Евразия и модернизация

16.08.2013

-

 

ИНИОН РАН (jpg, 49 Kб)

 

Евразия и модернизация

ИНИОН РАН провел Первую Международную научно-практическую конференцию «Регионы Евразии: стратегии и механизмы модернизации, инновационно-технологического развития и сотрудничества», на которую было представлено около 250 докладов. Чтобы передать читателям характер состоявшегося обсуждения, приводим здесь в кратком изложении высказанные на Конференции мнения некоторых ее участников.

Г.А.Чесноков, д.э.н., профессор, заместитель руководителя Россотрудничества. Вопросы содействия реализации долгосрочных задач модернизации страны и ее перевода на инновационную модель развития находятся в центре внимания руководства России. Приоритетом является расширение сотрудничества с государствами-участниками СНГ и с государствами Евразии, формирование их национальных инновационных систем, а также общего межгосударственного инновационного пространства с механизмом мотивации коммерческой реализации результатов инновационной научно-технических деятельности. В частности, принята на Совете Глав Правительств (СГП) СНГ Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Российской Федерацией, Таджикистаном и Украиной Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств–участников СНГ на период до 2020 года. Эта Программа закладывает основу механизма формирования общего инновационного пространства не только на пространстве СНГ, но, в перспективе, и с другими государствами Евразии. Особенно актуально это станет после образования Евразийского экономического союза. Россотрудничество утверждено заказчиком-координатором Программы, оно имеет полномочия и возможности планировать и создавать глобальную систему по отбору инновационных проектов для Программы во взаимодействии с Фондом «Сколково» и другими институтами развития на базе своих представительств за пределами России. В Программе использованы подходы, позволяющие выйти на взаимодействие — и с рамочными программами Европейского Союза, и с аналогичными инициативами стран Азиатско-Тихоокеанского Региона (АТР), а также для создания «технологических коридоров» между этими программами для продвижения интеграции на Азию и Восток и расширения евразийского инновационного пространства с вовлечением в орбиту интеграции в экономической, научной и инновационной сферах стран других межгосударственных объединений (таких как БРИКС, АТР), а также других стран Евразии, не входящих в объединения. Утвержден Перечень пилотных межгосударственных инновационных проектов Программы — в него вошли 11 проектов. Реализация Программы позволит государствам-участникам быть на уровне достижений развитых стран в рамках нового технологического уклада.

М.В.Глигич-Золотарева, к.ю.н., с.н.с., Институт экономики РАН, Центр экономики федеративных отношений. Повышение эффективности управления становится одной из первоочередных государственных задач. С аудитом эффективности государственного управления связан широкий спектр теоретических и практических проблем. Мировым опытом выработано немало методик, однако оптимальная система оценки эффективности управления в международном либо национальном масштабе не создана. В России, при постепенном внедрении различных методик оценки эффективности государственного управления, также нельзя говорить о формировании целостной системы оценки эффективности, пока идет выработка подходов.

В.С. Юрина, к.э.н., Поволжский государственный университет сервиса, г.Тольятти. Феномен устойчивого развития стал квинтэссенцией накопленных научных представлений о характере взаимодействия человечества и природы. Устойчивое развитие означает, что региональная система обеспечивает относительное динамическое постоянство своего состава и свойств под воздействием различных факторов, угрожающих длительности и непрерывности существования и приобретения новых качеств. Факторы, влияющие на устойчивость развития региональных социально-экономических систем, выявляются и анализируются, применяется комплексный подход к их исследованию.

Н.Н. Волкова, к.э.н., Э.И. Романюк, Институт экономики РАН. Для оценки инновационной деятельности в регионах используется набор показателей, разбитых на группы, отражающих различные стороны инновационного процесса. Проведен кластерный анализ, выделены кластеры регионов, различающихся по структуре валового регионального продукта (ВРП), рассчитаны коэффициенты корреляции между инновационными индексами и ВРП в целом по России и по типам регионов. Результат: регионы европейской части во многом определяют взаимосвязь исследуемых показателей и для России в целом. Основной характер инноваций – заимствующий. Регионы, относящиеся к добывающему типу, имеют отрицательные коэффициенты корреляции, что говорит о сырьевой направленности нашей экономики. Даже в наиболее «продвинутых» с точки зрения инноваций регионах экономика имеет неинновационный характер, и связь между уровнем инновационной деятельности и динамикой ВРП выражена крайне слабо.

