http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=318c3214-8dac-4d05-b51b-94d5c03c77ea&print=1
© 2024 Российская академия наук

Ключевые тезисы: единые подходы к объединению интеллектуальных ресурсов и научной инфраструктуры организаций...

10.04.2015



Ключевые тезисы: единые подходы к объединению интеллектуальных ресурсов и научной инфраструктуры организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, в целях развития междисциплинарных научных исследований

Поставленный в ходе заседания Совета по науке и образования при Президенте Российской Федерации В.В. Путине 08.12.2014 года вопрос о необходимости наращивания проектов междисциплинарного характера в области фундаментальных исследований, требует проведения системных изменений в области организации науки. Определение единых подходов к объединению интеллектуальных ресурсов и научной инфраструктуры организаций, в целях развития междисциплинарных научных исследований, предусматривает определение механизмов, гарантирующих определение научного проекта как исследования на стыке различных дисциплин, свободное участие исследователя в научном проекте, формирование исследовательской команды под научный проект, безбарьерный доступ к исследовательской инфраструктуре.

 

Ключевые проблемы в организации междисциплинарных научных исследований

 

Организация и проведение научных исследований в рамках ПФНИ ГАН носит выраженно тематический характер. Наименования тем исследований, в своем подавляющем большинстве, являются междисциплинарными. Однако, по факту лишь малая часть из них выполняется во взаимодействии с исследователями из разных дисциплинарных областей, представляющими различные научные коллективы и институты. Тема исследования, как бы междисциплинарно она не была определена, остается прерогативой устоявшегося научного коллектива в рамках одного института. Как следствие, фундаментальные научные исследования, проводимые в рамках ПФНИ ГАН, носят тематически «шахтный» характер, фактически закрепляя темой на долгосрочную перспективу конкретную «научную дисциплину».

Сотрудники научных организаций, как правило, закреплены в штате на бессрочной основе. Штатное расписание фиксирует номенклатуру сотрудников организации, определяет структуру научных организаций. Лаборатории, отделы инкорпорированы в штатное расписание и определяют предельную численность научных сотрудников организации. Лаборатория как научный коллектив фиксируется номенклатурой должностей в штатном расписании. Наиболее распространённой моделью карьерного роста остается должностной рост сотрудника в рамках штатного расписания научной организации. 

Научное оборудование закреплено за научной организацией и составляет ее имущественный комплекс. Оборудование находится в лабораториях и используется для проведения исследований соответствующих структурных подразделений.  В научной организации оборудование распределено (закреплено) по научным темам, которые ведут соответствующие лаборатории, отделы. Исследователь (научный сотрудник), как правило, сам проводит опыты и исследования на отдельных приборах, в рамках той темы, которую ведет лаборатория. Доступ к научному оборудованию сотрудников из иных научных организаций затруднен. Практика проведения исследования на оборудовании чужого института или проведение опытных исследований по заказу иного института крайне редка. Следует констатировать, что исследования, проводимые в рамках ПФНИ ГАН, сопряжены со значительными межорганизационными барьерами в использовании исследовательской инфраструктуры научных организаций.

Бюджет организации на проведение научных исследований в рамках ПФНИ ГАН формируется от базы прошлых периодов.  Объем расходов распределяется между научными исследованиями в зависимости от расходов на содержание соответствующих научных подразделений (лабораторий, отделов) и, как правило, обеспечивает выплату заработной платы основного персонала, и часть расходов на содержание имущества.  Содержание лаборатории, являясь обоснованием базового бюджета организации, обеспечивает жесткую связь между темой исследования и бюджетом организации. В связи с тем, что смена темы исследований, как правило, предполагает изменения в структуре организации в виде появление новых лабораторий, научных секторов, появление нового направления или темы жестко ограничивается «потолком» базового финансирования. Смена тем исследований в рамках существующей структуры организации неэластично, исследователь, как правило, имеет выраженную тематическую приверженность.  

