19 августа 2008 г. О ситуации с финансированием РАН в 2008-2010 г.г. и позиции Профсоюза работников РАН по этому вопросу

19.08.2008



13.02.2009О ситуации с финансированием РАН в 2008-2010 г.г. и позиции Профсоюза работников РАН по этому вопросу

В прошлом году впервые за последние 15 лет Федеральный бюджет РФ был принят на 3 года (на 2008, 2009 и 2010 г.). В соответствии с этим документом РАН выделено – на 2008 г. – 44.5млрд. руб., на 2009 г. – 47 млрд. руб., на 2010 г. -48.7 млрд. руб.  При принятии трехлетнего бюджета было предусмотрены возможности его корректировки. Эта процедура пока проводилась дважды (в конце 2007г. и начале 2008г.) Сейчас идет новая корректировка бюджета, в рамках которой планируется  несколько  увеличить финансирование РАН.   Профсоюз работников РАН считает, что размеры бюджета РАН (и в целом российской науки) совершенно недостаточны.

В этом документе излагается позиция Профсоюза по этому вопросу и дается ее обоснование. Первоначально рассмотрим, на что хватает выделяемых РАН средств.

В 2008 г. основную часть финансирования РАН составляет фонд зарплаты с начислениями. Эти средства обеспечат за счет бюджетного финансирования  во 2-ой половине 2008 г.  среднюю зарплату научного сотрудника в размере ~30 т.р., а среднюю зарплату других категорий сотрудников в размере ~12 т.р. Отметим при этом, что ~ 40% этой суммы будут составлять  стимулирующие надбавки, а также то, что такой зарплатой будет обеспечена Академия наук в соответствии с численностью после 3-его этапа сокращений. С точки зрения профсоюза, такой уровень зарплат недостаточен и для ученых и абсолютно неприемлем для «ненаучных» сотрудников РАН. Найти квалифицированного инженера, программиста, техника, бухгалтера, экономиста, рабочего и т.д. на такую зарплату невозможно. Сейчас эта проблема решается либо путем перекачки денег от ученых ( с соответствующим уменьшением им зарплаты), либо с помощью внебюджетных средств ( которые, вообще говоря, предназначены для других целей), либо путем использования малоквалифицированных специалистов (
со всеми вытекающими последствиями).

Оставшиеся средства расходуются на оплату коммунальных платежей и эксплуатационных расходов Институтов, закупку научного оборудования и финансирование научных и целевых программ Президиума и отделений РАН. Перечисление программ и размеры средств, выделяемых на их финансирование, а так же на содержание институтов и закупку научного оборудования даны в Постановлениях Президиума РАН  №31 от 29.01.2008г., №47 и 49 от 12.02. 2008г. и №236от 08.04.2008г.
(опубликованы на сайте Академии наук). Анализ этих документов показывает, что, во-первых,  программ, без которых можно было бы обойтись, нет, а, во-вторых, финансирование практически всех постановленных задач совершенно недостаточно. Так, расходы   Институтов на оплату коммунальных услуг и содержание институтов (даже в самом минимальном варианте – только на обеспечение жизнедеятельности институтов) оплачиваются примерно на 40-50% от необходимого. На программу «Приобретение научных приборов и оборудования» (фактически на развитие приборостроения в Академии наук) выделяется всего 250 млн. руб., на программу «Поддержки инноваций» - 75 млрд. руб. (на 200 институтов Центральной части РАН), на закупку импортной техники – 1млрд. руб. (при стоимости, скажем, современного просвечивающего микроскопа в 50 млн. руб. и абсолютно  устаревшей приборной базе и научной инфраструктуре Институтов РАН) и т.д. На программы фундаментальных исследований  Президиума РАН и Отделений ( и это фактически единственные средства на проведение собственно научных работ, имеющиеся в РАН) выделено всего 2403 млн.руб., из которых часть средств придется направить на оплату эксплуатационных расходов институтов. В результате практически ни одна программа не обеспечена более или менее достаточным финансированием. Только три Программы Президиума РАН имеют размеры более 100 млн. руб. Это «Фемтосекундная оптика и новые оптические   материалы – 109 млн. руб., состоящая из 5 разделов программа «Молекулярная и клеточная биология» - 242 млн.руб. и «Исследования вещества в экстремальных условиях» - 102 млн. руб.. На другие программы выделено еще меньше. Например, на программу «Квантовые наноструктуры» заложено 43 млн. руб. Размеры финансирования программ отделений приведены  в Распоряжении Президиума РАН № 10104-293 от 19.05.2008 г. (опубликовано на сайте РАН) Из него видно, что программы с объемом финансирования порядка15 млн. руб. (например, «Когерентное оптическое излучение полупроводниковых соединений и структур») можно считать хорошо финансируемыми.