Н.И.Лапин, член-корреспондент РАН, Институт философии РАН, Центр изучения социокультурных изменений. Незавершенность социетальной трансформации России и формирование стратегии модернизации ее регионов. Модернизация перестала быть уделом отсталых стран и приобрела всемирный масштаб: в XXI в. она охватывает более 190 развитых и развивающихся стран, в которых живут примерно 6 млрд. человек. Международная конкуренция за ее успехи стала крайне жесткой. Россия пока находится в середине третьего десятка стран, отставая на 15 позиций от 20 наиболее развитых, но это отставание имеет инерционный тренд роста. Основная причина отставания заключается в незавершенности социетальной трансформации России от тоталитаризма к демократическому обществу с рыночной экономикой. С конца 80-х годов прошлого столетия рухнуло качество стратегических решений и в целом управления: от высших уровней законодательной и исполнительной власти до первичных структур, включая бизнес. С распадом СССР произошла и сохраняется деиндустриализация производства. Разбухшая бюрократия сковывает бизнес и гражданское общество, повсеместно плодит коррупцию. Возник олигархо-бюрократический капитализм с компрадорской доминантой - метастазой глобального бизнеса, личная включенность в который стимулирует крупных собственников к превентивной эмиграции, к выводу капитала из России и ее юрисдикции, к уклонению от российского налогообложения их сверхдоходов, тем самым ограничивая внутренний спрос на использование достижений науки и техники, на диффузию инноваций. Все это снижает конкурентоспособность и безопасность России, блокирует повышение благополучия ее населения. На завершение трансформации России в демократическое общество с рыночной экономикой нацелена стратегия опережающей модернизации регионов как действительных ее субъектов. Необходимо формирование такой стратегии и ее осуществление в каждом регионе.

В.Г. Немировский, д. социол. наук, профессор. С помощью факторного анализа на основе опросов, проведённых по методике ЦИСИ ИФРАН в 14 регионах России и мониторингового исследования, осуществлённого в России под руководством члена-корреспондента Н.И. Лапина, у населения этих территорий выявлено три основных ценностных архетипа. Первый, наиболее мощный, выражает социально-гедонистические ориентации, второй – социально-альтруистические побуждения и стремление к поддержанию существующего порядка. Третий – описывает садомазохистские ориентации. Вывод: подобная структура архетипов не способствует эффективности модернизационных процессов.

В.М.Бондаренко, к.э.н., в.н.с. ИЭ РАН, директор Международного фонда Н.Д. Кондратьева. С использованием нового методологического инструментария стало понятным, что для обеспечения ускоренного решения проблем евразийской экономической интеграции, конкурентоспособности, устойчивого развития и получения максимального эффекта необходимо перейти на новую модель отношений между людьми. А это значит обеспечить ускоренный переход к новой модели жизнеустройства на каждом местном уровне на основе согласования интересов государства, бизнеса, общества с интересами каждого конкретного человека в реальном времени на основе системного использования высоких технологий XXI века. При этом необходимо наличие основного условия - политической воли руководства стран, входящих в обозначенный интеграционный блок.

