Платформа «Россия – страна возможностей» запустила 41 Центр компетенций на базе университетов в 21 регионе России в 2021 году

22.12.2021



Состоялось второе заседание экспертного совета проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях». Проект был создан во исполнение п. 5 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам второго заседания Наблюдательного совета АНО «Россия – страна возможностей», которое прошло 26 марта 2021 года. На заседании экспертного совета были представлены промежуточные результаты реализации проекта в 2021 году, истории успеха взаимодействия студентов и работодателей, намечены новые векторы развития и подписано соглашение с АНО «Национальное агентство развития квалификаций».

Экспертный совет проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях» возглавляют министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков, президент Российской академии наук (РАН) Александр Сергеев и генеральный директор президентской платформы «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров. В состав совета входят ректоры ведущих российских университетов, заместители министров просвещения, труда и социальной защиты, цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, курирующих вопросы высшего образования, а также главы корпоративных университетов госкорпораций и представители бизнеса.

Экспертный совет является коллегиальным органом, который проводит оценку со стороны профессионального сообщества по вопросам качества и объективности методов диагностики, оценки и развития универсальных надпрофессиональных компетенций у студентов и молодежи, а также их применимости и востребованности у работодателей.

Для реализации этих задач на базе российских университетов в этом году заработали 41 Центр компетенций. Платформа «Россия – страна возможностей» обеспечивает методологическую и организационную поддержку университетам.

«Крайне важной считаю нашу совместную работу с Минобрнауки и российскими вузами по созданию сети Центров компетенций. Мы видим, что проект чрезвычайно востребован. В этом отношении очень показательно количество университетов, на базе которых работают Центры. В июле на первом заседании экспертного совета предполагалось открытие 25 Центров. Сейчас проект насчитывает 41 Центр компетенций в 21 регионе России, мы представлены в каждом федеральном округе страны. И среди университетов запрос на Центры только растет. На данный момент в проект вовлечены более 70 тысяч студентов, и эта цифра с каждым днем увеличивается. Планируется, что к 2023 году порядка 300 тысяч студентов пройдут диагностику компетенций», – рассказал генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей», сопредседатель экспертного совета Алексей Комиссаров.

В Центрах компетенций студенты сначала проходят диагностику своих универсальных надпрофессиональных качеств, а затем занимаются их развитием. После тестирования строится индивидуальный профиль каждого студента, на основе которого Центры компетенций предлагают ребятам формирование личных образовательных траекторий, помогают подобрать необходимые образовательные программы и соединяют с подходящими работодателями.

«В списке Центров компетенций представлена часть университетов, победивших в программе «Приоритет-2030». При этом часть вузов не представлена. Вместе с тем, было бы крайне важно обратиться и к ним. Им для того, чтобы выполнить свои программы, нужно взаимодействовать с Центрами компетенций. Вопрос управленческих компетенций является для таких университетов одним из основных», – поделился президент Российской академии наук и сопредседатель экспертного совета Александр Сергеев.

От имени Министерства науки и высшего образования Российской Федерации выступил заместитель министра Григорий Гуров. В своем выступлении он подчеркнул важность Центра компетенций для деятельности ведомства: «Мы, Министерство науки и образования Российской Федерации и АНО «Россия – страна возможностей», в тестовом режиме уже используем возможности Центров компетенций. Сейчас идет процесс отбора в Совет обучающихся при Минобрнауки России, и мы уже ведем оценку молодых людей с помощью того инструментария, который есть в АНО «Россия – страна возможностей». Это нам серьезно помогает анализировать информацию. Надеемся, что сможем и в дальнейшем использовать эти результаты».

Руководитель департамента методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» и ответственный секретарь экспертного совета Дмитрий Гужеля рассказал о векторах развития проекта. «У нас сформировалось три больших направления развития и масштабирования Центров компетенций. Как оказалось, Центры компетенций функционируют не только в формате оценки и развития компетенций студентов для помощи им в трудоустройстве (на уровне субъектов Российской Федерации Центры компетенций действуют как точки подбора молодых кадров для регионов и работодателей).

