http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=2edeea57-0387-4552-98ea-5617a62399d0&print=1
© 2024 Российская академия наук

Общим курсом. РАН заручается поддержкой разных ветвей власти

12.03.2018



Президент Российской академии наук Александр Сергеев выступил в Совете Федерации в рамках проекта “Время эксперта”. Он рассказал о том, что руководство и ученые РАН делают для усиления роли академии и российской науки в целом, а также о внесенных недавно в Госдуму поправках в закон о РАН.

Александр Сергеев отметил, что закон о Российской академии наук, принятый в 2013 году, отделил ее от институтов, но теперь ситуация начинает существенным образом меняться - на всех уровнях государственной власти приходит понимание того, что роль РАН должна быть более значимой.

Рассказывая о непростой судьбе РАН, академик вспомнил состоявшуюся недавно встречу с президентом Академии наук Латвии Ояром Спаритисом. “Мы с ним обсуждали наши академии. Я спросил, как у них дела. Он ответил, что с Латвийской АН такое же случилось еще в 1992 году. Сейчас наука в Латвии - это лишь несколько институтов, работающих в основном на освоении зарубежных грантов. Консолидирующей политики нет, - констатировал А.Сергеев и заверил парламентариев: - Мы таким путем не пойдем!”

Глава академии сообщил о направлениях работы по координации Стратегии научно-технологического развития России. По его словам, на первый план выходят ответы на “большие вызовы”, которые стоят перед страной. В их числе он назвал переход к цифровой экономике, персонализированной медицине, эффективной работе сельского хозяйства и энергетики, а также обеспечение безопасности государства.

По этим направлениям сейчас создаются межведомственные советы, которые будут представлять основные проекты и программы развития. “Цели ставятся “от потребителя”, - отметил Александр Сергеев. - А советы должны определить, имеются ли уже для их реализации соответствующие компетенции, кадры и ресурсы”. Координационный совет, который будет принимать окончательное решение, А.Сергеев назвал “интеллектуальным штабом страны”.

Глава РАН подробно рассказал членам Совета Федерации о поправках к закону о РАН, согласно которым у академии увеличивается объем полномочий. “Среди задач и возможностей РАН появляется очень важный пункт - прогнозирование научно-технологического и социально-экономического развития страны, - сказал Александр Михайлович. - Раньше этого не было. Была лишь экспертная функция. А теперь основная функция - прогнозирование. Это большое доверие”.

Однако для того чтобы эти задачи решались, РАН должна обладать соответствующими инструментами, заметил глава академии и привел в пример один из них: согласно законопроекту, РАН сможет вносить свои предложения по вопросам законодательства в органы госвласти.

“Кроме того, теперь мы получаем возможность не только в целом разрабатывать госпрограмму фундаментальных научных исследований в стране, но и организовывать ее выполнение, - подчеркнул докладчик. - По существу, мы становимся заказчиками работ для наших фундаментальных исследований, это очень важно”. Александр Сергеев также с удовлетворением отметил, что впервые в закон о РАН внесен пункт о том, что Академия наук должна участвовать “в возобновлении технического задела для обороны и безопасности страны”. Он считает, что хотя бы 1% оборонного бюджета России должен тратиться на научный задел.

Рассказывая о новом объеме полномочий РАН, связанном с международной научно-технической деятельностью, А.Сергеев заявил: “Нужно вести себя таким образом, чтобы мы увеличивали суммарный интеллект нации, чтобы ехали к нам, а не от нас”.

В заключение выступления глава РАН подчеркнул важность укрепления взаимодействия Российской академии наук и Совета Федерации. “После 2013 года мы потеряли сеть регионального влияния РАН, - посетовал А.Сергеев. - Нам надо бы ее восстановить. Я благодарен Валентине Матвиенко за то, что уже состоялось несколько встреч, мы наметили общую программу действий, скоро проведем совместное заседание Президиума РАН и Совета Федерации”.

По мнению академика, усилия ученых и парламентариев могут быть сосредоточены, например, на реализации стратегии пространственного развития страны. “Мы уже начали обсуждение различных подходов, поиск проектов, - отметил А.Сергеев. - Нет, например, стратегии распределения производительных сил в России, а это серьезно - такую стратегию нужно выстраивать”.

Андрей СУББОТИН, Поиск