Базовые противоречия в организации фундаментальных и поисковых исследований

Тематика исследований, проводимых в рамках ПФНИ ГАН, формируется снизу на основании предложений научных лабораторий, ведущих научных сотрудников институтов. Предложенные темы рассматриваются в рамках нескольких экспертных площадок: ученый совет института, объединенный ученый совет регионального отделения РАН, тематическое отделение, в отдельных случаях темы исследований рассматриваются на президиумах региональных научных центров. Однако, значительная часть исследований, которые ведет научная организация в рамках ПФНИ ГАН, носит прикладной или ориентированный характер. Субъектом постановки задачи, научного поиска выступает исключительно научный коллектив или исследователь. Востребованность результатов исследований, которые по содержанию являются прикладными или ориентированными, и проведенными в рамках ПФНИ ГАН, со стороны реальной экономики, социальной сферы и государственного управления является критически низкой. Субъекты, которые могли бы выступить потребителями результатов исследований, на этапе планирования работ, выполнения и сдачи результатов, не участвуют.

Темы исследования, инициированные снизу научными организациями, программно или проектно не сопряжены, не обеспечивают комплексного решения технологической или социальной проблемы. Организация научных исследований в рамках ПФНИ ГАН не имеет системных интеграторов, которые бы обеспечивали интегральную сборку проводимых фундаментальных, прикладных или ориентированных исследований. Эта же касается исследований научных организаций, проводимых на уникальном оборудовании, оборудовании класса мега-сайнс, где организация планирования и проведения исследований не предусматривает механизмов инициации и интеграции проектов, которые могли бы программно вестись на таком оборудовании.

Как правило, предложенная институтом тематика «снизу» в форме утвержденного на ученом совете Плане научно-исследовательских работ (далее – План НИР) принимается без существенной корректировки. Тематические советы слабо заинтересованы в критическом отношении к представленным Планам НИР. В любом случае, базовое финансирование научной организации не меняется от пересмотра научной тематики. За утвержденным Планом НИР стоит научная организация, и пересмотр даже незначительной части базового финансирования в сторону уменьшения потребует сокращение штата и закрытие лабораторий. Обратной стороной дисциплинарного распределения оценки и координации исследований становится консервация сложившихся тематических направлений. Воспроизведение научных направлений и тем исследований в рамках тематических отделений характеризует дисциплинарную чистоту отделения. Она зеркально отражается соответствующим закреплением тем исследований в разделах и подразделах ПФНИ ГАН.  Формирование междисциплинарных исследовательских проектов, предусматривающих объединение интеллектуальных ресурсов и научной инфраструктуры, не может быть поддержано сложившейся организацией планирования, координации и проведения исследований в рамках тематических отделений.

Базовое финансирование научной организации, связанное с предоставлением субсидии на выполнение государственного задания, определяется от факта прошлого года. Оно может незначительно корректироваться в сторону увеличения или уменьшения в связи с изменением ценового фактора, изменением имущественного комплекса, закрепляемого за организацией, изменением налогового законодательства, централизованного увеличения заработной платы, но оно, не зависит от объемов проводимых исследований. Балансировка бюджетов организаций осуществляется по экономическим статьям вне зависимости от актуальности, приоритетности проводимых исследований. Бюджетируется учреждение, а не исследования. Как следствие, в рамках действующего механизма финансового обеспечения выполнения государственного задания сложно обеспечить интеграцию интеллектуальных ресурсов и научной инфраструктуры для реализации междисциплинарных (междорганизационных) исследовательских проектов. 

В целом следует отметить, что унифицированная организационно-правовая модель бюджетного учреждения, положенная в основу управления практически всеми научными организациями, слабо отвечает требованиям организации междисциплинарных исследований, предусматривающих объединение на срочной основе интеллектуальных ресурсов и научной инфраструктуры. Кроме того, для значительного числа научных организаций в рамках организационно-правовой модели бюджетного учреждения имеет место встроенный в систему управления конфликт интересов у директора бюджетного учреждения науки как руководителя организации (распорядителя финансовых ресурсов, администратора имущественного комплекса, работодателя) и руководителя научного направления (лаборатории, института, научной школы).

Действующая система планирования, координации и проведения фундаментальных и поисковых научных исследований не нацелена на организацию междисциплинарных исследований, проектов и программ, прежде всего в силу того, что она обременена встроенными базовыми противоречиями.