Они также работают на развитие управленческого кадрового потенциала самих вузов. К нам поступают многочисленные запросы от университетов, которые хотели бы оценить и прокачать свой профессорско-преподавательский состав. К настоящему времени уже есть договоренности со многими вузами о начале такой работы.

Наравне с этим Центры компетенций эффективно обеспечивают формирование молодежного кадрового резерва – выделение будущих лидеров и акторов изменений на базе университетов».

Руководитель отдела аналитики департамента методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» Екатерина Степашкина поделилась промежуточными результатами в части уровня выявления компетенций у студентов: «Протестированных студентов можно условно разделить на три группы. Во-первых, «сбалансированные» (51%) – ребята, у которых в равной степени проявляется каждая из компетенций, но они все равно в полной мере не соответствуют профилям, которые хотели бы видеть работодатели. Во-вторых, студенты, которых мы условно назвали «нерезультативные педанты» (26%) – явно видно, что у них пониженная ориентация на результат, низкая стрессоустойчивость, они склонны строго следовать правилам, но при этом вряд ли будут прикладывать усилия, чтобы доходить до необходимого результата. В-третьих, профиль «уравновешенных достигаторов» (23%) – это студенты, которые показывают очень высокие результаты по стрессоустойчивости и ориентации на результат, склонны планировать, при этом имеют пока средний уровень по партнерству и сотрудничеству, то есть не всегда ориентированы на командную работу и построение отношений. Ребята разные, но при этом по оптимальному профилю, который хотели бы видеть работодатели, по разным причинам не дотягивают. Всего 3% студентов, которые прошли тестирование по четырем инструментам и шести компетенциям, относятся к «звездному составу»: имеют высокий уровень по компетенции «Анализ информации» и высокий уровень по большей части оставшихся компетенций».

Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Анастасия Зырянова подняла вопрос об актуальности надпрофессиональных компетенций в педагогической отрасли. Она отметил: «Дети должны уметь применять свои знания на практике. И эта история очень созвучна тому, что вы делаете. Педагогам нужно обладать перечисленными вами компетенциями. Особенно умениями коммуницировать, выстраивать отношения с родителями и детьми, планировать свою работу. Это надпредметные компетенции. Безусловно, учитель не может научить тому, что он не умеет сам, поэтому ему нужно развивать их».

Заместитель Министра сельского хозяйства Максим Увайдов подготовил доклад о важности развертывания Центров компетенций в сельскохозяйственной отрасли. Спикер предложил сделать Кубанский аграрный университет опорным в части функционирования и развертывания Центров компетенций, при этом задействовать остальные 54 сельскохозяйственных вуза. Таким образом, стороны договорились подписать соглашение, и уже в следующем году у всех студентов сельскохозяйственных вузов может появиться возможность пройти диагностику своих компетенций.

В рамках заседания экспертного совета состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между АНО «Россия – страна возможностей» и АНО «Национальное агентство развития квалификаций».

«Рад сообщить, что нами достигнуто соглашение с АНО «Россия – страна возможностей» о сотрудничестве по реализации проекта, направленного на развитие универсальных компетенций в рамках организации среднего профессионального образования. Мы уже приступили и к отбору этих организаций, и к определению формата поддержки их деятельности по развитию квалификации soft skills. […] Мы рассчитываем, что это станет моделью для масштабирования дальнейших практик проекта по развитию универсальных компетенций для организаций СПО. […]

Это соглашение о распространении проекта по оценке и развитию soft-skills-компетенций на организации СПО. В качестве «пилотов» проекта будут задействованы призеры и финалисты нашего конкурса на лучшие программы профессиональной подготовки. Их студенты смогут пройти оценку soft-skills-компетенций, а преподаватели – программу повышения квалификации», – рассказал генеральный директор АНО «Национальное агентство развития квалификаций» Артем Шадрин.

