Проект создания НЦФМ будет главным научно-технологическим проектом нашей страны в 21 веке

10.12.2021

10 декабря в рамках Конгресса молодых ученых состоялась сессия «Академгородок 2.0: научно-образовательная долина в Сарове»

Национальный центр физики и математики (НЦФМ) в Сарове создается по поручению Владимира Путина. Центр будет основан на экспериментальной и расчетной базе РФЯЦ-ВНИИЭФ, основой комплекса станут научно-исследовательские и испытательно-демонстрационные корпуса, передовые лаборатории, IT- и конгресс-центры, а также открывшийся 1 сентября учебный корпус филиала МГУ имени М.В. Ломоносова «МГУ Саров», который подготовит для проекта специалистов высшей квалификации.

По мнению президента РАН академика Александра Сергеева, компания Росатом не случайно стала одним из инициаторов и авторов проекта. «Главная проблем из проблем, которая есть сейчас – мы должны сделать нашу страну конкурентной в области развития новых технологий, которые происходят от нашего знания, внедрение нашего знания в технологии. Это задача сродни той, которую атомная отрасль решала в 1940-е годы, когда возникла такая же по судьбоносности задача по обеспечению паритета в связи с обороноспособностью страны. Тогда атомная отрасль с этой задачей справилась. По существу, сейчас атомная отрасль берет на себя задачу обеспечения технологического паритета не только в тех направлениях, которые традиционно связаны с атомной отраслью. <…> Это и совсем другие задачи по созданию новых материалов, развитию альтернативной энергетики, квантовых технологий, искусственного интеллекта».

Президент РАН подчеркнул, что проект создания НЦФМ в той конфигурации, в которой он сейчас складывается, будет главным научно-технологическим проектом 21 века для нашей страны. «Со стороны Российской академии наук мы будем работать с Росатомом, с Московским государственным университетом, чтобы это именно так и произошло», - сказал Александр Сергеев.

Ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова академик РАН Виктор Садовничий рассказал, что открытие филиала МГУ в кратчайшие сроки было непростой задачей и рассказал о том, что в числе преподавателей есть специалисты мирового масштаба: «Речь идет о создании уникального учебного заведения, которого еще не было, и которое бы готовило штучно специалистов по данным направлениям – математика, физика, информатика».

Он акцентировал, что ставилась задача создать открытый университет, доступный для талантливой молодежи, и подчеркнул важность территориальной близости учебных корпусов, кампуса и научных лабораторий НЦФМ: «Понимаете, какая глубокая идея: не только учить, но <чтобы> тут же, на этой территории был научный центр мирового уровня… Таким образом, студент, закончив университет «МГУ Саров» переходит тропинку и садится в лабораторию, или параллельно начинает заниматься новейшими <направлениями> в науке – в физике, computer science и так далее. Он уже не уедет из этого места».

Запись трансляции – «Научная Россия»: