Юбилей академика Когарко Лии Николаевны

17.05.2021



Академик
Когарко Лия Николаевна

Академик Когарко Лия Николаевна

Лия Николаевна Когарко родилась 17 мая 1936 года в Москве.

В 1958 году окончила геологический факультет МГУ им. М.В, Ломоносова (кафедра геохимии). Далее трудовой и творческий путь связан с Ордена Ленина и Ордена Октябрьской Революции Институтом геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского АН СССР (ГЕОХИ АН СССР, ныне — РАН): аспирантура, младший, с 1969 года — старший научный сотрудник, ученый секретарь, с 1978 года — зав. сектором, с 1980 года по настоящее время — зав. лабораторией геохимии и рудоносности щелочного магматизма Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН.

В 1962 году защитила кандидатскую диссертацию, в 1975 году защитила докторскую диссертацию.

Член-корреспондент АН СССР c 1990 года, академик РАН c 1997 года — Отделение наук о Земле. В 1996 г была избрана членом Королевской Академии Дании и ей удалось посетить и собрать уникальный материал по месторождениям щелочных пород Гренландии.

Академик Л.Н. Когарко — крупный геохимик и петролог, признанный лидер в нашей стране и в мировом научном сообществе в области геохимии и рудообразования щелочного и карбонатитового магматизма Земли. Занимается геохимией стратегических металлов, закономерностями их концентрирования, рассеяния и формированием месторождений в щелочно-карбонатитовых формациях, экспертной оценкой рудного потенциала щелочных и карбонатитовых массивов Российской Арктики и других регионов, разработкой геохимических критериев поисков стратегического сырья.

Автор научного открытия «Явления дифференциации и концентрации редких элементов — аналогов и алюминия в редкометалльных гранитоидах» (1986).

Основные труды Л.Н. Когарко посвящены по магматизму и рудообразованию, генезису крупнейших месторождений фосфатного и редкометалльного сырья — ее исследования обогатили фундаментальные представления о строении планеты, помогли выявлению новых месторождений полезных ископаемых.

В 1990-1995 гг. возглавляла Международный проект ЮНЕСКО (N 314) Щелочной и кабонатитовый магматизм Земли, в течении 9 лет избиралась от России членом Совета Международной Ассоциации Геохимии и Космохимии.

В большой степени благодаря работам Л.Н. Когарко наука пришла к совершенно новым концепциям развития щелочного и карбонатитового магматизма в истории Земли. Ей удалось показать тесную связь формирования месторождений редкометального сырья с процессами глубинной дифференциации мантии Земли и глобальными геодинамическими событиями.

Научная деятельность Л.Н. Когарко охватывает широчайший круг проблем, включающий процессы зарождения, эвoлюции и рудоносности магм, генезис месторождений фосфатного и редкометального сырья, дифференциацию и явление геохимической неоднородности мантии Земли, режим летучих компонентов в зонах магмо- и рудообразования, геохимию щелочного магматизма Мирового океана. В области рудообразования Л.Н. Когарко построены геохимические модели суперкрупных фосфатных и редкометальных (лопаритовых, эвдиалитовых и апатитовых) месторождений Кольского полуострова, разработаны новые геохимические критерии поисков. . Она разработала оригинальную концепцию структурного положения летучих компонентов в магматических расплавах. Предложила двухстадийную геохимическую модель формирования карбонатитов- Впервые прецизионно определены геологические возраста крупнейших щелочных провинций, включая рудные месторождения, Кольского полуострова и Полярной Сибири. Разработана модель генезиса криолитовых руд, сделан прогноз об их связи с фтористыми щелочными гранитами. Прогноз Л.Н. Когарко оправдался — зарегистрировано открытие.

Впервые Л.Н. Когарко обнаружила щелочные карбонаты в микровключениях карбонатитов, что является одним из главных аргументов механизма несмесимости в их образовании. На основании экспериментальных и термодинамических данных были созданы количественные модели режима газовой фазы дифференцированных магм. Показано, что в условиях высокой щелочности летучие не отделяются во флюидную фазу — это одна из основных фундаментальных геохимических особенностей щелочных магм. Гигантские щелочные интрузии являются закрытыми системами в отношении рудных и летучих компонентов.

Стратегические металлы, т.е. металлы, к которым относятся, например, радиоактивные элементы — ниобий, тантал, редкоземельные металлы — цирконий, гафний, скандий — представляют огромную ценность, их небольшие добавки принципиально меняют свойства материалов.