В.Ф.Скляров, гендиректор корпорации «Каспий», эксперт ФЭС РФ. Предлагается Программа, ее цель: создать общество экономически состоятельных граждан, основанное на равных стартовых возможностях и гарантиях для каждого, через привлечение к созиданию всего населения России и всех ее ресурсов, в первую очередь — практически не использующихся в настоящее время земельных ресурсов. Создать сеть высокорентабельных сельскохозяйственных и машиностроительных предприятий с использованием высокоэффективных технологий. Решить жилищную проблему для тех, кто желает трудиться на своей земле. Увеличить объем экологически чистой сельхозпродукции. Обеспечить возрождение промышленности, создание рабочих мест, экономический рост. Улучшить экологический фон прилегающих территорий и, как следствие, здоровье людей. Изменить демографическую ситуацию. В Программе приведены высокие численные параметры, которые будут достигнуты через семь лет реализации Программы — по производству хлопковолокна, овощей, мяса, птицы, молока, рыбы, сахара, винограда и фруктов, бахчевых культур, и др., а также ветровых, поплавковых и других видов энергетических установок. Цель предлагаемой Программы - создать благоприятные условия, способствующие экономическому, социальному, экологическому, политическому восстановлению России, восстановлению её мощи и обороноспособности.

В.С.Жаров, д.э.н., профессор. Путь формирования инновационно восприимчивого регионального экономического пространства — формирование инновационных кластеров в регионах России как формы реализации региональной инновационной политики. Этот процесс длительный, и он должен обеспечиваться, прежде всего, за счет непрерывного взаимодействия всех видов образования — дошкольного, школьного, начального и среднего профессионального, а также высшего — на принципах инновационного обучения по типу школы «Сколково». Ускорение процесса возможно через дальнейшую интеграцию науки, образования и бизнеса за счет внедрения новой формы обучения в вузах – организации на межфакультетской основе учебных малых инновационных предприятий, функционирование которых позволит обеспечить получение студентами навыков использования инноваций. Наиболее успешные из них на основе реальных инновационных идей могут в дальнейшем стать самостоятельными стартапами.

Т.А. Агапова, д.э.н., профессор МГУ им. М.В. Ломоносова. Государственные антикризисные стратегии и малый бизнес в России и в странах Евросоюза. Проведен сравнительный анализ структуры экономики стран ЕС и РФ с точки зрения соотношения долей малого и крупного бизнеса, а также системы антикризисных мер правительства, адресованных малому, среднему и крупному бизнесу. В ряде стран ЕС, в том числе в Польше, экономика которой относительно быстро адаптировалась к кризисным условиям, доля малого бизнеса в производстве ВВП и в объёме занятости очень велика, что в условиях макроэкономической нестабильности обеспечивает относительно большую гибкость структуры экономики в целом, а также более высокую инновационную активность. Предприятия малого бизнеса (и особенно – микробизнеса) успешнее справляются с кризисом, противодействуя монополистическим тенденциям и налаживая прямые контакты с клиентами, создавая новые рабочие места и способствуя НТП. Во многих странах ЕС в государственных антикризисных стратегиях акцент сделан на стимулирование развития наукоёмких малых и средних предприятий, которым оказывается значительная финансовая поддержка из государственных бюджетов. В итоге значительная часть малых и средних предприятий в ЕС инвестируют в НИОКР и занимаются коммерциализацией результатов НИОКР. Структура экономики РФ традиционно ориентирована на предприятия сверхкрупного и крупного бизнеса, что нашло отражение в особенностях государственной антикризисной политики. Основными получателями мер бюджетной поддержки в условиях кризиса оказались крупные и сверхкрупные предприятия в отраслях ТЭК, ОПК, металлургии и других отраслях, исторически считающихся системообразующими для экономики РФ. При таких структурных приоритетах трудно прогнозировать снижение уровня монополизации экономики РФ, которая, как известно, поддерживает также и относительно высокий уровень инфляции, снижает эффективность антиинфляционной политики в РФ, что не может не сдерживать экономический рост. Более того, доля малого бизнеса в экспорте РФ не превышает 3-4%, что в 10 раз ниже показателя ведущих стран ОЭСР, а удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, составляет в РФ всего 4%, что препятствует осуществлению и распространению НИОКР. Все эти структурные особенности составляют основу для медленных темпов сокращения разрыва между экономиками РФ и ведущих индустриальных стран в посткризисных условиях.

