http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=3432f7dc-79be-47c5-a946-52e393380937&print=1
© 2024 Российская академия наук

23 мая 2007 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

23.05.2007

Научное сообщение «О долгосрочной программе социально-экономического развития Российской Федерации» Докладчики: академик Ивантер Виктор Викторович, Узяков М.Н. (Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН).

23 мая 2007 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

 

Члены Президиума заслушали научное сообщение «О долгосрочной программе социально-экономического развития Российской Федерации»

Докладчики: академик Ивантер Виктор Викторович, Узяков М.Н. (Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН).

В условиях хаотичной трансформации экономики России интерес к долгосрочному прогнозированию был утерян, и только сейчас после нескольких лет восстановительного подъема вновь возникла потребность в оценке долгосрочной перспективы экономического развития страны. В настоящее время назрела необходимость использовать накопленный опыт долгосрочного прогнозирования, рассмотреть не только возможные альтернативы, но и проблемы современного экономического развития России через призму будущего. Анализ экономической динамики последних лет показывает, что экономика России находиться на своеобразной развилке. Основные ресурсы экономического роста последних 5-7 лет близки к исчерпанию. Прежде всего, речь идет об экспортном потенциале российской экономики. Отсутствие адекватной политики в области управления и использования природных ресурсов в предыдущие годы привело к невозможности ускоренного наращивания добычи полезных ископаемых. По всем оценкам, в обозримом будущем экспорт сырьевых товаров не сможет возрастать быстрее, чем на 2-4% в год. К настоящему моменту мы имеем экономику, которая уже в состоянии демонстрировать высокие темпы роста. Рост потребления домашних хозяйств и инвестиций в основной капитал, превышающий 10%-ую отметку, дает сигнал о том, что экономика в состоянии обеспечивать темпы роста до 8-10% в год. Задача состоит в закреплении позитивных тенденций средствами экономической и финансовой политики, а также в придании качеству, содержанию роста надлежащего структурного “наполнения”.

Основными барьерами для перехода к новой модели экономического развития являются: недостаточно эффективная система межотраслевого перелива капитала; относительно низкая инвестиционная активность бизнеса; низкий уровень качества труда и дефицит мотиваций к повышению его качества. Сохранение конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике в решающей степени зависит от возможности ускоренного сокращения отставания от ведущих мировых держав. Решение данной задачи невозможно без преодоления сложившихся структурных деформаций и ограничений экономического роста, без поддержания на этой основе высоких темпов экономического роста в долгосрочной перспективе. Это означает, что в перспективном периоде основным источником роста должны стать глубокие структурные преобразования. Необходимо перестраивать и отраслевую и технологическую структуру экономики. Сделать это невозможно без радикального повышения инвестиционной активности, увеличения доли накопления в ВВП, стимулирования капиталовложений в обрабатывающие отрасли. Возможности для структурного маневра на сегодняшний день имеются, и немалые. За годы стабильного развития накоплен определенный потенциал. Есть не только что изменять, но и чем маневрировать. Более того, рыночные механизмы уже достаточно отлажены, чтобы действовать в этом направлении. Однако интенсивность и темпы срабатывания механизмов саморегулирования недостаточны. В этой связи для ускорения структурно-технологических преобразований необходимо максимально использовать возможности государства. В то же время, государство может и должно брать на себя ответственность лишь за крупномасштабные организационно-экономические действия на ключевых направлениях – такие, как создание ОАК и реорганизация судостроения. В остальном же государство может лишь поддерживать и направлять самостоятельные действия бизнеса средствами инвестиционной, финансовой, социальной (трудовой) политики. Так, проблема низкой заработной платы в сферах инновационной деятельности – от науки до промышленных производств – это сегодня не проблема уровня жизни. Это проблема качества труда, проблема трудовых мотиваций, адекватных задачам перехода к постиндустриальному этапу развития.

