в масштабе всей РАН!  Вопрос о выделении дополнительных средств  находится в стадии обсуждения с Правительством. Может, уже пора апеллировать к Федеральному собранию по поводу лукавого толкования положений Постановления №236 отдельными чиновниками, утверждающими, что степенные надбавки включены в контрольные показатели проекту? Здесь очевидно есть поле для работы профсоюза и других представителей академической общественности, имеющей влияние в Федеральном собрании.

Очевидно, что комплекс проблем научного и, в частности, академического сообщества России обусловлен хроническим дефицитом финансирования науки, невыполнением норм, сложившихся в мировой практике в отношении науки, и решений собственных Государственных советов. В частности, внесенный на днях в Госдуму Правительством проект бюджета-2007 предусматривает финансирование гражданской науки в объеме ~99 млрд. руб., или 1,74% расходной части бюджета (~0,3% ВВП). Решение Госсоветов 2002 года планировало на науку в 2007 году 2,92% (159,5 млрд. руб.). При сохранении доли РАН в таком объеме средств заведомо хватило бы как на разумную реформу системы оплаты труда, так и на давно назревшую проблему материально-технической базы исследований (в т.ч. научного флота).

Профсоюз намерен бороться за процентное исполнение решений Госсовета и еще более решительное наращивание средств на науку, отвечающее мировым стандартам (~3% ВВП), ради достижения в т.ч. уровней зарплат в науке (~$50K/год), также соответствующих этим стандартам. Финансовая ситуация в РФ сейчас радикально отличается от начала 90-х годов. Мы живем в богатейшей стране мира, и наука должна финансироваться в соответствии с этим фактом. Руководство РАН полностью разделяет эту позицию профсоюза, и выразило готовность отстаивать ее совместно.

Руководству РАН были заданы и традиционные вопросы, представляющие для профсоюза особый интерес: в частности, о реализации корпоративной социально-кадровой политики в РАН. Известно, что многие крупные фирмы и корпорации проводят активную социальную политику, направленную на формирование коллектива (team building), укрепления здоровья сотрудников, на создание привлекательного имиджа корпорации. Так, РАО РЖД тратит 2% бюджета на медицину, помогает сотрудникам в решении жилищных проблем, проводит спортивные мероприятия, заботится о ветеранах и т.д. РЖД разработала стандартный социальный пакет, который в обязательном порядке принимается и дочерними обществами. Готов ли Президиум РАН вместе с профсоюзом обсудить и принять социальный пакет РАН, который в обязательном порядке будет исполняться институтами?

Совместного рассмотрения руководства и профсоюза РАН требует следующий блок социальных вопросов Академии: реализация жилищных программ, поддержка научной молодежи и пенсионеров, проблемы охраны труда и аттестации рабочих мест, сохранения и поддержки социальной инфраструктуры (медицина, детские оздоровительные лагеря и сады, турбазы, дома ученых, музеи и т.п.). Для рассмотрения перечисленных вопросов, а также других актуальных проблем по мере их появления, в т.ч. для подготовки нового Отраслевого соглашения и тарифного приложения к нему, стороны договорились проводить подобные консультации регулярно. В частности, социальным вопросам решено было посвятить одну из ближайших встреч.  

Председатель Совета профсоюза В.Ф. Вдовин


 

©РАН 2020