http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=3fed7bec-b204-416a-beca-63f5b0292f97&print=1
© 2024 Российская академия наук

Академику Диканскому Николаю Сергеевичу - 80 лет!

30.07.2021

Юбилей академика Диканского Николая Сергеевича

Академик
Диканский Николай Сергеевич

(jpg, 38 Kб)

Николай Сергеевич Диканский родился 30 июля 1941 года под взрывами немецких авиабомб в пос. Новый Донбасс (затем — г. Димитров, ныне — г. Мирноград) Донецкой области.

По окончании школы приехал в Новосибирск поступать в университет — шел 1959 год, год открытия университета и первого набора студентов, нынешний Морской проспект тогда был просекой с вырубленными деревьями.

В 1964 году окончил Физический факультет Новосибирского государственного университета. Далее весь трудовой путь и творческая жизнь связаны с Институтом Ядерной физики СО АН СССР (ИЯФ) и Новосибирским государственным университетом. В ИЯФ: аспирант академика Г.И. Будкера, младший, старший научный сотрудник, с 1962 года — зав. лабораторией, в 1993-1996 гг. — начальник отдела, в 1996-1997 гг. — заместитель директора по научной работе, в настоящее время — главный научный сотрудник Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН. Советник РАН.

Профессор НГУ с 1981 года, в 1985 году создал кафедру физики ускорителей, которая впервые в мире стала готовить специалистов по ускорителям и коллайдерам, в 1982-1990 гг. — декан физического факультета НГУ, в 1990-1996 гг. — зав. кафедрой физики и техники ускорителей, в 1997-2007 гг. — ректор Новосибирского государственного университета.

Член-корреспондент АН СССР c 1990 года, академик РАН c 2011 года — Отделение физических наук.

Академик Н.С. Диканский — советский и российский физик с мировым именем, крупный специалист в области физики ускорителей и накопителей заряженных частиц, признанный организатор учебного процесса в НГУ.

Основные научные достижения связаны с первыми в мире экспериментами по электронному охлаждению протонных пучков в накопителях (установка НАП-М) — идея Г.И. Будкера была столь фантастична, что за ее реализацию не взялась ни одна лаборатория мира. Однако в ИЯФ СО АН лаборатория Н.С. Диканского с соратниками — И.Н. Мешковым, В.В. Пархомчуком и академиком А.Н. Скринским с сотрудниками экспериментально продемонстрировали осуществимость этой идеи и в настоящее время результаты этих исследований широко известны международному ускорительному сообществу, они стимулировали использование методов охлаждения пучков тяжелых частиц в ведущих мировых центрах. Под руководством Н.С. Диканского проведены сооружение и физический пуск высокопроизводительного источника позитронов для модернизированных коллайдеров ВЭПП4 и ВЭПП2000.

Кандидат физико-математических наук с 1969 года, доктор физико-математических наук с 1976 года, профессор с 1981 года.

В нелинейной динамике Н.С. Диканский создал теорию синхробетатронных резонансов, теорию нелинейных когерентных резонансов (эффектов встречи), исследовал радиационный захват в сферу бетатронной автофазировки. В области когерентной устойчивости построил теорию когерентного взаимодействия пучков с элементами вакуумных камер-накопителей, экспериментально изучил ряд неустойчивостей и нашел методы их подавления. Эти исследования позволили установить ряд общих закономерностей, касающихся особенностей развития и возможности демпфирования когерентных колебаний накопленных пучков.

Руководитель работ по выполнению серии ионных технологических ускорителей «ПРИЗ», «ЛУИ», «ИОН» на энергии от 200 до 1500 кэВ для нужд микроэлектроники и других отраслей народного хозяйства и проекта ВЭПП-5, включающего в себя комплекс установок со встречными пучками: β- и φ-фабрики. Участвовал в реализации международных разработок по суперколлайдеру.