О.Ю.Матанцева, д.э.н., с.н.с., зам. гендиректора ОАО «НИИАТ». Действующая модель финансово-экономических взаимоотношений между транспортными организациями, местными органами власти и пассажирами, оплачивающими свой проезд в транспорте общего пользования, приводит к финансовым проблемам (убыткам) автотранспортных организаций. Разработана новая модель, позволяющая определить стоимость выпуска на маршрут транспортных средств определенного количества и типа, и получить доходы, покрывающие экономически обоснованные расходы на перевозки, прибыль, достаточную для экономически устойчивой деятельности и своевременного обновления транспортных средств.

И.Ж. Искаков, Центр евразийской интеграции при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС. Инновационной формой взаимодействия науки и образования в евразийской интеграции стали научно-образовательные консорциумы. Они могут создаваться как в одной стране, так и представителями разных стран. Модель евразийского консорциума, включая вузы и научно-исследовательские учреждения Беларуси, Казахстана, России, ряда европейских государств, использует систему открытого дистанционного образования, обладающую возможностью сочетать индивидуальность обучения с экономией от масштаба за счет использования сетевых методов обслуживания. Новейшие результаты развития академической науки непосредственно вводятся в содержание профессиональной подготовки обучаемых. Формирование международного образовательного консорциума в Евразии как научно-исследовательского и высшего учебного заведения XXI в. показывает один из эффективных путей модернизации образования.

Л.П.Арская, к.э.н, вед.н.с., Институт социологии РАН, сектор изучения проблем социально-политического развития. Образовательные миграции имеют евразийский аспект. Широкое движение всех основных ресурсов экономики, то есть — кадров, товаров, инвестиций и знаний — представляет собой важнейшее условие существования и развития современного мирового хозяйства. Когда рассматривается связь между миграциями и образованием, то анализ строится на показе условий и результатов двух типов миграций, а именно, непосредственно образовательных, включивших в себя международные, и косвенно образовательных. В последнем случае имеются в виду перемещения населения, которые были продиктованы различными соображениями, но, поскольку в составе этого населения присутствовали дети, лица учебных возрастов, то представлялось целесообразным выявить значение побуждений, связанных с их образованием. Эти массовые перемещения повлияли на демографическую базу образования по регионам России, на степень его концентрации в больших городах. Это, в свою очередь, имеет значение для здоровья детей и подростков, межэтнических и иных социальных отношений.

И.Айтимбет, к.ф.н., профессор Университета им. Сулеймана Демиреля, Казахстан, Алматы. В Казахстане общественное мнение как социальный институт находится на стадии своего становления. В нем отражается вся палитра противоречий и парадоксов переходного общества. Результаты, проведенного нами социологического мониторинга общественного мнения о проблемах воспитания, подтвердили это. За годы суверенного развития есть достижения, безусловно, и в области образования, но, вместе с тем, множество кризисных явлений непосредственно или опосредованно являются результатом просчетов школьного образования. Между тем, все основные субъекты школьного образования — учителя, школьники и их родители — в абсолютном большинстве довольно высоко оценивают как качество обучения, так и воспитания. Хотя в реальной жизни все они встречаются совершенно с другими фактами. В этом — один из парадоксов становящегося общественного мнения. Учителя, школьники и их родители перекладывают свои обязанности и просчеты друг на друга. В этих условиях систематическое проведение мониторинга по данной проблеме, обсуждение его результатов широкой общественностью и властью является одним из инструментов решения проблемы.

Т.М.Смирнова, с.н.с., Институт системного анализа РАН, Москва. Особенности возрастной структуры смертности в регионах Евразии и ее влияние на демографическое развитие континента. Анализ таблиц смертности из «The Global Health Observatory of the World Health Organization» с помощью разработанного нами метода ранговых индексов показал, что регионы и отдельные страны Евразии резко различаются не только по продолжительности жизни населения, но и по возрастной структуре смертности. Поэтому характерный для всех стран процесс старения населения идет с разной скоростью и сопровождается неравными сдвигами соотношений трудоспособного/нетрудоспособного населения, а также мужчин/женщин. Учитывая сложившиеся различия рождаемости и структуры населения в странах Евразии, представляются крайне неравномерными перспективы естественного движения населения на континенте, а усиление миграционных потоков и конфликтов между странами – высоко вероятным. В этих условиях необходимо определять задачи национальной системы здравоохранения в рамках комплексной стратегии формирования конкурентоспособного человеческого потенциала с учетом параметров демографического развития других стран.