Характеристика проводимых исследований и действующих научных организаций

При подготовке предложений по объединению интеллектуальных ресурсов и научной инфраструктуры необходимо в первую очередь исходить из характера проводимых исследований, учитывать сложившуюся организацию исследований. Анализ ПФНИ ГАН позволяет выделить несколько типов научных исследований, к которым тяготеют практически все исследования, проводимые в ее рамках академическими научными организациями (см. Приложение 1):

- дисциплинарные фундаментальные научные исследования;

- (фундаментальные) научные исследования междисциплинарного характера;

- поисковые (ориентированные) научные исследования, в том числе обладающие потенциалом коммерциализации (практического применения) результатов;

- научные исследования общественно значимых проблем и процессов.

Действующая организация исследований, сложившаяся в ходе советского периода, существенно трансформировавшаяся в постсоветский период, представляет собой очень разнородное множество академических институтов, в котором можно выделить несколько характерных типов научных организаций. Эти типы в своей основной массе определяются типом проводимых исследований. Кроме того, среди научных институтов выделяется особый класс организаций, особенностью которых является масштаб исследовательской инфраструктуры, находящихся у них на балансе (оборудования класса мага-сайнс, уникальное оборудование). Учет сложившейся типологии научной организации необходим для подготовки предложений по наиболее эффективному (результативному) объединению интеллектуальных ресурсов и исследовательской инфраструктуры. Так, с некоторым упрощением, могут быть выделены следующие типы научных организаций характерные для текущей организации научных исследований:

- научные организации - признанные мировые лидеры в области фундаментальных исследований;

-научные организации, являющиеся головными (ведущими) организациями в проведении поисковых (ориентированных) прикладных исследованиях и опытно-конструкторских работах в определенной технологической области;

- научные организации, выполняющие исследования на установках класса мега-сайнс, уникальном исследовательском оборудовании;

- научные организации, выполняющие как фундаментальные, так и поисковые (прикладные) научные работы разного уровня и качества;

- научные организации, выполняющие поисковые научные работы и оказывающие медицинские или инженерно-технические услуги (экспертизы, лабораторные анализы и исследования);

- научные организации, занимающиеся изучением общественно значимых проблем.

Научные организации, которые ведут фундаментальные научные исследования (как дисциплинарные, так и междисциплинарные) на международном признанном уровне, совместно с организациями, имеющими установки мега-сайнс, определяют ядро научно-исследовательского сектора страны. Своими исследованиями они обеспечивают конкурентное присутствие российской науки в мировой, являясь драйверами развития фундаментальной научной мысли. Среди них выделяются научные организации, являющиеся национальными научными школами, которые признаны в качестве таковых в мировом научном сообществе. Эти организации не только ведут исследования на признанном в мире высоком научном уровне, но и являются хранителями культуры научной мысли в России. Примером организаций такого типа являются Математический институт им. В.А. Стеклова РАН, Институт теоретической физики им. Л.Д. Ландау РАН, Санкт-Петербургское отделение Математического института им. В.А. Стеклова РАН, Физический институт им. П.Н. Лебедева.

Отдельный тип научных организаций составляют академические институты, на балансе которых находится уникальная исследовательская инфраструктура (установки мега-сайнс, уникальное научное оборудование). Научные организации, обладающие установками мега-сайнс или уникальным дорогостоящим оборудованием, способны проводить уникальные научные исследования. Их уникальность определяется ограниченностью такой инфраструктуры в мире. Как правило, возможность проведения исследований на оборудовании такого типа востребовано во всем мире, что выступает естественной основой для их включения в программы международного научного сотрудничества, формирования на их основе международных научных консорциумов. Примерами организаций такого типа являются Институт ядерных исследований РАН, Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН, Институт прикладной физики РАН, Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН. Их аналогами за пределами сети научных организаций, подведомственных ФАНО России, выступают НИЦ «Курчатовский институт», Объединённый институт ядерных исследований (ОИЯИ).

Среди академических институтов есть небольшая часть научных организаций, являющихся головными (ведущими) организациями в проведении поисковых (ориентированных) прикладных исследованиях и опытно-конструкторских работах в определенной технологической области. Их аналогами за пределами сети организаций, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, выступают государственные научные центры. Особенностью организаций такого рода является их технологическая цельность, направленная на обеспечение комплексного решения научных и опытно-конструкторских задач в определенной технологической области. Как правило, эти научные организации имеют развитую экспериментальную базу, инжиниринговую инфраструктуру. Они же выступают головными НИОКР-центрами в отраслевых программах технологической модернизации. Примером организаций такого типа являются Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН, Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука  СО РАН.