Работы Н.С. Диканского по нелинейным колебаниям частиц и стохастичности движения в окрестности нелинейных резонансов позволили провести реалистичные оценки вероятностей захвата частиц в сепаратрисы этих резонансов. Он ввел термин «сверххолодные пучки». Провел работы по развитию теории когерентных флуктуаций в накопленных пучках. Применил к описанию спонтанных когерентных колебаний (когерентных флуктуаций) общие методы статистической физики и теории плазмы и получил кинетические уравнения, описывающие взаимную релаксацию частиц пучка и его когерентных флуктуации, т.е. рассеяние частиц пучка на сгустках частиц, образующихся в пучке за счет теплового движения. Участвовал в проектировании и создании протон-антипротонных и других адронных коллайдеров с использованием электронного охлаждения. Работы по использованию ионных пучков, начатые в ИЯФ СО РАН по инициативе Н.С. Диканского привели к возникновению нового для того времени поколения имплантеров для обработки полупроводниковых материалов.

Десять лет в очень непростые 1997-2007 годы Н.С. Диканский был ректором НГУ — и известно, что в 1997-м он спас университет от банкротства. Ему предложили забрать у НГУ часть зданий за долги, он ответил: «вы можете надеть мне наручники, но я этого не сделаю». В вузе в то время творился хаос: ночевали бомжи, валялись шприцы, везде действовали непонятные киоски, не имевшие отношения к НГУ— все это было ликвидировано. Много лет без движения возвышались голые стены спорткомплекса — сегодня 7 тыс. кв.м. этого сооружения функционируют. В это время получили решение на строительство нового главного корпуса 46 тыс.кв. м. Начали проектировать и сейчас этот корпус готов и развитие студгородка продолжается.

Н.С. Диканский заключал контракты с важными и авторитетными институтами, выводил университет из трудного положения. Ему удалось наладить сотрудничество с руководством Сибирского отделения РАН и с Министерством образования РФ — было подписано трехстороннее соглашение по поддержке развития НГУ в рамках особого статуса по учредительству. Выступил на Президиуме СО РАН с концепцией развития Новосибирского государственного университета — после длительных обсуждений она была одобрена и поддержана Президиумом. Составляющие концепции — преимущественная подготовка специалистов для Российской академии наук, сохранение и развитие научных школ, курс на увеличение числа аспирантов НГУ — до 1000 человек с увеличением жилого фонда аспирантских общежитий, капитальный ремонт всех студенческих общежитий (4000 мест).

Появились материальные предпосылки: в четыре раза увеличился бюджет Университета, расширились международные связи, появились крупные научные гранты и программы, создана взвешенная система платного образования, не противоречащая ее академичности, организован ряд новых факультетов, среди которых и факультет информационных технологий. Итог: НГУ в настоящий момент является единственным университетом в России, который готовит специалистов для науки, трудно где-то еще найти такую степень интеграции с фундаментальной наукой — и в этом немалая заслуга Н.С. Диканского.

Сам он длительное время преподавал курс физики в НГУ и Физико-математической школе при университете, с 1962 года являлся активным участником организации и проведения Всесибирских физико-математических олимпиад школьников. По его инициативе создана Ассоциация классических университетов России.

Н.С. Диканский известен как активный борец за науку в период реформирования РАН, вот некоторые его высказывания из интервью: «В 2013 году приняли закон 253-ФЗ, существенно ограничивающий полномочия РАН и изменивший порядок финансирования научных институтов. Не знаю, кто был его инициатором, но этой «реформой» научной системе страны был нанесен огромный урон. Я определил бы ее как диверсию. Одно из последствий — сейчас у Сибирского отделения РАН вообще нет строчки в бюджете страны и, соответственно, нет управления наукой. Академия наук потеряла идентичность, а наукой стали управлять чиновники и бухгалтеры в Москве. Каждый из институтов решает свои организационные и финансовые задачи самостоятельно, через Москву, и в таких условиях действовать согласованно практически нереально, сотрудничество сменяется конкуренцией. Что, конечно, тоже негативно сказывается на перспективах и сроках реализации любой программы развития Академгородка. Просели наши интеграционные междисциплинарные проекты, хотя известно, что сейчас большая часть прорывных научных результатов получается как раз на стыке дисциплин.