Л.А.Дартау, к.т.н., в.н.с., Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН (ИПУ РАН). Инновационный проект ИПУ РАН «Организационная технология ЭДИФАР» в сфере государственной деятельности по управлению здоровьем. Из статьи В.В. Путина: «Необходимо повысить ответственность каждого человека за состояние своего здоровья. Иначе никаких денег не хватит». Человека нельзя назначить ответственным за его здоровье, но разделить с ним эту ответственность на правовой основе можно. Совместное управление здоровьем в системе «гражданин-государство» позволит принципиально изменить характер здравоохранной деятельности и повысить уровень гармонизации общественных отношений практически во всех сферах. Ситуацию со здоровьем можно рассматривать с позиций общей теории систем управления. Здоровье, как характеристика живых организмов при таком подходе — не исключение, оно есть результат управления. Проблема сохранения и укрепления здоровья является не столько медицинской, сколько организационной — проблемой управления здоровьем. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья лежит вне сектора здравоохранения. Для ее реализации требуется формализация общественных отношений по поводу здоровья, которые никогда не были регламентированы. Для создания контура управления здоровьем предлагается разделить ответственность за конечный результат между двумя основными субъектами управления — гражданином и администрацией соответствующих учреждений, т.е. в местах, где люди живут, учатся и работают. В результате предлагаемых действий прогнозируется синергетический эффект снижения напряжения и взаимных претензий в обществе, повышения удовлетворенности граждан в местах предоставления им услуг по жизнеобеспечению.

М.Ю. Спирина, проректор по научной работе, Межрегиональный институт экономики и права при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС. Традиционная культура — не ушедшее прошлое, но важнейшая составляющая процесса модернизации в различных регионах Евразии. Традиционная культура включает в себя народную философию, народное правосознание, народную экономическую, экологическую, художественную, физическую культуру. Возникнув в древние времена, она всегда сопровождала человека и способствовала его самосовершенствованию, самовоспитанию. В традиционной культуре и искусстве сохраняются общие для всего человечества этико-эстетические и иные представления, «мировоззренческие универсалии» (академик В.С. Стёпин). Сегодня социум любого государства Евразии испытывает потребность в возрождении и дальнейшем развитии традиционной культуры и искусства, применении давно апробированных в ней эффективных средств в таких видах деятельности человека, как экономика, образование, коммуникации, экология, медицина, искусство, туризм, др. Необходимо активизировать научное изучение этого феномена и включение его в современную жизнь регионов Евразии.

Г.Ю. Носаненко, к.полит.н., доцент, Институт экономики управления и права (г. Казань), Нижнекамский филиал. Роль местных сообществ в модернизации города Нижнекамска. Нижнекамск — город «большой химии», рациональной целесообразности и патерналистского подхода власти и руководителей промышленных предприятий к населению, что приводит к своего рода социальному иждивенчеству. Посредниками между властью и обществом выступают НКО. Их количество значительно ниже, чем Европейских странах: на тысячу человек в Нижнекамске и районе (общее население 272 000 человек) приходится менее одной (0,9) некоммерческой организации. Уровень устойчивости НКО равен 5,3 баллов (по методике разработанной Международным агентством развития США (USAID) для определения Индекса устойчивости НКО в странах Центральной и Восточной Европы и странах СНГ). Самым низкий показатель, т.е. показатель финансовой жизнеспособности — 6,2 балла (показатели оцениваются в баллах от 1 до 7: чем меньше балл, тем бо́льшая степень устойчивого развития имеется в виду), а самый высокий — репутация в обществе — 4,8 баллов. Вывод: сектор НКО Нижнекамска является неустойчивым, его проблемы носят системный характер.