Наиболее распространённым среди научных институтов является тип небольшой или средней научной организации, занимающейся исследованиями в определённой тематической области, выполняющей как фундаментальные, так и поисковые (прикладные) исследования. Исследования ведутся различными научными лабораториями, отделами, в которых отражена тематическая преемственность. Уровень исследований, в своей основной массе, средний, однако, практически в каждом институте имеется одна или несколько лабораторий выполняющих исследования на высоком научном уровне. Наличие указанных лабораторий в структуре института обеспечивает его конкурентную специализацию в научном мире. Наиболее типичными примерами научных организаций такого типа являются институты региональных научных центров.

В ходе реформы Российской академии наук произошло объединение и перевод в ведение ФАНО России научных организации, ранее подведомственных РАСХН и РАМН. В деятельности указанных институтов научные исследования носят прикладной характер, и кроме того, они широко оказывают услуги медицинского, инженерно-технического характера, отдельные институты сельскохозяйственного профиля имеют собственное опытно-экспериментальное производство. Эти научные организации имеет различный уровень оснащенности лабораторным и иным научным оборудованием. Среди них есть крупные научные (научно-клинические) центры и небольшие опытные станции. Примером организаций такого типа являются Российский научный центр хирургии им. Б.В. Петровского, Всероссийский научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства,

И последним типом научной организации являются институты, которые ведут исследования в области общественных и гуманитарных наук. Эти научные организации нацелены на изучении общественно значимых проблем и процессов. Примерами организаций такого типа являются Институт мировой экономики и международных отношений РАН, Институт археологии и этнографии СО РАН, Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства, Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко.

Единые подходы к объединению интеллектуальных ресурсов и научной инфраструктуры

Предлагаемые подходы исходят из необходимости организации фундаментальных и поисковых исследований с учетом сложившейся типологии сети научных организаций, возможности институционализации механизмов формирования и координации исследований на уровне ассоциированного представительства научных организаций, программного управления научными исследованиями.

Объединение интеллектуальных ресурсов и научной инфраструктуры предусматривает систему мер, направленных на изменение правовых (институциональных) структур организации проведения исследований, учитывает характер и масштаб проводимых исследований, и разворачивается на различных уровнях координации и объединения ресурсов и инфраструктур:
в области организации координирующих и интегрирующих структур:

- на макроуровне: формирования и координации исследований на уровне ассоциированного представительства (в форме ассоциаций, обществ) научных организаций, тяготеющих к одному типу и схожих по характеру проводимых исследований (модель, тяготеющая к организации немецких научных обществ);

- на мезоуровне: координация и проведение исследований консорциумом (интегратором) в рамках отдельных научно-исследовательских программ (подпрограмм) и проектов;

- на микроуровне: объединение научных организаций и формирования центров исследований и компетенций на базе единого имущественного комплекса (в рамках реструктуризации научных организаций).

в области перехода к организации исследований на базе научно-исследовательских программ и проектов:

- формирование программы фундаментальных исследований (дисциплинарного и междисциплинарного характера), программы исследований, реализуемых в рамках использования установок мега-сайнс и уникального оборудования, программы поисковых (ориентированных/прикладных) исследований и программы исследований, направленных на изучение общественно значимых проблем и процессов.

Базовое предложение состоит в необходимости учета сложившейся типологической конфигурации исследований и научных организаций при формировании структур координации в организации планирования и проведения исследований на уровне ассоциированного представительства (обществ, ассоциаций) научных организаций тяготеющих к одному типу и схожих по характеру проводимых исследований. Координирующая роль сформированных по типологической идентичности ассоциаций (обществ) обеспечит исходную сборку потенциалов научных организаций (интеллектуальных ресурсов и научной инфраструктуры). Так, в первом приближении возможно выделение следующих ассоциаций:

- национальных исследовательских институтов (по образу общества М. Планка), занятых проведением дисциплинарных и междисциплинарных фундаментальных исследований на самом высоком уровне. Выделением национальных исследовательских институтов, являющихся национальной научной школой;

- федеральных (национальных) исследовательских центров (по образу сообщества им. Гельмгольца), ведущих исследования на уникальной исследовательской инфраструктуре (установки мега-сайнс, уникальное научное оборудование), обеспечивающих участие российских научных коллективов в консорциумах международных исследовательских программ, выступающих центрами коллективного пользования мега-класса;

- федеральных научных (научно-технологических) центров (по образу общества им. Фраунгофера), выполняющих поисковые и прикладные научные исследования в различных областях экономики, социальной сферы, обеспечения обороноспособности, государственного управления, в рамках отдельных программ и проектов самостоятельно и в структуре консорциумов;

- высших школ общественного (гуманитарного) знания (по образу общества им. Лейбница), выполняющих широкие исследования общественно значимых проблем и процессов.

