Интервью академика В.А.Садовничего

17.11.2010

Как идет реализация программы фундаментальных исследований «Экономика и социология знания»

Экономика и социология знания

Интервью академика В.А.Садовничего


 

 Прошло пять лет как Президиумом РАН была принята Программа фундаментальных исследований «Экономика и социология знания». Как идет ее реализация?

Об этом мы попросили рассказать сопредседателя Научного совета по данной Программе академика, ректора МГУ имени М.В. Ломоносова В.А.Садовничего.

 

академик Садовничий В.А. (jpg, 75 Kб)

 

- Виктор Антонович, какой смысл вкладывается в словосочетание «экономика и социология знания» в названии Программы?

- Этот термин характеризует междисциплинарный подход. Одна из серьезных проблем, с которыми сталкивается современное общественное развитие - падение управляемости социальных систем. Во многом это происходит из-за того, что старая система управления, функционирующая методом проб и ошибок, неадекватна новым социальным реалиям, требующим гораздо более точного и научно обоснованного подхода.

Ненаучное, иррациональное управление обществом порождает и воспроизводит в расширенном масштабе угрозы и риски, в результате чего люди все более воспринимают окружающую их социальную реальность как враждебную и опасную. Основанные на субъективизме социально значимые решения ведут к дестабилизации общества, разрушению экологии, ухудшению условий и качества жизни людей. Когда люди живут в состоянии постоянной тревоги и неуверенности в будущем, от них сложно ожидать созидательной активности, наоборот, следует ожидать роста агрессивности, апатии, желания уйти в иллюзорный мир алкоголя или наркотиков.

Т.о. научное управление обществом становится в современных условиях императивом не только устойчивого развития, но и в целом - выживания человечества. В условиях возрастающей сложности социального мира управленческие стратегии должны вырабатываться на основе точной постановки цели, строгого анализа факторов проблемной ситуации и расчета с применением методов математического моделирования возможных позитивных и негативных последствий принимаемых решений. «Экономика и социология знания» как раз и является такой дисциплиной, которая в состоянии предоставить инструментарий для научного управления обществом на всех его уровнях.

- Пятилетний срок – сравнительно небольшой интервал для получения существенных результатов. Они есть?

- Да, есть, более того, в кратком изложении трудно представить полный и даже частичный отчет о проделанной в рамках Программы работе, результаты которой регулярно освещались как в отчетах, ежегодно предоставляемых Президиуму Академии наук, так и в многочисленных публикациях. Действительно, настало время информировать научное сообщество о результатах проведенных исследований и не так давно (27.09.2010) на заседании Научного совета Программы в присутствии ведущих ученых Отделения общественных наук и руководителя Администрации Президента РФ Сергея Евгеньевича Нарышкина я предпринял попытку первого итогового представления результатов реализации Программы.

- Расскажите, пожалуйста, о наиболее важных направлениях и проектах.

- Прежде всего, была разработана теория и практика экономики и социологии знания как научной дисциплины, был существенно уточнен и приведен в систему существующий понятийно-категориальный аппарат. С этой целью был собран, обобщен и систематизирован опыт экономически развитых стран Запада в области общества знания, основными элементами которого как раз и являются экономика и социология знания. Результаты работы нашли отражение в коллективной монографии «Теория и практика экономики и социологии знания» и двух хрестоматиях -«Парадигмы социологии знания» под редакцией члена-корреспондента РАН В.Л. Шульца и «Знание: собственность и власть» под моей редакцией.

Другое направление исследований в рамках Программы было посвящено изучению факторов, препятствующих инновационному развитию России. Хорошо известны такого рода объективные факторы: неразвитость современных рыночных институтов, административно-бюрократические барьеры, отсутствие инвестиционного оптимизма, высокая степень монополизации экономики, низкий уровень малого предпринимательства. Но, наряду с этими факторами, был выявлен и субъективный фактор. Это - отсутствие у сотрудников государственной администрации, руководителей предприятий и менеджеров разного уровня базовых знаний по экономике и социологии знания, позволяющих принимать управленческие решения с использованием самых передовых методов и технологий.

С целью решения этой проблемы академиком Г.В. Осиповым и д.ю.н. С.В. Степашиным было подготовлено практическое пособие «Экономика и социология знания», где в доступной форме изложены основные понятия дисциплины, принципы функционирования современной инновационной экономики, методы и технологии управления знанием на предприятиях, стратегии построения эффективного бизнеса. Это - серьезное подспорье для работников сферы управления. Аналогов этому труду, по крайней мере, у нас в стране, пока нет.