Пояс внедрения разрушен почти до основания. Дело буксует, и уже доходит до того, что ученые вообще неохотно предоставляют научные разработки для технопарков и иных структур инновационного предпринимательства, да и сами не торопятся там работать.

Уже есть прецеденты — «Сириус» в Сочи, НИЦ «Курчатовский институт» в Москве и др. — эти территории, оставаясь формально в границах прежних муниципалитетов, подчинены напрямую федеральным властям, на них создан особый режим налогообложения, есть свои органы местного управления и свой бюджет. Было бы хорошо, если бы Академгородок включили в число таких территорий. Чтобы научные институты могли бы зарабатывать деньги и направлять их на свое развитие. Программа «Академгородок 2.0» должна реализовываться вместе с приданием особого статуса территории, на которой она работает.

Сибирское отделение не может управлять интеграцией науки и образования, институты по отдельности не могут это компенсировать. Зачем надо было рушить систему, я имею в виду Сибирское отделение, которая фактически дала толчок развитию науки и высшего образования по всей Сибири — мне непонятно. В научном сообществе давно созрело мнение, что лучше бы нынешнее министерство занималось только образованием, а наукой и инновационной деятельностью — другая структура, типа прежнего Госкомитета по науке и технике.

Руководство страны должно как можно скорее осознать: то, что происходит с образованием и наукой — это уничтожение всех возможностей для развития. Мы можем потерпеть главное поражение: потерять, разрушить научную среду, которая складывалась в России столетиями, и оберегалась руководством страны даже в самые тяжелые годы ее существования».

В лобаратории Н.С Диканского подготовлены 16 кандидатов наук, 5 докторов наук, четверо из них стали академиками РАН, шесть стали лауреатами Государственной премии.

Опубликовано 2 монографии, более 200 научных работ и методическийх пособий. В 1989 году совместно с Д.В. Пестриковым он издал книгу «Физика интенсивных пучков в накопителях» — она стала настольной для всех, кто занимается физикой ускорителей, учебным пособием для студентов кафедры ускорителей, переведена на английский язык, высоко ценится в ускорительных центрах мира.

Региональный редактор Международного журнала «Particle Accelerators», член редколлегии журнала «Nuclear Physics in Europa», член редколлегий ряда других зарубежных научных журналов.

Многие годы был заместителем председателя Президиума СО РАН по инновационной деятельности и развитию научно-образовательного комплекса, членом Президиума СО РАН (с 1998), членом Бюро Совета директоров Новосибирского научного центра СО РАН, член Объединенного Ученого совета СО РАН по физическим наукам (с 1985), председатель Совета по развитию ННЦ Новосибирского научного центра, член Научного совета РАН по проблемам ускорения заряженных частиц, председатель Ученого совета НГУ (с 1997).

Член Комитета научной политики Министерства науки и технологий РФ (до 1992 г.), член Бюро Президиума Совета Учебно-методического объединения РФ, член Головного совета научной программы «Университеты России», член Президиума Ассоциации классических университетов России (с 2001).

Первый председатель секции динамики пучков в Международном комитете по ускорителям будущего под эгидой ЮНЕСКО (с 1998), член Комитетов «Machine Advisory Committee» Стенфордского университета (США), исследовательских центров Цукуба и Riken (Япония,1995-2000), член ICFA — Международного Комитета по будущим ускорителям (с 1998), член Президиума Ассоциации Евразийских университетов.

Награжден орденом Почёта, орденом Дружбы.

Лауреат премии Госкомитета СССР по народному образованию, лауреат Государственной премии РФ.

Ему вручены: Диплом III ст. и Премия Государственного Комитета СССР по Народному образованию, Нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», Медаль чести Европейской Академии Естественных наук, Почетный нагрудный знак Ассоциации содействия промышленности Франции (SPI).