Таким образом, финансирование научных работ РАН совершенно недостаточно. Соответственно, каких-либо ресурсов экономии или перераспределения средств в Академии наук практически нет. Сейчас удается получать важные научные   результаты за счет использования внебюджетных средств, огромного накопленного в Советское время потенциала  и энтузиазма наших ученых. Зарубежные ученые в таких условиях работать бы просто  не смогли. При этом необходимо отметить, что финансирование РАН за последние годы действительно существенно увеличилось. Ранее ситуация была просто катастрофичной, что привело и к старению экспериментальной базы и научной инфраструктуры, и к кадровому кризису, и резкому упадку  престижа ученого и т.д.  По мнению Профсоюза РАН руководство России в большом долгу перед российской наукой и нашими учеными. Очевидно, что для нормального функционирования науки в нашей стране (и, соответственно, РАН), ее финансирование в ближайшие годы должно быть выше, чем было бы необходимо в случае ее нормального развития.

Как видно из вышесказанного, руководство России даже еще не обеспечило   финансирование науки в объемах, необходимых для ее нормального функционирования. Говорить же о возврате долгов науке пока не приходится.

По мнению Профсоюза работников РАН финансирование гражданской науки должно составлять ~2% от ВВП России вместо выделяемых в настоящее время 0,3-0,4%, т.е. увеличено примерно в 5 - 6 раз. Своей ближайшей целью – на 2009 г. Профсоюз ставит увеличение финансирования РАН на ~24 млрд. руб. (до 71 млрд. руб.) с пропорциональным увеличением финансирования всей науки в России. Это обеспечит увеличение средней зарплаты за счет бюджетного финансирования научным сотрудникам РАН до ~ 40 т.руб. в месяц, а другим категориям сотрудников – до 32 т. руб. в месяц, увеличение «бюджетной» численности сотрудников РАН примерно на 5-6 тыс.   человек и увеличение всех остальных статей   расходов примерно на 50 %. Профсоюз рассматривает эти требования как минимальные и будет бороться за их реализацию.

Отметим, что эти требования даже меньше того , что РАН должна получить в соответствии с  графиком финансирования науки, разработанного на совместном заседании Совета Безопасности РФ, Президиума Государственного Совета РФ и Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям и утвержденного Президентом РФ в процентах от расходной части бюджета и установления объема финансирования РАН в размере примерно 30-35% от общего финансирования гражданской науки. Отметим, что этот график демонстрировался Президентом РАН Ю.С. Осиповым на Общем Собрании РАН в мае этого года.

В рамках выполнения этого документа финансирование гражданской науки России в 2009г. должно составлять 270млрд.р., а РАН порядка 85млрдр. (Профсоюз будет настаивать на реализации этого графика в полном объеме, начиная с 2010 г.).

Ситуация же с возможностями корректировки и финансирования РАН на 2009 г. такова:
Насколько нам известно, решение о корректировке увеличение бюджета РАН в 2008 г. примерно на 3 млрд. руб. Правительством РФ и Государственной Думой РФ будет принято (компенсация на увеличение выплат за надбавки за степень и увеличение зарплаты «ненаучным» сотрудникам РАН на 14% с 1 февраля 2008 г.). На эту же величину будет увеличено и  финансирование 2009 г. Можно так же рассчитывать на то, что финансирование РАН в 2009 г. будет увеличено на 3.9 млрд. руб. за счет переброски средств из Министерства образования и науки. Возможно так же увеличение финансирования РАН примерно на 5 млрд. руб. за счет общей индексации бюджета РФ. Таким образом, общее возможное увеличение бюджета РАН на 2009 г. составляет примерно 11 млрд. руб. Можно еще рассчитывать на поступление дополнительных средств на развитие приборной базы РАН ( о такой возможности говорили на общем собрании РАН в мае с.г. Председатель Правительства РФ В.В. Путин и Президент РАН Ю.С. Осипов). По этой статье может в 2009 г. так же поступить несколько млрд. руб.
Таким образом, дефицит средств для реализации позиции Профсоюза составляет примерно 10-11 млрд. руб. Профсоюз будет ставить вопрос о необходимости увеличения   финансирования РАН в 2009 г. как минимум на эту сумму перед Президиумом РАН, настаивая так же на соответствующем увеличении финансирования всей науки России перед руководством страны.

Наиболее реальным механизмом получения этих средств является реализация в отношении РАН постановления Правительства РФ о 30% увеличении фонда оплаты труда бюджетным организациям, которые с 1 декабря 2008г. переходят на отраслевую систему оплаты труда.

Если же финансирование науки не будет доведено  хотя бы до минимально разумных размеров, то все слова о переходе России на инновационный путь развития и превращению   ее в страну высоких технологий останутся пустым звуком.

Надеемся на поддержку нашей позиции не только со стороны сотрудников РАН, но и всех, кому дорога российская наука и будущее нашей страны.

Председатель Совета профсоюза работников РАН В.Ф.Вдовин

 

©РАН 2018