Об ином формате сотрудничества в рамках Центров компетенций рассказал генеральный директор ООО «Факультетус» Сергей Вищипанов: «У нас огромный запрос со стороны работодателей по линии получения дополнительных сведений о человеке, которые он бы сам не мог о себе вносить. Все, что касается тестирований и дополнительных инструментов оценки, цифровой след которых мог бы входить в коммуникацию с работодателем, – крайне важная вещь, особенно в контексте того, что студенты часто не знают, что о себе писать. В нашем случае формирование пассивного следа данных для потенциальных работодателей – очень значимо».

Среди важных тем, поднятых членами экспертного совета, можно отметить образовательные программы по развитию надпрофессиональных компетенций.

Генеральный директор «Корпоративная академия «Росатом» Юлия Ужакина подчеркнула: «Хорошо, что АНО «Россия – страна возможностей» сделает образовательные модули. Правильно, что они будут встроены в образовательный процесс. Но не менее важно, чтобы такие образовательные модули были и от работодателей. Ведь обучение студентов на тренингах от работодателей – это элемент ранней адаптации. Нам, как экспертному совету, нужно продумать, в каком виде лучше всего развивать компетенции студентов. Именно в коллаборации между вузом, работодателем и АНО «Россия – страна возможностей» вижу потенциал развития проекта».

«Наверное, у каждого университета, на базе которого работает Центр компетенций, есть свои наиболее продвинутые образовательные программы по развитию компетенций, достойные конкурсного отбора. Если каждый университет будет заниматься этим в отдельности, на это уйдёт очень много времени. Гораздо лучше, если АНО «Россия – страна возможностей» создаст общую платформу и будет выдвигать на конкурсной основе предложения по образовательным модулям от вузовских Центров компетенций», – выступила с предложением ректор Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Елена Загайнова.

Основная часть заседания была посвящена представлению успешных кейсов в рамках взаимодействия студентов и работодателей разных уровней на базе Центров компетенций в университетах. Шесть университетов рассказали, как с помощью диагностики компетенций студенты смогли трудоустроиться, найти стажировку, развить себя.

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова представил кейс по включению диагностики компетенций в образовательную программу. Со следующего года совместно с сетью медицинских клиник «К+31» планируется введение целевой ординатуры, при отборе в которую будет учитываться компетентностный профиль студентов по результатам тестирований в Центре компетенций.

Первый проректор – проректор по стратегическому развитию РНИМУ им. Н.И. Пирогова Георгий Надарейшвили рассказал о деятельности Центра компетенций в университете: «Более тысячи студентов из РНИМУ им. Н.И. Пирогова включились в работу Центра компетенций. И надо сказать, что даже на этом этапе мы получили очень много любопытных результатов: узнали, как распределяются компетенции, какие из них у студентов более или менее развиты. Интересно, что многие наши первокурсники, несмотря на то что они только приступили к получению шестилетнего образования, уже вошли в верхнюю страту «звезд». Это позволяет сделать определенные выводы, которые еще предстоит переосмыслить. В целом, студенты с большим энтузиазмом присоединяются к работе Центра компетенций, потому что участие в нем позволяет им увидеть себя со стороны».

Со стороны работодателя выступила Мария Климова, HR директор «К+31»: «У нас появилась потребность в дополнительных инструментах отбора. Безусловно, профессиональные навыки, опыт, образование важны, но сейчас все большую роль играют надпрофессиональные компетенции. Мы понимаем, что будущее за ребятами, которых мы будем совместно с университетом растить со студенческой скамьи. Надпрофессиональные навыки – это основа для дальнейшего наращивания способностей выпускника и его профессионального развития. Перечень компетенций, представленный в Центре компетенций, стопроцентно отображает наши собственные запросы в этой части как работодателя».

Елена Масленкова, студентка 6 курса лечебного факультета, намерена поступить в ординатуру, поэтому оценка компетенций для нее крайне актуальна: «Высокий уровень soft skills поможет мне в будущем показать лучшие качества перед работодателем и иметь некоторые преимущества перед другими выпускниками».

