Самолет сварили

31.01.2013



Ученые решили давнюю проблему авиастроения

Трудно поверить, но даже самые современные "Боинги" и "Эрбасы" до сих пор клепают. В прямом смысле этого слова. На корпусе лайнера можно насчитать до 30 миллионов (!) заклепок. А ведь это очень трудоемкая операция. Однако современные технологии пока не могут ее заменить.

Почему? Один из главных авиационных материалов - титан. Он прочней и легче стали. Но с другой стороны, титан капризен. И, в частности, практически не поддается сварке. Швы получаются очень непрочными, хрупкими. Российские ученые, кажется, нашли способ решить многолетнюю проблему, применив лазер и нанотехнологии.

- Обычно при сверке титана образуются крупные дендритные (древоподобные) структуры, между которыми слабые связи, поэтому шов становится хрупким, - поясняет заместитель директора Института теоретической и прикладной механики СО РАН Анатолий Оришич. - Все изменилось, когда мы добавили в шов наночастицы специальной керамики. В расплаве они перемешиваются с металлом и становятся центрами кристаллизации. В итоге вместо крупных дендритов образуются маленькие, что в разы увеличивает прочность шва.

Ноу-хау новосибирских ученых не только в нанопорошках, важен и сам режим лазерной сварки. Он обеспечивает "кинжальное" проплавление материалов в месте шва. Ученым впервые удалось получить при сварке титана прочность шва такой же, как и у самого металла. А затем они соединили титан со сталью. И шов получился прочней, чем оба его компонента.

РГ (Федеральный выпуск) N5994 от 30 января 2013 г.

©РАН 2024