Перспективы долгосрочного экономического роста в России объективно требуют адекватного развития финансовой системы. По всем показателям, характеризующим интенсивность функционирования российских финансов (кредиты нефинансовому сектору по отношению к ВВП, относительная капитализация и ликвидность фондового рынка и т.п.), мы в разы уступаем развитым странам. В условиях относительной узости финансового рынка устойчивость экономического роста – проблематична. Чтобы к концу пятнадцатилетнего периода выйти на уровень финансового рынка развитых стран Европы, ежегодный прирост активов и капитализации финансового сектора должен в среднем составлять 25-30%. Подобные темпы не представляются недостижимыми. Если основные финансовые риски будут адекватно обеспечены, банковский сектор России вполне способен найти ресурсы для высокой динамики кредитных вложений. Соответственно, основное направление стимулирования опережающего роста финансового сектора – снижение финансовых рисков для кредиторов и инвесторов (используя различные инструменты рефинансирования, распределения гарантий и т.п.). Существуют достаточно широкие возможности импорта финансовых услуг и финансового капитала, которые могут заметно корректировать динамику развития национальной финансовой системы. Эти возможности используются уже в настоящее время. Проблема состоит в том, чтобы реструктурировать импорт-экспорт финансовых услуг и капитала с целью существенного повышения финансовой эффективности международного финансового обмена для России.

 

В обсуждении доклада приняли участие:

Академик Гранберг Александр Григорьевич сказал, что сейчас в стране наблюдается программно-прогностический бум по разработке планов и программ. Ими занимается масса институтов, не только академических. В этой массе прогнозов трудно разобраться и выделить наиболее точные. В докладе не представлена инструментальная часть, а она принципиально важна (макроэкономические или межотраслевые модели). Межотраслевая модель не дает прямого ответа, в каких направлениях и как количественно будет развиваться экономика, но она может хорошо коррелировать со многими другими системами расчета. Я разделяю логику инвестиционного сценария развития страны. Многие ученые считают, что развитие инвестиций стабилизирует экономику, но на довольно низком уровне. В этом году рост инвестиций составил 20%. Уровень наполнения может достигнуть значительной величины. Если экономика будет расти темпами в 4-5%, она не сможет преодолеть отставание от других стран. К тому же наши регионы слабо связаны между собой. Наши прогнозы инвестиционного сценария довольно оптимистичны. Требуется разработать специальные сценарии. Например, рост средней зарплаты. Многие считают, что рост зарплаты подхлестнет инфляцию. Необходимо также рассмотреть внешнеэкономическую альтернативу.

Клепач Андрей Николаевич (Российский союз промышленников и предпринимателей) выделил несколько дискуссионных проблем для выработки позиции в будущем. 1. Вопрос переломных точек, который возник на рубеже 3-5 лет и более. Институт стоит на точке зрения позитивного подхода. На 2012 г. и далее заложены очень высокие темпы роста – до 6-8%. Государство больше делает для экономики, чем это предусмотрено документами. Существующие программы по развитию инвестиций не позволяют удвоить ВВП в ближайшее время. Расходы на здравоохранение и образование с 2010 г. снижаются. Средств крайне мало, чтобы усиленно развивать экономику. Потребуется время для достаточно полноценной перестройки. У нас есть разногласия с мировым экономическим сообществом. Наша политика построена на том, чтобы сдерживать приток иностранного капитала в нашу промышленность. 2. Анализ сконцентрирован на изменении структуры промышленности. Нам важно иметь картину социального положения в обществе – и с точки зрения человека, и с точки зрения капитала. В целом представленная работа очень интересна, это только начало совместной работы с министерством. К концу этого года мы должны выйти на реальный прогноз развития экономики.

Игорь Михайлович Руденя (зам. Министра сельского хозяйства): Сельскохозяйственная отрасль первой перешла на 5-летнее планирование. В итоге будет утверждаться программа развития отрасли. Для нас очень важно сотрудничество с РАН. Основной задачей министерства является устойчивое развитие сельскохозяйственных территорий – комплекс мер и последствий в части социально-экономического развития страны. Я прошу направить материалы доклада в Правительство и Министерство сельского хозяйства. В ответ мы готовы предоставить свои разработки. Они не такие оптимистичные, так как растет импорт сельскохозяйственной продукции.