Своими успехами также поделился Корпоративный университет Правительства Нижегородской области, который в целях привлечения на гражданскую и муниципальную службу перспективных молодых кадров запустил образовательный проект «Твой ГосСтарт». В рамках него студенты отбираются на стажировки в Правительство региона на основе результатов тестирования в Центре компетенций КУПНО.

Заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Бетин рассказал о задаче Центра компетенций КУПНО в части кадрового насыщения региона: «Наша задача – создать условия, чтобы нижегородцы реализовывали свой профессиональный потенциал в родном регионе, и мы делаем ставку на молодежь. Проекты президентской платформы «Россия – страна возможностей» открывают для нас новые механизмы развития и удержания молодых специалистов. На базе Центра компетенций Корпоративного университета Правительства Нижегородской области получилось объединить 8 вузов региона. Это около 20 тысяч студентов очной формы обучения, среди них уже более 2600 вовлечено в работу Центра. К проекту присоединилось 35 крупных работодателей, и это только начало».

Елена Александрова, ректор Корпоративного университета Правительства Нижегородской области, рассказала о возможностях масштабирования проекта: «При масштабировании проекта «Центры компетенций» мы открыли для себя новые инструменты диагностики, которые начали применять для оценки участников кадрового резерва государственных и муниципальных служащих региона. В следующем году расширим работу Центра компетенций и на средние специальные учебные заведения Нижегородской области. Сегодня в нашем контуре уже четыре колледжа, работодатели проявляют повышенный интерес к их выпускникам. Мы также провели диагностику инструментами АНО «Россия – страна возможностей» кандидатов на стажировки в органах власти по программе «Твой ГосСтарт».

«Потрясающая возможность для каждого студента выявить сильные стороны и области развития. По итогам тестирования я выявила, например, что мне необходимо поработать над комплексным мышлением, а работа в команде и стрессоустойчивость у меня на хорошем уровне. В январе сделаю первый шаг для работы в Правительстве Нижегородской области – выхожу на стажировку в Департамент государственного управления и государственной службы», поделилась впечатлениями Валерия Лисина, участница проекта «Твой ГосСтарт», студентка НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.

Третий кейс был посвящен развитию компетенций, необходимых молодым предпринимателям. Об этом рассказал ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления Павел Новгородов: «Центры оценки компетенций на базе вузов рассматриваются как место встречи студента и работодателя. Но что делать студенту, который сам хочет быть предпринимателем, то есть работодателем прежде всего в отношении самого себя? Сегодня предприниматели – самая массовая категория «коллективного работодателя», остро нуждающаяся в развитии soft skills. У нас в стране только индивидуальных предпринимателей более трех миллионов, а кроме того, есть самозанятые, микропредприятия, малый бизнес. Поэтому мы считаем, что Центры компетенций по всей России могут эффективно работать над развитием предпринимательской среды».

Как отметил в своем выступлении управляющий Новосибирским отделением ПАО «Сбербанк» Николай Шилов, большая часть работы относительно оценки и развития предпринимательских навыков выпускников вузов, которую выполняли в «Сбере» самостоятельно, может перейти в Центры компетенций. Например, студент НГУЭУ Дмитрий Захаров прошел диагностику своих soft skills на платформе Центра компетенций, и на основе результатов этого тестирования экосистема предложила ему участие в Студенческом акселераторе SberStudents, где Дмитрий пройдет обучение и получит возможность найти спонсоров для своего стартапа.

Еще одна любопытная история имела место в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ». Там в рамках осеннего карьерного форума один из студентов подал заявку на собеседование в компанию «ИТЭР-центр» (ГК «Росатом»), к которой было приложено не только его резюме, но и результаты оценки его компетенций. Именно они были приняты работодателем к рассмотрению как дополнительные аргументы.

«Полученные результаты оценки в Центре компетенций я уже использовал как приложение при приеме на работу. На собеседование в проектный центр «ИТЭР» вынесли заключение в том числе на основе результатов диагностики компетенций. После чего я получил именно ту вакансию, о которой и мечтал», – поделился своей историей трудоустройство студент НИЯУ «МИФИ» Дмитрий Мызин.