Основала новое научное направление — геохимию рудномагматических систем высокой щёлочности. Создала теоретические основы оценки перспективности магматических формаций на редкометалльное оруденение и предложила геохимические критерии их рудоносности. Провела количественную оценку окислительного потенциала первичных щелочных магм горячих точек Атлантики (остров Триндади, Бразилия) и показала более окислительный характер мантийного субстрата, питающего щелочной магматизм Мирового океана. Разработала концепцию появления и развития щелочного магматизма в геологической истории Земли на рубеже 2,5-2,7 миллиардов лет, при этом рост его интенсивности связан с изменением геодинамического режима Земли и окислением мантии в результате активизации взаимодействия кора-мантия. Эта глобальная модель согласуется с геохимией и рудоносностью щелочных и карбонатитовых формаций.

Из интервью Л.Н. Когарко: «В 2011-м году Китай резко прекратил экспорт редкоземельного сырья, что поставило некоторые страны в очень тяжелое положение. В Америке этот вопрос обсуждался в Сенате, потому что прекращение импорта редких земель угрожало экономической безопасности Соединенных Штатов. Самые крупные месторождения стратегических металлов связаны со щелочными породами, геохимии которых я посвятила свою научную жизнь. Россия занимает первое место в мире по распространённости щелочных пород, и именно щелочные породы наиболее богаты редкими элементами. Это породы, с которыми связаны месторождения редких металлов, таких как ниобий, редкие земли, тантал, радиоактивные элементы — стронций, барий и прочие. Промышленность XXI века невозможно себе представить без редких металлов. Россия занимает, например, по танталу первое место в мире, по редкоземельным — второе место, то есть у нас очень много богатств. Но, к сожалению, выработка, то есть извлечение этих элементов из сырья, у нас не на высоте. Мы значительно отстаем. Наше отставание по аппаратуре привело к тому, что очень многие наши месторождения исследованы на уровне 60-х, 70-х годов, когда не было такой аналитической базы, чтобы проанализировать на комплексность эти месторождения. Увеличение нашей минерально-сырьевой базы с целью обеспечения экономической безопасности России особенно важно в связи с санкциями. Если какой-либо металл попадет под санкции, а у нас его недостаточно, то это может остановить налаженное производство и существенно повредить экономическому развитию страны. Надо создавать резерв этих редких элементов: сейчас технологии развиваются настолько быстро, что в любой момент может понадобиться новый стратегический металл. Это деньги, которых у нас ещё очень много закопано, и наша задача — выявить, где они есть, в каких минералах и объемах. Например, в Канаде, в Австралии сейчас ведутся работы по доизучению и ревизии уже открытых месторождений, устанавливается их комплексность. Этому мы совершенно не уделяем должного внимания. А напрасно. Беда в том, что после распада Советского Союза мы потеряли очень важные источники редкометального сырья. Например, месторождения урана и золота — это очень болезненно. Хром ушел в Казахстан. И марганца у нас недостаточно сейчас. Желательно, чтобы и урана у нас было больше. А разложение лопаритовых руд для добычи ниобия и редких земель осталось в Эстонии. Главное — закрыли обогатительные фабрики. Всё это надо снова поднимать. Если мы это не сделаем, то отстанем, и экономическая безопасность страны не будет обеспечена».

Под руководством Л.Н. Когарко защищено более 11 кандидатских и 7 докторских диссертаций.

Автор более 350 работ, в том числе 11 монографий, 5 из которых изданы за рубежом. Имеет более 1700 цитирований своих работ.

Член редколлегии журнала «Геохимия» «ДАН РАН», «Геология рудных месторождений».

Председатель научного Совета по защитам диссертаций ГЕОХИ.

Заместитель председателя Межведомственного совета по геохимии и космохимии, член Научного совета РАН по проблемам Мирового океана.

Член Межведомственного петрографического комитета (МПК).

Лауреат премии имени Д.С. Коржинского РАН — за серию работ «Щелочной магматизм Земли: рудообразование, мантийный метасоматоз, геохимия стратегических металлов»; премии имени В.И. Вернадского, главной и обычной премии МАИК Наука.

Ей вручена медаль «300 лет Российскому флоту» (1996).

В честь Л.Н. Когарко назван новый минерал «когаркоит» из класса сульфатов-фторидов — он открыт американскими учёными, но очень близок к минералу, открытому Л.Н. Когарко.

©РАН 2024