Заседание Президиума Российской академии наук 21 сентября 2004

21.09.2004

21 сентября 2004 года состоялось заседание Президиума Российской академии наук. Заседание открылось церемонией вручения диплома о присуждении ученой степени honoris causa профессору Иштвану Харгиттаи (Венгрия). Диплом вручил и.о. президента РАН академик Месяц Геннадий Андреевич.

21 сентября 2004 года состоялось заседание Президиума Российской академии наук.

Заседание открылось церемонией вручения диплома о присуждении ученой степени honoris causa профессору Иштвану Харгиттаи (Венгрия). Диплом вручил и.о. президента РАН академик Месяц Геннадий Андреевич.
Президиум заслушал научное сообщение "Информационные технологии в образовании". Докладчики - член-корреспондент РАН Федоров Игорь Борисович и доктор технических наук Норенков Игорь Петрович (Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана).

Первая часть доклада посвящена обоснованию актуальности темы, которая обусловлена глобальными проблемами XXI века - энергетическим, экологическим, демографическим, социальным вызовами. Решение проблем видится на путях развития образования и широкого применения информационных технологий.
Для системы высшего образования характерны собственные проблемы, прежде всего проблема нехватки квалифицированных преподавательских кадров, сложность и дороговизна создания и сопровождения учебников и учебных пособий. Информационные технологии способны помочь в решении этих проблем. Этому служат концепции открытого образования и дистанционного обучения. Материально-технической базой открытого образования является информационно-образовательная среда. Ее основные компоненты: база учебных материалов, система управления обучением, виртуальные и удаленные лаборатории, технологии доступа к средствам обучения.
Во второй части доклада обсуждаются состояние и проблемы развития названных компонентов информационно-образовательной среды, т.е. информационные технологии рассматриваются как средство обучения. Показаны недостатки учебников и пособий в традиционной форме. Уже существующие электронные учебники благодаря гипертексту, мультимедиа и анимации улучшили возможность усвоения материала. Однако в отношении содержания предоставляемых материалов и стоимости создания электронные учебники пока остаются на уровне традиционных. По-прежнему отсутствует индивидуализация учебников, их адаптация к конкретным запросам конкретного пользователя.
Преодолеть эти недостатки призваны технологии разделяемых единиц контента (ТРЕК). Основными свойствами ТРЕК являются структуризация знаний о предметной области на базе предварительной разработки ее онтологии, модульная структура учебников, возможность компиляции адаптированных учебников из модулей (единиц контента). В докладе рассматриваются пути построения прикладных электронных энциклопедий, реализующих концепции ТРЕК, типы модулей, функции системы управления базой учебных материалов, состав инструментальной среды для разработки учебников и учебных пособий.
Приведены сведения о конкретных реализациях ТРЕК: это интерактивные электронные технические руководства по международным стандартам АЕСМА (в CALS-технологиях), модель SCORM организации распределенного обучения ADL при министерстве обороны и администрации президента США, электронные энциклопедии, разрабатываемые в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Виртуальные лаборатории предназначены для выполнения исследований с помощью математического моделирования и оптимизации, а лаборатории удаленного доступа - с помощью дистанционного доступа к реальному физическому оборудованию. В докладе приведен типичный состав программного обеспечения виртуальных лабораторий систем открытого образования.
Доступ к базам учебных материалов и лабораторным средствам, как правило, предусматривается через Internet. При этом возникают проблемы обеспечения быстрой реакции системы на запросы пользователей. Проблема включает такие вопросы как распределение учебных материалов по серверам сети, построение каналов "последней мили", выбор подходящей Web-технологии и т.п. Удобство общения с информационно-образовательной средой обеспечивается построением образовательных порталов.

Как итог второй части доклада формулируются актуальные научно-технические задачи:
1. Разработка онтологий предметных областей.
2.Унификация средств представления онтологий и метаданных.
3. Развитие технологий разделяемых единиц контента.
4. Поиск путей интеллектуализации компьютерных обучающих систем.
5. Развитие многоагентных систем управления порталами.
6. Имитационное моделирование информационно-образовательной среды с целью оптимизации распределения образовательных ресурсов по серверам сети.
7. Развитие семантического Web. Краткая третья часть доклада посвящена обсуждению проблем содержания инженерного образования в области информационных технологий.

Для информационных технологий характерны следующие особенности:
- востребованность всеми специальностями
- динамичность развития (частое обновление содержания курсов и лабораторного оснащения).
В МГТУ им. Н.Э. Баумана при подготовке инженеров-пользователей информационные технологии распределены по четырем слоям. Обсуждается содержание этих слоев в сопоставлении с концепциями документа Computing Curricula 2001.
В заключение представлены данные по содержанию подготовки специалистов - разработчиков информационных технологий по направлению "Информатика и вычислительная техника" в вузах России.

Члены Президиума также обсудили и приняли решения по ряду других научно-организационных вопросов.

©РАН 2020