Встреча Министра образования и науки с руководством и коллективом Института космических исследований Российской Академии Наук

18.07.2005

Подобная встреча является частью диалога по вопросам преобразований российской науки между Минобрнауки и сотрудниками Академии Наук в целом и Института в частности

13 июля 2005 года состоялась встреча Министра образования и науки Андрея Фурсенко с руководством и коллективом Института космических исследований Российской Академии Наук.

Подобная встреча проходит не в первый раз и является частью диалога по вопросам преобразований российской науки между Минобрнауки и сотрудниками Академии Наук в целом и Института в частности. Особую интригу данной встрече придавал тот факт, что 14 июля 2005 года пройдёт заседание Правительства РФ, на котором будет рассматриваться развитие космической отрасли России.

Институт космических исследований РАН был создан в 1965 году с целью проведения научных космических исследований в интересах фундаментальных наук. Основными направлениями исследований в рамках Института являются внеатмосферная астрономия, космическая плазма, исследования Земли из космоса, планет и малых тел Солнечной системы и др.

Министр вынес на обсуждение достаточно актуальное для данной аудитории предложение о введении в законодательство термина "базовая кафедра", что необходимо для расширения возможности использования бюджетных средств и привлечения инвестиционных средств. Фурсенко считает, что "законодательство в стране должно быть единым, понятным и доступным для всех, что будет гарантией для масштабного и стабильного финансирования и науки, и образования".

Наибольший интерес у молодых учёных вызвали темы повышения заработной платы и обеспечения жильём. Министр отметил три источника, которые послужат базой для повышения зарплаты учёным:
1) общий рост финансирования фундаментальных исследований (в частности, к 2008 году произойдёт двукратный рост бюджетных средств, выделяемых на науки, причём доля средств, направляемых на фундаментальные исследования, будет увеличиваться);
2) помимо бюджетных средств также возрастёт объём финансовых средств, получаемых за счёт грантов российских и международных организаций и контрактов на разработку новых технологий;
3) создание условий для выравнивания возрастного состава научных учреждений и прихода новых сотрудников: "Если мы не будем обеспечивать ротацию людей, если не будем создавать возможности, чтобы приходили молодые люди, которые хотят заниматься наукой, то мы никогда не сдвинемся с мёртвой точки".

В целом, Министр выразил уверенность, что реализация этих действий обеспечит учёных достойным уровнем заработной платы. Особое внимание было уделено проблеме обеспеченности жильём: "Государственная система ипотеки должна стать одним из основных стимулов для привлечения молодых учёных и удержания их в научной сфере на продолжительный период" - отметил Андрей Фурсенко.

В ходе переговоров и общения с научным коллективом также были затронуты и высказаны различные точки зрения по таким вопросам как "утечка" мозгов и репатриация учёных, дополнительное выделение бюджетных средств на оплату земельного налога, поддержание в исправном состоянии имеющегося оборудования, обеспечение финансирования научных учреждений, не входящий в систему Академии Наук.

Также были высказаны общие позиции по модернизации образования. По мнению заведующего лабораторией Института космических исследований РАН Игоря Митрофанова, с которым согласилась большая часть аудитории, "Главная задача модернизации науки - вырабатывать результаты мирового уровня".

Фурсенко убеждён, что "есть воля руководства страны поддерживать науку, но нужно аргументировать, что это необходимо для всей страны, для каждого человека. Именно в этой аргументации и заключена важная роль научного сообщества, а министерство является передаточным звеном между учёными и обществом в целом".

Обе стороны выразили готовность к дальнейшему диалогу по спорным позициям проводимых преобразований, с тем чтобы выработать компромиссные варианты, которые приведут к необходимому варианту и обеспечат продвижение российской науки к уровню мирового лидерства, в том числе в космической сфере, которая всегда являлась индикатором развития фундаментальной науки в целом.

 

©РАН 2020