Могут повторить. Профсоюз РАН готов к новым акциям протеста

26.02.2018

-

Как добиться устойчивого развития науки в России? Что необходимо изменить в системе финансирования исследований? Почему власть должна пойти навстречу ученым? Свои ответы на этот вопрос дали представители Профсоюза работников РАН на проведенной ими недавно пресс-конференции. Вместе с лидерами профсоюза в ней приняла участие директор Института географии РАН, член Клуба “1 июля” член-корреспондент РАН Ольга Соломина.

Несмотря на существенное увеличение в 2018 году финансирования фундаментальных исследований (примерно на 25%), планируемый уровень расходов федерального бюджета на эти цели остается совершенно недостаточным, констатировал председатель профсоюза, заведующий лабораторией Института общей физики им. А.М.Прохорова РАН Виктор Калинушкин. По доле расходов на фундаментальную науку от ВВП Россия фатально отстает от наиболее развитых стран мира и сильно не дотягивает даже до среднеразвитых Европы. На этом фоне борьба за выполнение майского “зарплатного” указа президента РФ, хотя и обеспечила вливание в науку дополнительных средств, но привела к ряду серьезных проблем.

Доля заработной платы в объеме субсидий на выполнение государственного задания в текущем году превысит 90%. В итоге многим институтам не хватит средств даже на содержание зданий и оплату налогов, не говоря уже про полноценное материально-техническое обеспечение исследований. Диспропорции в зарплате научных сотрудников, проживающих в разных регионах, и в оплате труда различных категорий работников НИИ вызовет рост социальной напряженности в коллективах институтов.

В своем письме на имя главы государства, отправленном в феврале, профсоюз предложил выход из тупика. Первое требование, конечно же, состоит в увеличении финансирования науки, второе - в изменении системы бюджетного обеспечения исследовательских организаций.

Стратегические задачи - увеличение к 2024 году внутренних затрат на исследования и разработки до 2% ВВП, а бюджетного финансирования фундаментальной науки - до 0,3% ВВП. Процесс должен проходить ритмично, для чего необходимо на уровне правительства принять жесткий график повышения финансирования.

Предложения тактического характера сводятся к тому, чтобы изменить формат государственного задания хотя бы для организаций, специализирующихся на фундаментальных исследованиях. В профсоюзе считают, что государственное задание научных организаций должно быть разделено на две части - “базовую”, обеспечивающую стабильную работу научной организации, и “тематическую”, состоящую из полученных от государства средств, на проведение работ по конкретным темам. Важная новация - во вторую часть включаются и бюджетные субсидии, и деньги научных фондов и институтов развития.

При этом оплата труда научных сотрудников и руководителей структурных подразделений должна быть не ниже двух средних зарплат (СЗП) по России, а остального персонала - на уровне полутора СЗП. Деньги на это институтам необходимо выделять вне зависимости от их местоположения и количества зарабатываемых ими внебюджетных средств. Для выполнения этих условий потребуется увеличить бюджет ФАНО примерно вдвое.

Ольга Соломина согласилась с тем, что надо добиваться и увеличения финансирования, и его правильного распределения, однако главной задачей является выведение научных организаций из разряда учреждений сферы услуг.

- Как я вижу по своему двухлетнему опыту директорства, ситуацию нельзя улучшить, не меняя фундаментальных основ, - заявила она. - Мы должны бороться за идею, что базовое финансирование дается не под обещание выпустить определенное количество статей, а для нормальной работы институтов, которые доказали, что заслуживают поддержки.

Базовые средства должны поступать стабильно: нельзя, чтобы сегодня приходила одна сумма, а в следующем месяце - вдвое меньшая, подчеркнула Ольга Соломина.

По просьбе журналистов она рассказала и о том, как выполняется “зарплатный” указ в московских НИИ. Согласно этому документу средняя зарплата научных сотрудников в столице должна достичь 130 тысяч рублей. В Институте географии посчитали, что даже с учетом дополнительных “указных” средств денег хватит только на то, чтобы выполнить требование наполовину.

- Что с этим делать, я не знаю, - призналась Ольга Соломина. - Надо или сокращать сотрудников, или переводить их на полставки. Но как я могу увольнять людей, если они недавно прошли аттестацию? Чтобы провести следующую, я должна за два года об этом объявить. Перевести работников на часть ставки можно только с их согласия. Как с этим справляются другие директора, я примерно представляю: уговоры, принуждение, шантаж. Мне эти способы не нравятся. По-моему, ситуация выходит за рамки нормальной.

Перемены назрели, поддержал коллегу заместитель председателя профсоюза, научный сотрудник Физического института им. П.Н.Лебедева РАН Евгений Онищенко. Он прокомментировал известную ситуацию с требованием ФАНО увеличить публикационную активность пропорционально выделенному на выполнение указа дополнительному финансированию.

- Заявленный подход - яркий пример неадекватности существующей системы финансирования на основе субсидий для выполнения госзадания. Наука рассматривается чиновниками как некий вариант автосервиса: в два раза дольше поработали - вдвое больше получили. Но ведь ученые - творческие люди. Необходимость участвовать в профанации, ощущение нарастающей абсурдности происходящего их раздражают и демотивируют.

Какие шаги намерен предпринять профсоюз, чтобы власть его услышала, поинтересовались журналисты. Виктор Калинушкин сообщил, что активная часть научного сообщества, в том числе профсоюз, начала подготовку очередной сессии Конференции научных работников, где планируется обсудить все волнующие ученых вопросы. Если ситуация продолжит ухудшаться, будут возобновлены массовые акции в продолжение прошлогодней кампании протеста против финансового удушения науки, пообещал глава профсоюза.

Он подчеркнул, что высказанные идеи нашли поддержку у руководства РАН.

- Мы представили свои предложения не только главе государства, но и президенту Академии наук, который занимает активную позицию и многое делает, чтобы волнующие ученых вопросы обсуждались на самом высоком уровне, - отметил В.Калинушкин.

Надежда ВОЛЧКОВА, Поиск

-

©РАН 2024