http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=31d6461d-0197-4d0d-88d0-8aae467c559d&print=1
© 2024 Российская академия наук

Проект "Марс-500"- моделирование нештатной ситуации

28.04.2011

-

Моделирование нештатной ситуации, имитирующей высокую степень автономности экипажа

(проводилась в рамках эксперимента «Изучение особенностей коммуникации экипажа с внешним миром»)

В рамках проекта «Марс-500» было завершено моделирование нештатной ситуации, имитирующей высокую степень автономности экипажа. Под высокой автономностью понимается продолжительный период времени (в данном случае – одна неделя), в ходе которого экипаж самостоятельно составлял распорядок дня и принимал решения по реализации программы эксперимента.

Как известно, в ходе межпланетного полёта высокая автономность вполне возможна и может быть обусловлена физическими факторами (напр., вспышка на Солнце, вызывающая достаточно продолжительное полное прекращение связи экипажа с Землёй). Несомненно, это серьёзный стресс-фактор, изучение которого в рамках проекта «Марс-500» представляется актуальным и научно значимым.

В исследованиях Григорьева А.И. и др. (2004 г.) было показано, что высокая автономность может являться фактором, позитивно влияющим на операционную активность, настроение членов экипажа, желание принимать самостоятельные решения, вносить различные предложения. В тоже время особенности взаимодействия в контуре «экипаж-ЦУП» являются малоизученными. В частности, в случае длительного прекращения связи можно предполагать, что появятся как ощущения потери контроля над ситуацией, так и облегчение от отсутствия этого контроля.

Перед проведением данной нештатной ситуации экипажу было сообщено, что в связи с перебоями со связью в течение недели не будут работать коммуникационные сети, и полностью прекращается связь с ними.

На время проведения данного эксперимента наземные службы поддержки прекратили передачу экипажу радиограмм, видеосообщений, личных писем и информационных новостных блоков. Так же была отключена телемедицинская система. Однако, в целях обеспечения безопасности экипажа, не отключалась аварийная связь и камеры видеонаблюдения.

В качестве методов исследования реакций экипажа и ЦУП на данную нештатную ситуацию были использованы индивидуальные актиграфы, видеонаблюдение и анкетирование.

Пресс-служба ИМБП