Предлагаемый формат координации научных исследований не отменяет дисциплинарную рубрикацию исследований в рамках единой программы фундаментальных исследований, как и тематическое выделение отделений Российской академии наук. Кроме указанных типов научных организаций в структуре научного сектора предусматриваются:

- государственные научные центры как головные организации (НИОКР-центры) в отдельных технологических областях, являющихся критически важными для обеспечения обороноспособности, импортонезависимости и обеспечения технологического преимущества;

- региональные и тематические исследовательские центры, выполняющие широкий фронт исследований в самых различных областях науки и являющиеся основным типом научных организаций в стране;

- высшие учебные заведения.

Координация исследований в рамках ассоциированного представительства научных организаций осуществляется в формате национальных научно-исследовательских программ.  В совокупности все программы могут представлять собой Единую программу научных исследований или Национальную исследовательскую инициативу. Так, в первом приближении выделяются следующие национальные научно-исследовательские программы:

- программа национальных исследовательских институтов;

- программа федеральных (национальных) исследовательских центров;

- программа федеральных научных центров;

- программа высших школ общественного (гуманитарного) знания;

- программа поддержки фундаментальных и поисковых научных исследований;

- программы государственных научных центров.

Формирование программ (за исключением программы поддержки фундаментальных и поисковых научных исследований и программ государственных научных центров) осуществляют соответствующие ассоциации (общества).  Координация исследований в рамках каждой программы, подходы к ее структурированию, механизм реализации программы и финансового обеспечения определяется характером проводимых исследований и задачами, которые должны решаться в рамках нее. Программы предусматривают внутри себя связанные подпрограммы, структурированные в разрезе отдельных исследовательских проектов.  Единый учет всех исследований обеспечивается общим сквозным рубрикатором.

Программа национальных исследовательских институтов формируется на основе программ исследований национальных институтов.

Программа федеральных (национальных) исследовательских центров формируется исходя из необходимости эффективной загрузки уникального оборудования, обеспечения максимально полного участия российских научных коллективов в международных исследовательских программах, привлечения лучших иностранных ученных, создание совместных лабораторий на базе российской уникальной исследовательской инфраструктуры. Программа формируется в разрезе отдельных подпрограмм на базе соответствующего уникального оборудования.  Реализацию подпрограммы, в том числе конкурсный отбор участников, обеспечивает консорциум подпрограммы федеральный (национальный) исследовательский центр. 

Программа федеральных научных центров формируется из необходимости максимально полного обеспечения включения исследований, их результатов в сферу реальной экономики, социальной сферы, процессов государственного управления. Общую координацию программы осуществляет координационный совет программы, сформированный с участием представителей крупного бизнеса, ассоциаций малого и среднего бизнеса, руководителей федеральных и региональных органов власти. Программа структурируется в разрезе отдельных подпрограмм. Подпрограмма формируется в целях решения отельных технологических или отраслевых задач и структурируется в разрезе отдельных исследовательских (технологических) проектов. Реализацию каждого проекта, в том числе конкурсный отбор участников, обеспечивает консорциум, выбор которого в рамках программ осуществляет совет подпрограммы. Бюджет проекта, которым оперирует консорциум, формируется из бюджетных средств и средств участников проекта.

Программа высших школ общественного (гуманитарного) знания направленна на обеспечение проведения широких исследований общественно значимых проблем и процессов. Общую координацию программы осуществляет Координационный совет программы. Программа структурирована на отдельные подпрограммы и исследовательские проекты. Отбор исследований в рамках отдельных проектов или подпрограмм осуществляется на основе прозрачных конкурсных процедур.