Результаты теоретико-методологических исследований легли в основу дальнейшей работы по проблемам получения необходимой социально-экономической информации и включения полученного знания в систему федерального и муниципального управления социально-экономическими процессами. Эта работа представлена в коллективной монографии «Социальное знание на службе российского общества» под общей редакцией С.В. Степашина.

В рамках реализации нашей Программы была разработана также новая учебная программа по социальному менеджменту, куда впервые вошли теоретические положения и практики государственного аудита, экономики и социологии знания. Ее основные положения отражены в книге Г.В. Осипова и В.А. Лисичкина «Менеджмент». Программа ориентирована на подготовку специалистов, способных решать задачи научного управления обществом в любых сферах его жизнедеятельности и на всех уровня его функционирования.

- Думается, однако, что наш тормоз - не только недостаточная образованность чиновников и предпринимателей в вопросах управления в обществе знаний, но и то, что мы слишком увлеклись экспортом углеводородов…

- В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве системного решения стоящих перед страной задач как раз и выдвинута цель перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. И на решение этой задачи был ориентирован ряд проводившихся исследований Программы. В частности, в рамках направления «Модели инновационной системы России и механизмы ее практической реализации» были внесены конкретные предложения в законодательной и институциональной сферах, способные ускорить инновационное развитие России, а также созданы математические модели, позволяющие просчитывать процесс инновации. Так, были внесены конкретные предложения по поправкам в законодательство РФ в части регулирования инновационной деятельности, составлена модельная программа создания среды генерации знаний в российских регионах и предложена математическая модель оценки экономической эффективности инновационных мероприятий. Результаты этих работ вошли в книгу «Горизонты инновационной экономики в России: право, институты, модели» под общей редакцией академика В.Л Макарова. Эта работа выполнялась совместно с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ и Институтом социального экономического развития территорий РАН.

- Есть прогресс в обществе или нет – некоторым это представляется очень условным, кто-то, скажем, упрется – никакого прогресса нет! – попробуй-ка его переубедить…

- Научное управление обществом невозможно без системы достоверных данных. Необходимы новые критерии прогрессивного или негативного развития общества, функционирования экономики, социальных институтов, деятельности правительства. И, между прочим, действительно: важно оценивать эти процессы не только с объективной стороны и не только применительно к абстрактному «среднестатистическому человеку», но и с субъективной, отражающей реальное восприятие конкретными людьми условий собственной жизни. Речь идет о построении системы социальных показателей и индикаторов, т.е. инструментов мониторинга социальной системы, дающих представление о ее текущем состоянии, трансформациях, тенденциях развития, кризисных явлениях.

Кстати, то, что недавно по инициативе Президента Франции Николя Саркози создана специальная комиссия по измерению экономической эффективности и социального прогресса под руководством Нобелевских лауреатов по экономике Джозефа Штиглица и Амартии Сена – как раз свидетельствует о важности этой проблемы в мировом масштабе. Отчет данной комиссии, как известно, недавно был опубликован.

Поэтому одно из направлений Программы посвящено решению именно этой задачи. Проведено масштабное исследование при участии Счетной палаты РФ, по результатам которого опубликована монография С.М. Поповой, С.М. Шахрая и А.А. Яника «Измерения прогресса». В данной работе обобщен и систематизирован мировой опыт измерения и оценки общественного прогресса и выявлены связанные с ним проблемы.

Другой проект этого направления посвящен поиску ключевых показателей национального прогресса, т.е. выработке адекватных российским условиям социальных показателей, отражающих базовые ценности и цели нашего общества. Сейчас работа в этом направлении продолжается, и по ее результатам будет издано двухтомное исследование, содержащее научное, теоретическое, методологическое обоснование системы социальных индикаторов и показателей.

- Скептики скажут, что «ключевые показатели национального прогресса», о которых вы сказали, бессильны против, мягко говоря, нецелевого использования выделенных средств…

- В качестве составной части научного управления обществом нужна система общественного контроля, способная выявить и ограничить опасные колебания в функционировании экономических и социальных институтов. И важным элементом этой системы является государственный аудит, контролирующий деятельность государственной власти по управлению вверенными ей ресурсами. Государственный аудит может и должен способствовать оптимизации деятельности российских органов власти в целях обеспечения модернизационного прорыва. Поэтому один из проектов Программы непосредственно посвящен исследованию наиболее передовых методов государственного аудита. По результатам исследований С.В. Степашиным подготовлены две монографии: «Конституционный аудит» и «Государственный аудит и экономика будущего».