Его работодатель, Дмитрий Портнов, начальник сектора анализа радиационных данных «ИТЭР-центр», отметил важность компетенций: «Среди работодателей есть сотрудники по найму, которые принимают на работу специалистов, и есть непосредственные руководители. Первые – в теме надпрофессиональных навыков. А вторые – не всегда знают, как соотносить надпрофессирональные компетенции с психодиагностическими метриками, этому надо учить».

О роли Центра компетенций в образовательной деятельности НИЯУ «МИФИ» рассказала и.о. проректора Елена Весна: «Истории, связанные с ДПО и онлайн-курсами, нужно интегрировать в основные образовательные программы. Мы нацелены на то, чтобы развитие «гибких навыков» стало ядром профессиональной подготовки. Некоторые традиционные профессиональные компетенции не работают при низком уровне надпрофессиональных компетенций. Значит, «гибкие навыки» стали частью профессиональной подготовленности специалиста.

Центр компетенций будет в этом участвовать. Во-первых, в части входного тестирования первокурсников. Во-вторых, тестирование для распределения ребят на различные модули и профили. В-третьих, выбор индивидуальных образовательных траекторий».

Интерес к проекту выражает Федеральная налоговая служба в рамках сотрудничества с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации. Так, ФНС России ознакомилась с инструментами оценки АНО «Россия – страна возможностей» и принимает их в качестве релевантного инструмента для своей работы по привлечению молодых специалистов. Студенты университета, претендующие на стажировки в ФНС России, проходят тестирование, предоставляют свои отчеты в кадровое управление ведомства. Наиболее интересные кандидаты уже получили предложения о стажировках.

Подробнее об этом рассказал заместитель начальника кадрового управления Федеральной налоговой службы России Дмитрий Михайлов: «Совместно с Финансовым университетом мы проработали вопрос прохождения практики студентов в центральном аппарате Федеральной налоговой службе и налоговых органах города Москвы. По результатам оцененных в Центре компетенций молодых людей мы отобрали десятерых студентов на практику. Хотели бы посмотреть на них в бою на практике и скоррелироваться с теми отчетами, что они нам предоставили. Таким образом, подтвердить нашу гипотезу об эффективности оценки надпрофессиональных компетенций и в дальнейшем масштабировать этот подход на все территориальные органы ФНС России».

Одним из таких студентов оказалась Наталья Снеговая: «Центр компетенций мне дал много разных возможностей. Например, предоставил самодиагностику моих надпрофессиональных компетенций, показал мой потенциал развития, а также подарил новые ценные знакомства».

Центр компетенций на базе Финансового университета ищет и предлагает новые пути взаимодействия между вузом и работодателем. Проректор по маркетингу и работе с абитуриентами Светлана Брюховецкая отметила: «Мы намерены с января предоставлять экскурсии студентам, прошедшим диагностику своих компетенций. Ребята получили возможность совместно с работодателями отрабатывать свои компетенции. Это очень важно для нашей страны».

Последний кейс был посвящен взаимодействию со средним бизнесом. ООО «Ампертекс» сформулировало запрос в Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта на тестирование надпрофессиональных компетенций среди химиков-технологов, студентов по управлению автоматизацией предприятий. Компания проводит отбор студентов выпускных курсов, приглашает их к себе на стажировку, а по выпуску принимает на работу.

Генеральный директор ООО «Ампертекс» Павел Погребняков рассказал о потребностях бизнеса: «Центр компетенций позволяет основательно привлекать специалистов, причем не на основе сухого резюме или сиюминутных впечатлений. Мы принимаем к себе на работу прежде всего на основании надпрофессиональных компетенций, понимая, что сотрудник, открытый к новому и готовый учиться, сможет развиваться вместе с компанией и станет ее опорой. Требования к качеству сотрудника постоянно растет, в том числе и в малых, и средних компаниях».

Одним из студентов, который успешно прошел диагностику компетенций и получил стажировку в компании – студент-химик Константин Глинов: «Практика достаточно многообещающая. Я пока что не приступил к каким-то обязанностям. Но уже прошел собеседование, принят на практику, и у меня был ознакомительный день. Мне показали мое рабочее место и лабораторию, где предстоит работать».

