Профи в диагностике. Российские специалисты создают ключевые системы для международного реактора.

02.10.2013



 

Профи в диагностике. Российские специалисты создают ключевые системы для международного реактора.

Международное сотрудничество
№ 39(2013)


27.09.2013


 

Недавно Россию посетили генеральный директор Международной организации ИТЭР профессор Осаму Мотоджима и его заместитель, доктор технических наук Александр Алексеев. Вместе они побывали в Новосибирске, Нижнем Новгороде и Москве на предприятиях и в институтах, участвующих в реализации ИТЭР - проекта международного термоядерного экспериментального реактора, который строится сейчас во Франции (см. “Дом для Солнца”, “Поиск” №25, 2013). Об итогах визита журналистам рассказали на пресс-конференции в Москве.
Свой тур по России Осаму Мотоджима начал с новосибирского Института ядерной физики им. Г.И.Будкера (ИЯФ) СО РАН. Этот институт играет ключевую роль в разработке высокотехнологичного электронного оборудования для ИТЭР. Сибирские ученые  исследуют, как высокотемпературная плазма воздействует на конструкционные материалы первой стенки термоядерного реактора. Там же состоялось подписание очередного Соглашения о поставке оборудования (инженерия диагностики в патрубки вакуумной камеры ИТЭР), согласно которому ИЯФ будет разрабатывать, изготавливать, испытывать и поставлять соответствующее оборудование для Международного экспериментального термоядерного реактора ИТЭР.
По словам директора Российского агентства ИТЭР Анатолия Красильникова, процесс создания диагностического оборудования для ИТЭР займет от пяти до семи лет и будет проходить в постоянном взаимодействии с партнерами из других стран - участниц проекта. Всего Институт ядерной физики им. Г.И.Будкера изготовит пять систем диагностики в патрубки вакуумной камеры ИТЭР. В 2013 году на выполнение работ по проекту из федерального бюджета институту выделят 15 миллионов рублей.
Вторым городом, который посетил господин Мотоджима, стал Нижний Новгород, где в Институте прикладной физики (ИПФ) РАН и на научно-производственном предприятии “Гиком” разрабатываются и изготавливаются российские гиротроны - уникальные по своим характеристикам системы для электронного циклотронного нагрева и генерации тока в плазме токамака. В обязанности России входит изготовление и поставка восьми гиротронов. Осаму Мотоджиме показали производственные помещения, в которых осуществляется изготовление компонентов и сборка гиротронов, а также лаборатории в ИПФ РАН. Директор института академик Александр Григорьевич Литвак на пресс-конференции отметил, что ИПФ должен поставить в организацию ИТЭР не только сами гиротроны, но и все необходимое сопровождающее оборудование: криомагнитную систему, измерительную и технологическую аппаратуру, часть источников питания. Соответствующее соглашение о поставке уже было ранее заключено между организацией ИТЭР и Российским агентством ИТЭР. Для нижегородского Института прикладной физики поставка гиротронов в ИТЭР имеет особое значение: ведь эта система была изобретена в его стенах, и сегодня более половины действующих экспериментальных термоядерных установок мира используют гиротроны, произведенные в ИПФ РАН и ЗАО НПП “Гиком”.
Завершил свой тур Осаму Мотоджима в Москве, в Проектном центре ИТЭР - Российском агентстве ИТЭР, где состоялся круглый стол, посвященный разработке и поставке Россией диагностических систем. В мероприятии приняли участие представители основных российских организаций, изготавливающих диагностическое оборудование.
- Россия - самый большой участник проекта, - заметил в приветственной речи Осаму Мотоджима. - Проект вряд ли может завершиться успешно без вас. Сейчас замысел перешел в полномасштабную фазу строительства. Уже идут работы по укладке бетона, со всеми агентствами подписано 85% договоров о поставках.
Вклад российских научных организаций соответствует самым жестким требованиям, подчеркнул профессор. Все поставки происходят своевременно и отличаются хорошим качеством.
Осаму Мотоджима также напомнил об огромности бюджета проекта ИТЭР и необходимости для участников отчитываться за проделанную работу. По его словам, Россия с этим справляется вполне успешно. 
В рамках круглого стола журналистам и участникам показали документальный фильм о ходе строительных и проектных работ в каждой стране-участнице. После просмотра Осаму Мотоджима и директор Проектного центра ИТЭР Анатолий Красильников подписали соглашение о поставке диагностики Томсоновского рассеяния - одной из 21 системы, которые Россия отправит во Францию до 2024 года. С помощью этого оборудования ученые смогут с самой высокой точностью измерять электронную температуру и концентрацию плазмы в реакторе.
- Сейчас рабочие переходят уже к созданию самого сердца “машины” - токамака. Россия участвует в разработке всех его систем и исполняет свои обязательства вовремя, - подчеркнул Александр Алексеев.
Проект ИТЭР, по словам специалистов, призван продемонстрировать возможности коммерческого использования термоядерного реактора и решения физических и технологических проблем, которые могут встретиться на этом пути. ИТЭР - мировой стандарт сотрудничества, пример того, как могут взаимодействовать самые сильные державы, реализуя сложнейший проект.
Создаваемая интеллектуальная собственность принадлежит всем членам Международной организации ИТЭР. Напомним, в проекте участвуют: Китай, ЕС вкупе со Швейцарией (как одно целое), Индия, Япония, Южная Корея, Россия и США. Все служебные помещения расположатся на площадке в 1 километр длиной и 400 метров шириной, в центре которой будет находиться токамак. Предполагается, что строительство продлится до 2017 года.
Особое внимание выступающие обратили на безопасность установки и еще раз объяснили, почему обществу не стоит ее бояться. Проект можно отнести к так называемым зеленым объектам. Прежде всего, количество находящихся в нем радиоактивных веществ сравнительно невелико. Если на реакторе случится сбой, то никаких разрушений не произойдет, так как в нем есть несколько естественных барьеров, препятствующих распространению радиоактивных веществ. Вакуумная камера и оболочка криостата герметичны - иначе реактор просто не сможет работать. А для того чтобы предотвратить распространение трития и пыли, если они все-таки выйдут за пределы вакуумной камеры и криостата, система вентиляции поддержит в здании реактора пониженное давление. Поэтому из строения не будет утечек воздуха, кроме как через фильтры вентиляции.
Эксперименты с дейтериево-тритиевой плазмой на реакторе начнутся только в 2027 году.


Татьяна Чернов

 

 

 

©РАН 2024