Программа поддержки фундаментальных и поисковых исследований формируется Российской академией наук и призвана обеспечить проведение широкого фронта исследований научными и образовательными организациями (региональными и тематическими исследовательскими центрами, высшими образовательными учреждениями, негосударственными организациями). Общую координацию программы осуществляет Координационный совет программы. Программа структурирована на отдельные подпрограммы и исследовательские проекты. Отбор исследований в рамках отдельных проектов или подпрограмм осуществляется на основе прозрачных конкурсных процедур. Реализацию программы обеспечивают фонды поддержки научных исследований.

Государственные научные центры ведут исследования в рамках отдельных программ, обеспечивающих реализацию ими задач головных НИОКР-центров в области отдельных национальных технологических проектов. Они же реализуют функции консорциума.

Реализация предложенного механизма координации исследований, обеспечивающего интеграцию интеллектуальных ресурсов и научной инфраструктуры, на уровне ассоциированного представительства научных организаций и консорциумов потребует пересмотр механизма бюджетирования как научных организаций, так и исследований, проводимых в рамках различных программ. Механизм финансирования должен в максимальной степени обеспечивать эффективное проведение исследований в рамках выделенных национальных научно-исследовательских программ.

Модель финансового обеспечения научной организации предусматривает доведение в рамках базового финансирования объема средств, рассчитанного в соответствии с нормативами, на содержание имущества, административно-управленческого персонала, технического персонала и ведущих научных сотрудников – руководителей научного направления. Объем средств непосредственно необходимый для проведения исследования обеспечивается участием научной организации в исследовательском проекте или программе.

Могут предусматриваться отдельные особенности в финансировании научных организаций – участников ассоциаций:

- для национальных исследовательских институтов объем базового финансирования может быть расширен за счет увеличения числа ведущих научных сотрудников, учитываемых при расчете объема нормативных затрат. Кроме того, для национальных исследовательских институтов, признаваемых национальной научной школой, может предусматриваться крупный долгосрочный грант (не мене 5 лет) на проведение исследований в рамках научной школы, покрывающий все расходы на содержание соответствующего национального института.

- для федеральных (национальных) исследовательских центров объем базового финансирования учитывает максимально эффективный режим работы уникального оборудования, который собственно выступает базой для определения эффективного набора исследовательских проектов, проводимых в рамках соответствующих подпрограмм.

Кроме того, предлагаемые подходы к интеграции интеллектуальных ресурсов и научной инфраструктуры потребуют уточнить и расширить объем научно-методического руководства, которое должно осуществляться Российской академией наук. Так, в рамках научно-методического руководства должны быть предусмотрены:

- координация работ по формированию национальных научно-исследовательских программ в рамках ассоциаций (сообществ) научных организаций;

- формирование программы поддержки фундаментальных и поисковых научных исследований, координация проводимых в рамках нее исследований;

- наделение национальных исследовательских институтов статусом национальных научных школ;

- наделением исследователя статусом руководителя научного направления.

Кроме того, интеграция интеллектуальных ресурсов и научной инфраструктуры обеспечивается за счет объединения научных организаций и формирования центров компетенций на базе единого имущественного комплекса с учетом:

- обязательности объединения на основе междисциплинарных исследовательских проектов, обеспечивающих долгосрочную конкурентную специализацию исследовательского (научного) центра (организации);

- обеспечения безбарьерного доступа к исследовательской инфраструктуре (в структуре исследовательского центра сформирован ЦКП), наличием программы исследовательского (научного) центра для обеспечения эффективной фондовооруженности исследователя;

- организации и предоставления дополнительных сервисов (образовательные, инжиниринговые, консалтинговые, технические услуги, иное). Тогда в рамках программы предусматривается последовательное формирование исследовательского (научного) центра с высоким потенциалом развития науки, образования и инноваций;

- первичной инициации научными организациями интеграционных проектов на микроуровне, что должно быть обеспечено сильным административным менеджментом при поддержке авторитетного научного сообщества; 

- наличия достаточного базового финансирования, проработки механизмов обеспечения развития исследовательского (научного) центра за счет дискреционных источников финансирования.

Реализация предлагаемых преобразований потребует внесения изменений и дополнений в следующие федеральные законы:

- «О науке и научно-технической деятельности»;

- «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

- Трудовой кодекс; 

- «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
а также внесение изменений и разработку значительного числа подзаконных актов.



Источник: Профсоюз работников РАН