«Одна из целей нашего университета – это выпуск максимально адаптированных к рынку труда молодых специалистов. Поэтому мы пониманием, что Центр компетенций отлично вписывается в стратегию развития нашего университета. Это позволит внести свой вклад в формирование профиля выпускника, востребованного на рынке труда», – отметила проректор по образовательной деятельности БФУ им. И. Канта Ирина Фильченкова.

В списке учебных учреждений, на базе которых в 2021 году начали работать пилотные Центры компетенций, следующие университеты:

  1. Астраханский государственный технический университет

  2. Астраханский государственный университет

  3. Балтийский федеральный университет им. И. Канта

  4. Вятский государственный университет

  5. Дальневосточный федеральный университет

  6. Донской государственный технический университет

  7. Корпоративный университет Правительства Нижегородской области

  8. Московский государственный университет пищевых производств

  9. Московский политехнический университет

  10. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

  11. Национальный исследовательский технологический университет МИСиС

  12. Национальный исследовательский Томский государственный университет

  13. Национальный исследовательский Томский политехнический университет

  14. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

  15. Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»

  16. Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

  17. Омский государственный технический университет

  18. Пятигорский государственный университет

  19. Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.Тимирязева

  20. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

  21. Российский государственный социальный университет

  22. Российский государственный университет нефти и газа НИУ имени И.М. Губкина

  23. Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова МЗ РФ

  24. Российский университет дружбы народов

  25. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

  26. Самарский государственный экономический университет

  27. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения,

  28. Санкт-Петербургский государственный экономический университет

  29. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

  30. Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

  31. Северо-Кавказский федеральный университет

  32. Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова

  33. Сибирский федеральный университет

  34. Тамбовский государственный технический университет

  35. Тюменский государственный университет

  36. Уральский государственный медицинский университет МЗ РФ

  37. Уральский государственный педагогический университет

  38. Уральский государственный экономический университет

  39. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

  40. Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

  41. Южный федеральный университет

Информационная справка:

Автономная некоммерческая организация (АНО) «Россия – страна возможностей» была создана по инициативе Президента РФ Владимира Путина. Ключевые цели организации: создание условий для повышения социальной мобильности, обеспечения личностной и профессиональной самореализации граждан, а также создание эффективных социальных лифтов в России. Наблюдательный совет АНО «Россия – страна возможностей» возглавляет Президент РФ Владимир Путин.

АНО «Россия – страна возможностей» развивает одноименную платформу, объединяющую 26 проектов: конкурс управленцев «Лидеры России», конкурс «Лидеры России. Политика», студенческая олимпиада «Я – профессионал», конкурс «Твой ход», международный конкурс «Мой первый бизнес», всероссийский конкурс «Большая перемена», всероссийский проект «Время карьеры», проект «ТопБЛОГ», проект «Профстажировки 2.0», проект «Культурный код», фестиваль «Российская студенческая весна», всероссийский конкурс «Мастера гостеприимства», «Грантовый конкурс молодежных инициатив», конкурс «Цифровой прорыв», профессиональный конкурс «Флагманы образования», конкурс «Лучший социальный проект года», всероссийский проект «РДШ – Территория самоуправления», соревнования по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», всероссийский молодежный кубок по менеджменту «Управляй!», Российская национальная премия «Студент года», движение Ворлдскиллс Россия, благотворительный проект «Мечтай со мной», всероссийский конкурс «Лига вожатых», конкурс «Моя страна – моя Россия», международный инженерный чемпионат «CASE-IN», «Олимпиада Кружкового движения НТИ.Junior».

В рамках деятельности АНО «Россия – страна возможностей» в феврале 2019 года создан образовательный центр – Мастерская управления «Сенеж». Обучение в нем проходят участники проектов и конкурсов платформы, активная молодежь, а также управленцы и государственные служащие. Мастерская выступает площадкой для проведения различных образовательных и молодежных форумов, в том числе форума «Территория смыслов».

 



Подразделы

Объявления

©РАН 2022