Заключение РКК по результатам обсуждения проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, а также финансовых инструментов и механизмов поддержки научной деятельности в Российской Федерации»

11.04.2013



МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ
“ЗА СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ”

(Профобъединение “РКК-Наука”)

Адрес для почты: 119334, Москва, Вавилова 30/6, офис 14-16, тел.: 499-135-30-16, 8-916-228-18-90
факс 499-135-30-35; E-mail: rkk-nauka@inbox.ru
05 апреля 2013 г. №04-02


 

Министру образования и науки
Российской Федерации
Д.В.Ливанову

На основании статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» направляем Вам для учёта мнения профсоюзного объединения Заключение, которое подготовлено по результатам обсуждения в коллективах научных организаций – членов и участников деятельности Межрегионального объединения профсоюзных организаций проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, а также финансовых инструментов и механизмов поддержки научной деятельности в Российской Федерации», предложенного к общественному обсуждению Министерством образования и науки Российской Федерации (http://минобрнауки.рф/документы/3189).
Приложение: Заключение – на 5 листах.

Председатель Межрегионального объединения профсоюзных организаций научных центров и учреждений «За сохранение и развитие научно-технического потенциала страны»
А.С.Миронов

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕпо результатам обсуждения проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, а также финансовых инструментов и механизмов поддержки научной деятельности в Российской Федерации», предложенного к общественному обсуждению Министерством образования и науки Российской Федерации

 

Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, а также финансовых инструментов и механизмов поддержки научной деятельности в Российской Федерации» (далее – Проект) в редакции, выложенной на сайте в файл http://минобрнауки.рф/документы/3189/файл/1980/13.03.21-научные-работники.pdf, не может быть поддержан по следующим причинам.

1. Статьёй 1 Проекта предлагается дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации новой главой 52.1 «Особенности регулирования труда научных работников», содержание которой ограничивается лишь особенностями заключения и прекращения трудового договора с научными работниками и введением длительного отпуска научных работников. Учитывая то обстоятельство, что законопроект разрабатывается во исполнение Поручения Президента Российской Федерации П-3048 (далее – Поручение, выложено на сайте президент.рф/поручения/16840#assignment_0), существенным является анализ соответствия круга регулируемых вопросов и задания на разработку проекта. Ни в стенограмме заседании Совета по науке и образованию 29 октября 2012 г., ни в подготовленном по его итогам Поручении  нет предложений о разработке нормативов по установлению возрастных ограничений на занятие должностей научных работников в научных организациях и образовательных организациях. Разработчики Проекта безосновательно вводят такие ограничения в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс) новыми статьями 336.1 и 336.3. Статьей 336.1 устанавливается круг должностей, занятие которых разрешается до определенного возраста, устанавливается возрастной предел в 60-65 лет и предусматривается возможность лицу, занимающему руководящую должность, осуществить перевод на иные должности, соответствующие его квалификации. Статьей 336.3 этот круг должностей и возрастной предел распространяется на все должности научных сотрудников. Таким образом, в принципе исчезает возможность заниматься научной деятельностью. Разработчики Проекта не учитывают при этом запрет на дискриминацию по возрасту в трудовых отношениях и существующих гарантий трудовых прав, данных частью 2 статьи 19, статьей 17 Конституции  Российской Федерации, статьями 3 и 64 Трудового кодекса, и разъяснения Конституционного суда Российской Федерации, данные его  Постановлением от 27 декабря 1999 г. №19-П.
Применение указанных возрастных ограничений с учётом 90-дневного срока введения закона в действие согласно статье 3 (второй по счёту статьи 3) Проекта приведёт к массовым увольнениям от одной трети до половины активно и эффективно работающих научных сотрудников в стране, приведёт к срыву выполнения Программы фундаментальных исследований государственных академий наук, практически всех федеральных и целевых программ, осложнит достижение показателей Государственной программы «Развитие науки и технологий», многих договорных работ и тем, вызовет волну массового протеста против такого решения кадрового вопроса, создаст угрозу безопасности государства и стабильности общества.

