Нюансы диссонансов. Эксперты и чиновники разошлись в оценках

13.04.2015



Научная политика

“Правительство и президент считают науку важнейшим стратегическим направлением развития страны, тем фундаментом, на котором будет строиться развитие нашей экономики”, - заверил заместитель председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович участников расширенного заседания коллегии Минобрнауки, на котором были подведены итоги работы ведомства за прошлый год и обозначены задачи на год текущий. При этом вице-премьер признал, что достичь целевого показателя финансирования научных исследований в ближайшие годы вряд ли удастся. Напомним, что в мае 2012 года Президент РФ Владимир Путин в одном из своих указов поручил к 2015 году увеличить внутренние затраты на исследования и разработки до 1,77% ВВП. Однако “даже при меньшем финансировании необходимо пытаться достигать тех показателей, которые поставлены в указах Президента РФ”, подчеркнул А.Дворкович.

По его словам, потребуется корректировка как перечня критических технологий, так и программ фундаментальных исследований - это обусловлено ситуацией в стране. Минобрнауки продолжит быть куратором этой деятельности. Еще одна задача - “инвентаризация неэффективно используемого имущества научных организаций”. Недавний пожар в библиотеке ИНИОН РАН, проблемы с научными судами “Академик Николай Страхов” и “Академик Борис Петров”, по словам вице-премьера, “вызывают серьезные опасения тем, как осуществляется управление имуществом научных организаций”. Сообщив, что в прошедшем году началось активное взаимодействие между Минобрнауки и Федеральным агентством научных организаций (ФАНО), А.Дворкович отметил: “Есть проблемы, но мы на правильном пути”.

Заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец говорила, в основном, о достигнутых успехах. Например, о прогрессе в организации ЕГЭ - “первый раз за всю историю удалось сдать его честно”.

По ее словам, благодаря новому профстандарту педагога и указу президента о повышении зарплаты работникам образования изменилась роль учителя, повысился престиж педагогической профессии. В педвузы начала приходить молодежь, а в школы - хорошо подготовленные молодые учителя. “Две трети педагогов перешли на новый профстандарт, в следующем году все общее образование начнет работать по новым правилам”, - заявила вице-премьер. Правда, ей возразил выступивший позднее сопредседатель Общественного совета при Минобрнауке РФ, директор Центра образования Евгений Ямбург, у которого, по его собственному выражению, это сообщение вызвало “когнитивный диссонанс”: “Мы не готовы сейчас к переходу на профстандарт, вузы только приступили к подготовке - выпускники будут через три-четыре года”. И предостерег: “Какие бы компетенции мы ни внедряли, в основе должна быть гуманистическая позиция учителя, а она приказом не достигается”. Людей, по его словам, пугает администрирование: “Все живое растет снизу, для роста нужно время, а мы всё - быстро, быстро... Быстро хорошо не бывает!” По оценке эксперта, лучшее время для общего перехода на новый профстандарт педагога - 2018 год.

Традиционно с обстоятельным отчетом обо всех направлениях деятельности Минобрнауки в минувшем году выступил министр Дмитрий Ливанов. Он напомнил, что система образования - самый большой элемент социальной сферы: ежедневно образовательные организации посещает около 28 млн детей и молодежи, в системе занято более 5 млн работников. В 2015 году расходы консолидированного бюджета на образование сохранятся на уровне 2014 года - около 3,6 трлн рублей, при росте внебюджетного финансирования на 2-3%. И поскольку финансирование не увеличится, потребуется, по выражению министра, “четкая приоритизация расходов в нашей сфере с учетом стоящих перед ней задач”.

Один из декларируемых приоритетов - заработная плата. Среднее ее значение, пообещал Д.Ливанов, в системе образования в 2015 году увеличится на 4-5% и составит в высшем образовании 48 тысяч рублей, в науке - 50 тысяч рублей. Но пока еще не всем субъектам Федерации удается выполнить соответствующий майский указ президента. Достигли целевых показателей по зарплате работников высшего образования 77 регионов, научных сотрудников - 45. Лучше всего дела обстоят у педагогов профобразования (82 региона).

Дмитрий Ливанов с удовлетворением отметил, что молодежь начала проявлять больше заинтересованности в профессиональном образовании. Доля выпускников девятых классов, продолживших обучение в профучилищах и колледжах, увеличилась от 33,7% в 2001 году до 43,9% в 2013-м. Растет и прием на программы прикладного бакалавриата: в 2014 году он составлял 7,1% от всего приема в бакалавриат, в 2015 году - 15,5%.

Приносит результаты поддержка государством лучших российских вузов. С учетом “предметных рейтингов” (естественные науки, математика) три университета (МГУ, НГУ, МИФИ) уже сегодня входят в первую сотню лучших вузов мира. В 2014 году в ключевые международные рейтинги (THE, QS, ARWU) вошел 21 российский вуз, хотя еще три года назад “наших” там было не более десятка.

Что же касается вузов и филиалов, предоставляющих некачественное образование, к концу 2015 года, заявил министр, их деятельность будет прекращена.

Говоря о сфере исследований и разработок, Д.Ливанов подчеркнул, что РАН стала центром координации фундаментальных научных исследований в стране, что расширены возможности ее влияния на весь сектор исследований и разработок. В управлении научными организациями реализован принцип “двух ключей”: административно-хозяйственная функция - целиком за ФАНО, научное управление институтами - совместно ФАНО и РАН. “Организационная фаза реформы РАН завершена: все институты РАН переданы ФАНО, налажено финансирование, ведется оптимизация сети”, - отметил министр. Председатель Совета по науке при Минобрнауки РФ, проректор МГУ им. М.В.Ломоносова Алексей Хохлов высказался не столь однозначно. По его словам, Совет по науке, обсудив работу ФАНО, пришел к выводу, что агентство смогло за год эффективно переключить на себя управленческие функции, но при этом “никаких положительных изменений пока не наблюдается”. Более того, как отметил А.Хохлов, резко выросло “бумаготворчество” со стороны ФАНО. Он выступил за необходимость отказа от мелочной регламентации научной деятельности - такой подход, по его словам, противоречит самому духу научного поиска.

Еще одной задачей на 2015 год, считает председатель Совета по науке, должны стать меры, направленные на разблокирование карьерных лифтов для молодых ученых и ученых среднего возраста. Он попросил министра взять этот вопрос на личный контроль.

Наталия БУЛГАКОВА, Поиск

Подразделы

Объявления

©РАН 2019