- Вы сказали, что управленческие стратегии должны вырабатываться также и с применением методов математического моделирования…

- Да, в рамках Программы были построены модели развития мировой системы в условиях ресурсных ограничений и создана базовая модель макроэкономики России, позволяющая прогнозировать реакции экономической системы на изменяющиеся внешние условия и различные меры государственного регулирования. Дело в том, что научное управление обществом невозможно без точных расчетов, поэтому математическому моделированию в Программе отводится большая роль. Математическое моделирование позволяет спроектировать будущую ситуацию, выявить возможные риски и отклонения от желательного хода событий при реализации стратегии. Это и исследуется в ходе осуществляемого совместно с Институтом прикладной математики РАН имени М.В. Келдыша масштабного исследования «Системный анализ и построение прогноза мировой и региональной динамики». Результаты исследований вошли в монографию «Прогноз и моделирование кризисов и мировой динамики» под редакцией иностранного действительного члена РАН А.А. Акаева, д.и.н. А.В. Коротаева и д. ф.-м. н. Г.Г. Малинецкого.

С помощью методов математического моделирования в рамках Программы изучается также социальная обусловленность демографических процессов. Целью данного проекта является выявление социальных факторов, влияющих на демографическую ситуацию в России, и построение модели, позволяющей корректировать эту ситуацию путем воздействия на конкретные позитивные или негативные факторы.

- Известно, фундаментальная наука – не только исследует и открывает законы природы, но и является экспертом важнейших государственных проектов. Эта функция РАН предусмотрена в Программе?

- Составной частью Программы является такое научное сопровождение отечественных инновационных проектов, которое одновременно выполняет роль экономической и социально-гуманитарной экспертизы. Охарактеризую вкратце эти проекты и результаты работы по ним.

Проект переработки парниковых газов «Синтез», курируемый академиком Б.И. Каторгиным, позволяет конвертировать вредные для экологии выбросы (прежде всего диоксид углерода) в моторное топливо и другие востребованные экономикой продукты (метанол, диметиловый эфир, уксусный ангидрит). Помимо экономической полезности, заключающейся в получении из отходов ценных продуктов, этот проект также крайне важен с социальной точки зрения, поскольку позволяет по существу решить нависшую над человечеством угрозу глобального потепления без ограничения экономического роста. Результатом проведенной работы стало включение проекта «Синтез» в программу финансирования приоритетных проектов Министерства экономического развития и торговли. В настоящее время решается вопрос о создании экспериментальной установки на базе МГУ или одного из предприятий, непосредственно работающих по этой тематике. Согласно уточненным расчетам, даже, несмотря на малый объем, эта установка обещает стать самоокупаемой.

Вторым проектом, инициированным д.п.н. П.П. Бородиным, является создание Интегральной евразийской транспортной системы (ИЕТС) - проходящей по территории России мультимодальной транспортной сети, соединяющей Западную Европу с Дальним Востоком, Америкой, Юго-Восточной Азией и другими регионами. Реализация этого мегапроекта позволит России получить значительную прибыль от транспортировки грузов между основными мировыми экономическим центрами. Однако гораздо более важным является не коммерческое, а государственное значение проекта. Его реализация укрепит национальную безопасность России, повысив ее территориальную связность, позволит ввести в хозяйственный оборот неиспользующиеся ресурсы Сибири и Дальнего Востока, привлечет трудовые ресурсы в малонаселенные регионы России. Высокотехнологический характер проекта в сочетании с его социально-инфраструктурной составляющей может стать мощным импульсом ускоренного развития России, вывести ее в мировые лидеры. По предварительным данным, уже 200 компаний готовы инвестировать капиталы в этот проект.

Но, надо сказать, есть и препятствия. Разработчики сталкиваются с ведомственными интересами, с попытками растащить проект на куски, реализовывать его по фрагментам, отчего стоимость возрастет в несколько раз, а эффект снизится. По этому проекту ведется работа, однако до сих пор существует непонимание со стороны ведомств его государственного значения.

В настоящее время также ведется научное сопровождение проекта создания объединенной зоны опережающего экономического развития ряда сельскохозяйственных муниципальных территорий Ставропольского края, предложенного администрацией края, и проекта создания биотехнологического комплекса «Кубань», предложенного академиком М.П. Кирпичниковым. Оба являются пилотными проектами развития высоких технологий в отечественном сельском хозяйстве, которые в дальнейшем смогут использоваться в качестве модельных стратегий создания сельскохозяйственных инновационных центров в России.

Итак, мною охарактеризованы только отдельные работы в рамках Программы, более того, Программа постоянно эволюционирует, в ней возникают новые направления и проекты, привлекаются дополнительные научные силы.

Беседовал Сергей Шаракшанэ

 

©РАН 2019