2. Проект не учитывает итогов проведённого в Российской академии наук пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных сотрудников и руководителей организаций согласно постановлению Правительства РФ от 22 апреля 2006 года №236 и того факта, что в других государственных академиях, в учреждениях Росатома, Росгидромета и других ведомств по причине риска неустойчивости финансирования всё ещё действуют системы оплаты труда на основе давно упразднённой Единой тарифной системы. Что касается итогов пилотного проекта в РАН, то надо отметить установившийся и позитивно воспринятый порядок сочетания конкурсных механизмов замещения вакантных должностей с периодически осуществляемой аттестацией научных сотрудников. Мы считаем нецелесообразным и противозаконным объявление конкурсов по должностям, замещаемым на основании бессрочных трудовых договоров, в отношении сотрудников, успешно прошедших аттестацию. Также не видим оснований для слома механизма выборов при замещении должностей руководителей научных организаций. Это предусмотрено уставами академий наук и это реализуется на практике.

3. Проект предполагает установление новых форм организации труда научных работников – коллективы исследователей и консорциумы организаций. Вопросы взаимодействия участников этих объединений с действующими структурами и возникающая при этом необходимость совершенствования трудовых отношений, особенностей налогообложения в законопроекте совершенно не отражены. Отсутствие их учёта способно породить массовые и глубокие конфликты, не говоря уже о возможностях нецелевого расходования средств и развитии криминальных схем «распила» бюджетных средств.

4. Действующий закон «О науке и государственной научно-технической политике», пункт 1 статьи 12, требует совместной разработки с государственными академиями наук вопросов формирования научной политики. На деле не видно привлечения РАН и академий к разработке проекта нового закона. Здесь снова, помимо уже затронутых вопросов трудовых отношений, возникает масса вопросов организационного свойства, относящихся к обеспечению сочетания предлагаемых новаций с реализацией утверждённой Правительством Программы фундаментальных исследований государственных академий наук, достижения целевых показателей Государственной программы «Развитие науки и технологий» и целого ряда других программ, в исполнении которых участвуют работники науки.

5. Разработчики не предусматривают закрепления в законе столь важных для широкого слоя научных работников особенностей регулирования их труда, как выплаты за учёные степени кандидатов и докторов наук, а также удлинённые ежегодные оплачиваемые отпуска. Необходимо отметить в связи с дебатами о характере отмеченных выплат следующее. Они были введены Указом Президента России в 1993 году именно как дополнительные выплаты к окладам учёным со степенью в целях улучшения их материального положения. Компенсационный характер этих выплат, основанный на более высокой квалификации, подтвержденной много лет успешно действовавшей в стране системе аттестации научных кадров, не противоречит Трудовому кодексу, как это утверждают в последнее время представители Министерства образования и науки. В части первой статьи 129 Трудового кодекса сказано: «Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)». Как видно, в круг компенсационных выплат входят «и иные выплаты компенсационного характера», явно не заданные Трудовым кодексом, но в силу части первой (первых двух абзацев) статьи 5 Трудового кодекса способных быть оформленными в иных федеральных законах. Они до сих пор определены в федеральных законах «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и «О науке и государственной научно-технической политике» и не были оспорены. С введением в действие с 1 сентября 2013 года закона «Об образовании в Российской Федерации» реальна угроза отмены выплат за учёные степени. Такая отмена несвоевременна, поскольку одномоментно не заработают механизмы повышения заработной платы вследствие намечаемой проектом  перестройки работы научно-технического комплекса. Необходимо на какое-то время поддержать квалифицированные кадры в науке до реального улучшения их материального положения.

В связи с изложенным мы предлагаем привлечь государственные академии наук к подготовке нового Проекта, проведение переговоров в рамках социального партнерства с участием профсоюзов, представляющих работников науки - Профсоюза работников РАН, Межрегионального объединения профсоюзных организаций научных центров и учреждений «За сохранение и развитие научно-технического потенциала страны», - работодателей в лице представителей государственных академий наук и ведомств и, с третьей стороны, представителей органов государственной власти (Минобрнауки России, Минтрудсоцзащиты России, Минэкономразвития России, Минфина России).

Председатель Межрегионального объединения профсоюзных организаций научных центров и учреждений «За сохранение и развитие научно-технического потенциала страны» А.С.Миронов


 

Источник: Профсоюз работников РАН

©РАН 2020