Мурычев (первый вице-президент Российского Общества промышленников и предпринимателей): Подобной программы в рамках государства мы не имеем. Мы имеем только некоторые фрагменты и хотели бы присоединиться к исследованиям РАН. Несколько слов о трудностях в развитии экономики страны. Сверхтяжелой проблемой является проблема кадров, практически отсутствует среднее специальное образование. Подготовка кадров недостаточна и не отвечает потребностям. Отсутствует защита прав собственника. Качество гос. управления очень низкое. Катастрофическая ситуация с коррупцией. Провальная ситуация с инновациями. Разработки России уступают развитым странам. Инфраструктура не отвечает потребностям рынка. Финансовая структура дает 2% собственных ресурсов. 6% наших банков не отвечают потребностям рыночной экономики. Снижение доли обрабатывающих отраслей. Нет никаких предпосылок к росту эффективности производства. Необходима адекватная промышленная политика. Выход на 3-летнее планирование – только первый шаг. Необходимо создать условия для выработки конкурентной продукции. Это требует решения вопросов с налогообложением. Государство не использует имеющиеся налоговые рычаги, прежде всего, не освобождены от налога на прибыль научные и производственные организации, инвестирующие средства в НИОКР. Амортизационная политика также требует пересмотра. НДС должен быть сокращен, так как он не стимулирует развития производства. Банк реконструкции и развития должен выдавать кредиты под различные проекты. ОРСП готов к сотрудничеству с институтами РАН. Важно, что сейчас наступил новый этап формирования стратегии государства.

Академик Некипелов Александр Дмитриевич подчеркнул необычайную важность того обстоятельства, что в РАН, в период, когда востребованность ее проектов равнялась «0», сохранился институт, ведущий на высоком уровне прогнозную работу. Интерес к моделированию на основе межотраслевого баланса в мире упал, на мой взгляд, незаслуженно. Наш институт сумел продолжить исследования на основе этой модели, в то же время используя и макроэкономическую модель. Такой подход очень важен для понимания структуры экономики. Прогнозирование – вещь необыкновенно сложная, особенно когда идет речь о такой сложной системе, не поддающейся однозначной оценке. Возможно, следовало сократить прогнозируемый период. В целом работа института необыкновенно важна. Я тоже рекомендовал бы направить материалы в Правительство и отдельные министерства. Сейчас, когда М. Фрадков поставил вопрос подготовки долгосрочной стратеги развития Дальнего Востока, необходимо сконцентрировать большие силы на этой работе в наших институтах. Причем, не только экономического блока, но и естественных наук.

В заключение Президент РАН академик Осипов Юрий Сергеевич сказал, что необходимо срочно передать доклад в Правительство и объединить усилия для подготовки качественного прогноза. У нас хорошие взаимоотношения с МЭРТ. У Отделения общественных наук нет более важной задачи, чем подготовка долгосрочных прогнозов. Мы всячески поддерживаем представленную сегодня работу института.

 

Президиум РАН рассмотрел вопрос о присуждении премии имени В.Н. Сукачева 2007 года (представление Экспертной комиссии и Бюро Отделения биологических наук).

Президиум РАН постановил:

- присудить премию имени В.Н. Сукачева 2007 года академику Вомперскому Станиславу Эдуардовичу за серию работ «Продуктивность, структурно-функциональная организация и биосферная роль экосистем болот и осушаемых лесов».

 

Члены Президиума обсудили и приняли решения по ряду других научно-организационных вопросов.

 

Информация предоставлена Пресс-службой РАН.

 

Пресс-служба РАН:

 Руководитель - Преснякова Ирина Васильевна

тел./факс: 954 11 45 E-mail - irina@presidium.ras.ru

Главный специалист - Бадо Анна Ефимовна тел: 237 90 02; E-mail – novo@presidium.ras.ru

Главный специалист – Каменева Валентина Сергеевна. Тел. 237-81-15 E-mail – vskameneva@presidium.ras.ru

Главный специалист Колесникова Марина Валерьевна т/ф.: 718 17 55

E-mail - mvel@mail.ru; marina@presidium.ras.ru