С.Ю.Ларин, инспектор службы экологии, МО Приволжский р-н Астраханская обл. «Нет мира между религиями без мира между нациями» — эти слова сегодня актуальны. Стратегии инновационно-технологического развития и сотрудничества зависят от уважительных отношений между жителями планеты. Россия многонациональная страна и ее миссия объединять народы. «У любви нет религии .У Бога нет нации» — это должно быть в сердцах и умах людей, которые собираются развивать новые технологии. Дружеские отношения народов позволят плодотворно реализовать научные изобретения и инновационные технологии. Проблемы экологии не имеют национальной окраски и касаются всех, независимо от вероисповедания и этнической принадлежности.

В.М. Капицын, проф. д. полит.н., МГУ им. М.В. Ломоносова. Моногород: проблема консолидирующих архитектурно-пространственных знаков. Семиозис города берет начало от знаков жизненных сфер. Индивидуальные и групповые статусные знаки, как материал для консолидирующих символов на уровне города, черпаются из жизненных сфер – структур повседневности. Знаки подчиняются семиотическому механизму, помогающему соединить когниции, аффекты, поведенческие элементы. Металлургические моногорода диверсифицируются, если трансформируются (на базе вузов) в социокультурные и политехнические центры с предприятиями и сообществами как действующими лабораториями. Сочетание символов промышленной архитектуры, срединных и центральных элементов города, реабилитация промышленных зон в экскурсионных зонах, принцип центральности при строительстве, эстетика и экология градостроительной планировки, социально-краеведческая составляющая — всё это формирует семиотический механизм консолидации, способствующий «второй жизни» бывших моногородов.

С.А. Радзиевская, Украина. 11 июня 1998 г. Указом Президента Украины была утверждена «Стратегия интеграции Украины в Европейский Союз». В 2013 г. ожидается подписание «Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС», которое, в связи с созданием зоны свободной торговли, приведет к потере Украиной части рынков стран ЕЭП для реализации товаров со значительной добавленной стоимостью, а отдельные отрасли высоких технологий, в частности, ракетно-космическая, самолетостроение, судостроение, ядерные технологии, оборонно-промышленный комплекс — утратят перспективы своего развития как в силу потери части рынков сбыта своей продукции, так и вследствие свертывания научно-производственной кооперации со странами ЕЭП. Вместе с тем развитие кризиса еврозоны ЕС, резкий рост цен на энергоресурсы, которые поступают на Украину из Российской Федерации, и возможности их снижения за счет вступления Украины в ЕЭП ставят вопрос о целесообразности для Украины присоединения к ЕЭП, т. е. вопрос о выборе в качестве основного не европейского (ЕС), а евразийского (ЕЭП) вектора интеграции. Можно обосновать вывод о предпочтительности для Украины, России и других стран Евразии и их регионов выбора Украиной евразийского вектора интеграции.

С.В.Беспалов, к.и.н., с.н.с. ИНИОН РАН, доц. РАНХиГС. Перспективы включения Украины и Молдавии в процесс евразийской интеграции. Имеются ли в распоряжении России не задействованные ранее механизмы воздействия на экономические, политические и интеллектуальные элиты Украины и Молдавии, способные подвигнуть их к участию (поддерживаемому большинством населения этих стран) в интеграционных проектах в рамках постсоветской Евразии? Ключевую роль при этом приобретает проблема снятия дихотомии «евразийская интеграция» versus «европейская перспектива», ввиду отсутствия последней, являющейся ложной по своей сути. России необходимо позиционировать себя как государство, способное предоставить своим партнерам те «услуги» (финансовые, образовательные и т.д.), в которых они так нуждаются и которые рассчитывают получить от противодействующих евразийскому проекту держав евроатлантического блока. При этом участие в процессе евразийской интеграции будет содействовать успешной адаптации Украины и Молдавии к условиям глобализирующегося мира при условии деликатного отношения России к специфике стран–партнеров.

Подготовили Владимир Герасимов и Сергей Шаракшанэ

 

©РАН 2019