Избранный президент РАН Александр Сергеев рассказал о самом неожиданном дне в его жизни

02.10.2017




Еще недавно мы опасались, что выборы нового президента Российской академии наук опять сорвутся. Но в итоге — отличный набор кандидатов, хорошая явка, демократичные два тура и победа с рекордным счётом академика Александра Сергеева из нижегородского Института прикладной физики. Но, выиграв, по новому закону нужно еще было получить утверждение у президента страны.

Уважаемый Александр Михайлович, хочу вас поздравить с убедительной победой на выборах президента. Более 70%, по-моему?" - обратился глава государства к Александру Сергееву.

"Я еще неутвержденный президент Академии наук, но буду надеяться, что все-таки я это утверждение получу", — сказал Сергеев. "Указ я подписал. Хочу пожелать вам удачи", — отметил президент.

Это куда больше, чем процедурный момент. Восстанавливается нормальное общение власти и науки. И вот уже новый президент РАН Сергеев отправляется в президиум Академии, где его поздравили и "Вести в субботу".

Нескучный сад. Вечер пятницы. Конец первого его полноценного дня там. Сергеев осваивается. Но нами движет не только желание его поздравить, но и любопытство.

После срыва выборов президента РАН весной "Вести в субботу" были в кабинете главы РАН после того, как из кабинета съехал академик Фортов. И тогда обратили внимание на то, что телефон связи с Кремлем стояли — под колпаком. Но вернемся в день сегодняшний.

- Я хотел посчитать количество мест. Здесь помещаетесь вы и все ваши соперники по выборам — пять человек.

- Все мои соперники по выборам выбраны в состав нового Президиума РАН. Они ответили согласием. Для меня это было очень важно. Для меня не существует того, что были люди, которые этого поддерживали или этого. Будем работать таким образом, чтобы мы теперь все были за одно, — отмечает Александр Сергеев.

Сергеев радикально обновит порядок работы вице-президентов РАН, отвечающих за конкретные направления. Это и развитие науки, и взаимодействие с промышленностью, бизнесом и властью.

- Как раньше обстояло дело? Вице-президенты были от РАН, как ни странно, в стороне. Потому что у них главное место работы было в институте. А в креслах академии они проводили 15-20% своего рабочего времени. Как вы думаете построить дело сейчас? Явно требуется, чтобы академия занялась этим совместным делом: наука – промышленность – бизнес — государство.

- Мы считаем, что в руководстве Академии наук должна появиться группа достаточно молодых академиков, для которых работа в президиуме будет основной, а не по совместительству, не от раза к разу. Это не означает, что мы говорим: "Bсе, забудьте про науку", — подчеркнул Сергеев.

То есть для себя и своих вице-президентов Сергеев предлагает поменять формулу зеркально: раньше на академию — 20%, а 80% — на свои дела. Теперь — наоборот: 80% — на академию. Но оставшееся время он резервирует всё-таки и под науку. И вот почему.

"Очень важно ученому оставаться в форме. Ты являешься убедительным и для своих коллег, и для власти, когда у тебя горят глаза. А они могут гореть, когда ты в курсе всего нового", — уверен Сергеев.

- То есть вы и в Нижний будете периодически ездить?

- Да, конечно.

Но вернемся к встрече Сергеева с президентом страны. Путин предложил Сергееву побыстрее установить отношения и со своей администрацией, и с правительством. И особенно, что очень важно для ученых, "выстроить отношения с известной структурой, которая называется ФАНО".

Вокруг взаимоотношений РАН и ФАНО сломано много копий. Но вот что уточнил президент: "Если вы посчитаете необходимым, можно и нужно, конечно, думать над совершенствованием нормативно-правовой базы".

Это во-первых. Во-вторых, Путин напомнил Сергееву о уже одобренных приоритетах стратегии научно-технологического развития. "Мы договаривались о том, что по каждому ключевому направлению будет создан соответствующий совет. Думаю, было бы целесообразно создать координирующий орган во главе с вами. И с привлечением различных министерств, может быть, и ведомств. Такой межведомственный орган во главе с президентом Академии наук, который бы координировал работу этих советов по ключевым направлениям развития науки", — отметил глава государства.

А ведь как раз в бюджетах ведомств, в федеральных целевых программах некоторые соперники Сергеева на выборах предлагали искать дополнительные деньги, которые могут быть правильнее использованы с привлечением академии. Но, оказывается, это было еще не всё, что сказал Сергееву Путин.

"Владимир Владимирович обратил внимание на то, что хорошо, что есть такое предложение, но, пожалуйста, вы еще не забывайте, что есть фундаментальная наука. Это настолько было приятно для меня слышать. Мы думаем одинаково о важности именно фундаментальной науки в стране", — сказал Сергеев.

- И нам всем приятно это слышать после года таких пертурбаций в академии, что диалог власти и РАН возобновлен.

Отдельная тема — идея самого Сергеева о налоге на науку для наших больших корпораций.

- Но есть еще и ваше предложение — о появлении специального налога на крупные корпорации, на развитие науки.

- Фундаментальных исследований. Что такое фундаментальные исследования? Фундаментальные исследования имеют право на ошибку. И риск достаточно большой. На 80% вы не получите ожидаемый результат. А в том, что получилось неожиданно, и будет результат. Вы его не можете запрограммировать. Если вы говорите, что с 80% не получу то, что задумано, вас никакая промышленность не будет финансировать. Вот эта часть фундаментальная, это должно финансировать государство. Я считаю, что политически правильно просто так не просить, не говорить правительству: дайте. Да, основная часть — это вклад государства. Но давайте поставим таким образом вопрос. Вот наша сырьевая экономика, она действительно располагает достаточно большими доходами.

- Но не отфутболят вас "Роснефть", Газпром, когда вы к ним обратитесь?

- А я обращусь к нашей власти. Политически очень важно. И все ученые, и общество хорошо поймут, очень хорошо воспримут, что эти средства в фонд инструментализации как некий налог на прибыль наших сырьевых корпораций, которые тем самым признают, что в истоке того, что у них имеется в самом начале, — труд и открытие наших ученых.

Сергееву явно предстоят и многие другие интересные диалоги. И всё-таки это будет потом. А пока он только въехал в новый кабинет. И пусть для кого-то это звучит антинаучно, но здесь, ей Богу, тоже есть что поразглядывать хотя бы в первый день.

- Было очень памятное интервью про гравитационные волны. Вы еще были членом-корреспондентом. С тех пор вы стали академиком. Сейчас — президентом Академии наук. Самому верится?

- Пожалуй, это самый неожиданный день в моей жизни, — признается Сергеев.

https://www.vesti.ru/doc.html?id=2938179-

Вести, Сергей Брилев

©РАН 2024