Геном архаичного "денисовца" расшифрован с недостижимой ранее точностью

11.09.2012

О точном прочтении генома древнего человека, чьи останки были найдены в пещере Денисова на Алтае, ученые из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology) в Лейпциге, Германия, группа под руководством известного палеогенетика Сванте Пээбо (Svane Pääbo), сообщила в пресс-релизе института еще в феврале этого года. Тогда же геном человека из пещеры Денисова стал доступен научному сообществу в интернете. А черновая версия этого же генома была опубликована в 2010 году. В окончательной версии, которую ученые представили в журнале Science (31 August, 2012) в конце августа, продемонстрировано самое точное на сегодняшний день прочтение последовательности ДНК человека. Немецкими учеными разработана новая прецизионная технология, которая позволила им проверить каждую позицию в геноме "денисовца" не меньше 30 раз. Материал для секвенирования выделен из костного фрагмента фаланги пальца молодой женщины или девочки. По стечению обстоятельств, человек из пещеры Денисова, от которого остались только фаланга мизинца и два зуба, генетически известен гораздо лучше, чем другие архаичные люди, включая неандертальцев – настолько значителен прогресс в методиках расшифровки геномов, достигнутый за годы, прошедшие с первых попыток секвенирования древних геномов и человеческого генома вообще.

Новые данные подтвердили прежние выводы о том, что "денисовцы" скрещивались не только с неандертальцами, но и с предками некоторых ныне живущих популяций. Определенные участки его генетической последовательности присутствуют и у современных людей — представителей восточно-азиатских популяций, популяций, населяющих острова Океании, и у австралийских аборигенов. Больше всего ученых впечатлили результаты сравнительного анализа геномов "денисовца", неандератльцев, шимпанзе и современных людей. По словам Сванте Пээбо, которые приводит ScienceNOW, "получен полный каталог различий", в котором 111 812 однонуклеотидных замен, произошедших в геноме современного человека за последние 100 тысяч лет. Восемь из них - в генах, связанных с нервной системой, включая гены, ответственные за рост аксонов и дендритов, и ген, имеющий отношение к развитию аутизма. Еще один "объект" эволюционных изменений, выявленный с участием генома "денисовца" – это ген, регулируемый известным геном FOXP2, который связан с речевыми функциями. Авторы, по их словам, "испытывают большое искушение потеоретизировать на тему о том, что самые значительные аспекты синаптической, или нейро-передачи могли претерпеть изменения именно у современных людей". Аналогия некоторых участков ДНК "денисовца" с австралийскими аборигенами позволяет предположить, что они, так же, как эти современные люди, были кареглазыми шатенами с очень смуглой кожей. Кость фаланги пальца в 2008 году нашли в Пещере Денисова российские ученые под руководством академика Анатолия Деревянко и профессора Михаила Шунькова, Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук. Новости мировой науки вы найдете также на странице нашей программы в газете научного сообщества «Поиск».

Эхо Москвы